Развитие неречевого и речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Борисова Ксения Владимировна

       Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия. Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребёнку держать рот открытым. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху. Речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Для тренировки речевого дыхания рекомендуются  специальные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_detey.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие неречевого и речевого дыхания

посредством дидактических игр и упражнений».

       Правильное дыхание – основа жизни, здоровья и долголетия. Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребёнку держать рот открытым. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху. Речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Для тренировки речевого дыхания рекомендуются  специальные упражнения.

     Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

   Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот. В раннем возрасте учим выработке неречевого и речевого дыхания в игровой деятельности, непосредственно, играя с ребёнком.

Существует несколько этапов работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап

Формирование неречевого дыхания.

Формирование длительного выдоха у детей 2-4 лет.

Второй этап

Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей (с 4 -5 лет).

Третий этап

Формирование речевого дыхания, обеспечивающее ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

  • нормальное звукообразование;
  • условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз;
  • сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

1.Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

«Свисток», «Бабочки», «Мыльные пузыри», «Губная гармошка» и др.

1. Игра «Бабочки».

Цель дидактических игр и упражнений: выработать воздушную струю.

Игровые действия, например: подуй на бабочку; чья бабочка улетела?

2. Игра «Футбол».

Цель дидактических игр и упражнений:  выработать воздушную струю.

Игровые действия, например: забей гол в ворота.

3.  Игра«Поиграем с мыльными пузырями»

Игровые действия с игрушкой.

«Поможем мишке, зайке, маме и т.д.»

4.Игра «Губная гармошка»

Игровые действия с игрушкой

«Поиграй для мамы, для любимой игрушки и т.д.»

5. Игра «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

6. Игра «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

7. Игра «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

8.«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

2. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.

«Весёлый волчок», «Дует ветерок», «Покачаем Катю», «Кричит ослик» и др.

1. Игра «Весёлый волчок».

Игровые действия с игрушкой: Вот как кружится волчок!

Песенку поёт: «У _ У _У».

Помоги покружиться волчку!.

Споём с ним песенку: «У _ У _У».

2. Игра «Дует ветер».

Показ взрослого: тихий ветер (Ууу); сильный ветер (УУУУУ).

3. Игра «Кричит ослик».

Игровые действия с осликом.

Ослик здоровается: «ИА». Ослик зовёт играть: «ИА» и другие задания.

4.Игра «Покачаем Катю».

Игровые действия с куклой. Наша катя хочет спать, уложи её в кровать: А-А-А.

5.Игра «Дует ветер».

Показ взрослого: тихий ветер (Ууу); сильный ветер (УУУУУ)

3. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

«Трубач», «Курочка и цыплята», «Козлята и волк», «Кот и птички» и др.

1. Игра «Трубач».

Игровые действия с игрушкой.

Игра в трубу (поиграем с мишкой, зайкой).

2. Игра «Курочка и цыплята».

Взрослый рассыпает пуговицы и говорит: Это курочка. А это цыплята.

Курочка: ко-ко –ко! Не ходите далеко!

Цыплята отвечают: «Пи –пи-пи!».

Курочка клюёт зёрнышки. Зовёт цыплят: «Ко –ко-ко!»

Цыплята клюют зёрнышки. Они кричат курочке: «Пи- пи –пи!».

3.Игра «Козлята и волк».

Коробка с большими и маленькими кубиками.

Это козлята. Это домик. Мама ушла в лес. Козлята щиплют травку.

Вот пришёл волк. Прячем козлят в дом (прячем кубики в коробку) Так кричат козлята: «Ме –ме ме!». Не поймал козлят волк!

Придумывание других персонажей и игровых действий.

4. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз.

«Доктор Айболит», «Зайкин огород», «Во саду ли в огороде», «К нам приехал паровоз», «Про коровку» и др.

1. Игра«Доктор Айболит».

Коробка с игрушками: медведь, заяц, лиса, ёжик, волк.

Взрослый даёт речевой образец.

«Доктор лечит зайку». Продолжая игру,

задаёт вопрос ребёнку: «Кого лечит доктор Айболит?»

2. Игра «Зайкин огород».

Корзина с овощами: капуста, морковь, огурец, помидор.

Взрослый даёт речевой образец.

«У зайки капуста». Продолжая игру, показывая на овощ, задаёт вопрос ребёнку: «Что у зайки?»

3. Игра «Во саду ли в огороде».

Корзина с овощами и фруктами: капуста, яблоко, морковь, груша, огурец, помидор, апельсин.

Взрослый даёт речевой образец. «Это капуста». Продолжая игру, показывая на овощ или фрукт, задаёт вопрос ребёнку: «Что это?»

       При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении, ограничивать по времени  и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Подготовила: учитель-логопед Борисова К.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Буклет для педагогов и родителей "Развитие речи и речевого дыхания посредством игр - упражнений"

Цель игр: развитие сильного плавного направленного ротового выдоха; активизация губных мышц....

Мастер - класс "Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений"

Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение  пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по изготовлению пособий,направленных на развитие сильной воздушной струи....

Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...

Серия конспектов по математике в подготовительной группе на тему "Развитие логического мышления у детей посредством дидактических игр и упражнений".

Учить детей подбирать родовые понятия к видовым инаоборот, познакомить детей с системой графического отображенияклассификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить свозмо закреплять...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Данный конспект поможет педагогам более тщательно подойти к теме сенсорного развития детей.здесь представлены различные игры и упражнения для развития сенсорной сферы ребенка....