Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Сказочное путешествие по морским островам»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цыгановская Ирина Владимировна

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Сказочное путешествие по морским островам»

Цель: обобщение и систематизирование знаний у детей по разделу «Обучение грамоте».

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать навыки звукового анализа слов;

- закреплять графический образ букв.

- совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- закреплять умение составлять графическую схему предложения;

     Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать память и внимание;

- развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

- формировать навык совместной работы в паре.

- создать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

     Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, фильм-презентация «Сказочная история», воздушный шар, ракушки с заданиями - 5 шт., письмо, кинетический песок в контейнере, цветные фишки – магнитики, предметные картинки, игра «Собери слово»; разноцветные слоговые ракушки; сундук, схемы для составления предложений.

    Предварительная работа: беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстрированного материала, просмотр мультфильма «Русалочка Ариэль».

Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу.

Логопед: Ребята, я очень рада видеть вас! Какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное, весёлое)

Логопед: Возьмемся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Улыбнёмся всем скорей,                          

И начнётся день светлей!  

2. Основная часть                      

Логопед: Ребята, сегодня в наш детский сад прилетел вот такой воздушный шарик.

Что же он принес? (письмо, конверт)

Логопед показывает детям конверт, на котором нарисована русалочка.

Логопед: Ребята, вы догадались от кого письмо? (от русалочки)

Логопед: Откроем и прочитаем?

Логопед читает письмо.

Логопед: «Здравствуйте, дети! Злая колдунья забрала мой голос и теперь я не могу разговаривать. Прошу вас помогите вернуть мне голос. А для этого нужно выполнить задания колдуньи, которые она спрятала в ракушки и разбросала по своим островам»

Логопед: Ребята, поможем русалочке?

Логопед:  Не боитесь злой колдуньи?

Логопед: Тогда я предлагаю отправиться в морское путешествие.

Логопед: Скажите, пожалуйста, на чём люди могут путешествовать? (на транспорте)

Логопед: А какие виды транспорта мы знаем? (воздушный, подземный, наземный, подводный, водный)

Логопед: Какой вид транспорта нам понадобится для путешествия по морю? (водный)

Логопед: А какой водный транспорт вы знаете? (корабль, пароход, катер, лодка, каноэ, яхта, лайнер, парусник, теплоход, гидроцикл, буксир)

Логопед: Молодцы, правильно вы все назвали. Посмотрите у нас есть тоже корабль волшебный. Нравится?

Логопед: Мы можем на нём отправиться в путешествие. Скажите, а кто нам нужен на корабле, чтобы им управлять? (капитан)

Логопед: Обязательно нам нужен капитан, он главный человек на корабле. Как же мы можем выбрать капитана? Что мы можем сделать? (с помощью считалочки)

Логопед: Посчитаем вместе с Аней. Помните считалочку про капитана?

Ребёнок считалкой выбирает капитана.

Ребёнок: Волны по морю гуляли

И корабль они качали,

Только шторм не страшен нам-

С нами смелый капитан! (тот, на кого показала рука считающего при слове «капитан», становится капитаном)

Логопед: У нас … будет капитаном.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас на наш волшебный корабль.      

Дети занимают свои места на корабле. Капитан надевает фуражку, бинокль. Корабль плывет под музыкальное сопровождение (на экране появляется слайд  - под шум моря – изображение волн). Далее на экране появляется слайд – изображение острова с названием «Угадай-ка»

Капитан: Прямо по курсу остров «Угадай-ка»

Логопед: Вы готовы идти на этот остров (да)

Дети выходят из корабля, подходят к острову и находят ракушку с заданием от злой колдуньи.

Логопед: А вот и ракушка с заданием от злой колдуньи «Первый звук определяйте, фишки верно подбирайте»

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста:

- сколько букв в алфавите? (33)

- сколько гласных букв? (10)

- сколько согласных букв? (21)

- какие бывают звуки? (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)?

- чем отличаются гласные от согласных? (гласные мы можем петь, при произнесении

согласных звуков воздушная струя встречает преграду)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем)

- какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

- какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (е, ё, и, я, ю)

- какие гласные буквы обозначают твердость согласных? (а, о, у, ы, э)

- какие согласные всегда твердые? (ш, ж, ц)

- какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, й)

Логопед: Молодцы! Переходим к выполнению задания.

Каждый ребёнок достаёт из песка картинку, кладёт перед собой, называет что на ней изображено, определяет количество слогов в слове, какой звук слышится в начале слова, даёт характеристику этому звуку и кладёт нужную фишку.

Логопед: Молодцы, ребята! Мы справились с задание на этом острове и можем продолжить наше путешествие.

Дети занимают свои места на корабле. Корабль плывет под музыкальное сопровождение (на экране появляется слайд - под шум моря – изображение волн).

Далее на экране появляется слайд – изображение острова с названием «Отгадай-ка»

Капитан: Прямо по курсу остров «Отгадай-ка»

Логопед: Вы готовы идти на этот остров (да)

Дети выходят из корабля, подходят к острову и находят ракушку с заданием от злой колдуньи.

Логопед: А вот и ракушка с заданием от злой колдуньи:

«Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте»

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен напечатать буквы по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед: Молодцы, ребята и с этим трудным заданием мы справились, продолжаем наш путь.

Дети занимают свои места на корабле. Корабль плывет под музыкальное сопровождение (на экране появляется слайд - под шум моря – изображение волн).

Далее на экране появляется слайд – изображение тумана.

Логопед: Ребята, надвигается туман, колдунья решила нас запутать чтобы мы заблудились и не смогли помочь нашей русалочке. Но мы с вами дружные ребята и сможем разогнать туман.

Физкультминутка под музыкальное сопровождение                                                                       «А рыбы в море плавают вот так»

Логопед: Молодцы ребята, туман рассеялся.

На экране появляется слайд – изображение острова с названием «Составляй-ка»

Капитан: Прямо по курсу остров «Составляй-ка»

Логопед: Готовы отправиться на остров?

Дети выходят из корабля, подходят к острову и находят ракушку с заданием от злой колдуньи.

Логопед: А вот и ракушка с заданием от колдуньи:

«Чтобы слово вам узнать
ракушки нужно собрать
Ракушка открывается
Слог на нём читается
Ракушки по цвету собирайте
И слова вы составляйте»

Дети, разбиваясь в пары, собирают ракушки одинакового цвета. На каждой ракушке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Логопед: Молодцы ребята и это задание выполнили!  Отправляемся дальше в наше путешествие. Посмотрим, что еще нам приготовила колдунья.

Дети занимают свои места на корабле. Корабль плывет под музыкальное сопровождение (на экране появляется слайд - под шум моря – изображение волн).

Далее на экране появляется слайд – изображение острова с названием «Называй-ка»

Капитан: Прямо по курсу остров «Называй-ка»

Дети выходят из корабля, подходят к острову и находят ракушку с заданием от злой колдуньи.

Логопед: А вот и ракушка с заданием от колдуньи:

«Здесь ветер сильный погулял.
И слова все разбросал.
Вы их вместе собирайте и предложение прочитайте»

Логопед: Из чего состоит предложение (из слов, связанных по смыслу)

Логопед: Какие правила мы знаем про предложения.

Физкультминутка «Правила предложения»

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

Логопед: На этом острове мы выполнили задание. Молодцы. Возвращаемся на наш корабль.

Дети занимают свои места на корабле. Корабль плывет под музыкальное сопровождение (на экране появляется слайд - под шум моря – изображение волн).

Далее на экране появляется слайд –изображение русалочки

Логопед: Ребята, кто это? (русалка) Мы с вами попали на остров к русалочке. Пойдём к ней в гости? (да)

Логопед: Ребята, смотрите нас встречает сама русалочка. Она радуется и хочет нам что-то сказать.

Голос русалочки: «Ребята, спасибо большое вы выполнили все задания злой колдуньи и помогли вернуть мне голос. За это я приготовила вам подарок. Это книжки-раскраски о моих друзьях.»

Логопед: Посмотрите, ребята, сундучок.

Логопед обращает внимание детей на сундучок, открывает его и показывает подарки.

Логопед: Это книжки - раскраски о русалочке Ариэль и её друзьях. Мы в группе обязательно раскрасим их.

3. Заключительная часть

На экране появляется финальный слайд – сказочное Солнышко, которое желает всем удачи.

Логопед: На этом наше путешествие закончилось.

Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие, если да, возьмите солнышко – улыбающееся, если нет – грустное.

Логопед: Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

Логопед: А где-то было вам трудно? (нет)

Логопед: Скажите, а почему у нас получилось помочь русалочке?

Логопед: Будем еще помогать кому-нибудь? (да) Где может пригодиться ваша помощь в жизни?

Логопед: Маленькие добрые дела делают наш мир лучше. Если мы будем помогать друг другу, добро всегда будет побеждать зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Речевой досуг КВН «Ах, какая зимушка в гости к нам пришла!»

Данное занятие в в занимательной досуговой форме позволяет систематизировать и обобщить знания детей по лексической теме «Зима»...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Путешествие в город Мастеров с использованием ИКТ

Данное занятие помогает развивать в занимательной досуговой форме речевую деятельность детей с ТНР....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Весна"....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"

Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»

Занятие составлено с использованием интерактивных технологий: «дерево решений», проблемного обучения и ТРИЗ, что несомненно способствует развитию образного и логического мышления старших д...