Серия конспектов по математике в подготовительной группе на тему "Развитие логического мышления у детей посредством дидактических игр и упражнений".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Учить детей подбирать родовые понятия к видовым и
наоборот, познакомить детей с системой графического отображения
классификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить с
возмо закреплять представление о системе графического

 Закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий, учить детей умению рассуждать,
аргументированно доказывать свое согласие или несогласие с
высказываниями. закреплять представление о системе графического

 Закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий. Познакомить детей с возможностью
графического отображения классификационных отношений разных групп
понятий с помощью одного и того же типа модели, развивать внимание,
умение сравнивать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект № 1

Цель: учить детей подбирать родовые понятия к видовым и
наоборот, познакомить детей с системой графического отображения
классификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить с
возможностью сравнения объемов понятий.

Материал: мяч, доска, мел, карточки с изображением посуды (по 2-З
предмета чайной, столовой и кухонной посуды) с изображением мышки,
фартука.

Ход занятия:

-Ребята, давайте с вами поиграем сегодня в необычную, очень интересную игру.
.

(да!)

-Слушайте, как будем играть. Я называю любой предмет, например, вилка,
нож, ложка, а вы должны мне дать общее название всего перечисленного.
-Каким можно назвать одним словом эти предметы?

(ответы детей)

-Правильно, посуда.

-Говорит тот, кому бросаю мяч.

-Аня, - платье, кофта

(вещи).

-Артем, - шляпа, шапка.

Это что? (головные уборы)

-Ваня, - туфли, сапоги это ...? (обувь)

-Ромашка, василек это ... (цветы)

-Кукла, мяч, матрешка это ..(игрушки)

-Молодцы! А сейчас будет игра наоборот. Я говорю общее название, а вы должны назвать, что относится к нему.
- Приготовились!

-Саша, посуда это .... (ответы)

-Ира, верхняя одежда это .... (пальто, шуба)

-Головные уборы это .... (ответы)

(Игра продолжается до тех пор, пока у детей не начнет пропадать к ней интерес).

-Ребята, понравилось вам играть?
(да!)

-Посмотрите, кто это там сидит у нас на ковре, разложил вокруг себя какие-то картинки? Давайте подойдем, посмотрим, может поможем, если помощь нужна. (дети подходят к кукле-мальчику Антошке).

Дети здороваются:

дравствуй, Антошка!

-Здравствуйте, ребята!

-Зачем тебе столько картинок?

-Да вот ... видите, я нарисовал три волшебных круга для картинок, а сам не

знаю, как правильно разложить их по этим кругам.
-Антошка, а как ты их делил?

-Да взял, посчитал и поровну разложил на три кучки. Оказывается,

неправильно.

-Ребята, может вы поможете?

-Давайте, ребята, сначала посмотрим, что на них изображено.

(дети рассматривают)

-Что на них изображено? (ответы детей)

-Догадались, как надо выполнить задание? (ответы детей).

-Конечно, карточки с изображением посуды в один круг, мышку в другой, а

фартук в третий круг.

-Ребята, может фартук поместим вместе с посудой? (нет).

-Конечно, фартук относится к вещам, одежде.

-Справились, Антошка, мы с заданием?

-Справиться, то справились, а вот в круге, где посуда находится, идет спор,

выясняют, кто важней и кто нужней.

-Ребята, разделите их, пожалуйста, пока они не поссорились совсем.
(дети рассматривают картинку и предлагают свои варианты)
-Ребята, для чего чашка, блюдце?

(Чтобы чай пить).

-Значит, это какая посуда?

-Правильно, чайная.

Давайте начертим ей маленький круг внутри большого.
Вот так.

-А эта посуда для чего?
(Чтобы суп есть, макароны)

- Каким одним словом можно ее назвать?

-Конечно, это столовая.

-А эта для чего нужна посуда?

(ответы детей).

-Конечно, чтобы обеды готовить.

-Это кухонная посуда.

-Смотрите, внутри большого круга у нас получилось еще три маленьких

круга для посуды и спор сразу утих.

-Ну, что, Антошка, все твои задания мы выполнили?

-Спасибо, ребята, очень вы мне помогли.

-Ребята, а мы с вами познакомились с волшебными кругами. Оказывается, в

них можно поместить только какие картинки?
(ответы детей).

- Да, у которых есть общее название, назначение.

 

 

Конспект №2

Цель: закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий, учить детей умению рассуждать,
аргументированно доказывать свое согласие или несогласие с
высказываниями.

Материал: доска, мел, карточки с изображением чашки, сапога, гриба,
животных (по одной карточке с изображением рыбы, птицы, зверя,
насекомого)

Ход занятия:

-Ребята, к нам пришел наш друг Антошка, очень ему у нас нравится.

-Поздоровайтесь с ним (дети здороваются)

-Антошка, а что ты такой грустный? И что это у тебя за пакет с картинками?

-Оказывается это твое домашнее задание ...

-Ребята, Антошка не может оказывается понять, как надо разместить

картинки в волшебном круге.
- Давайте ему поможем.

-Посмотрите, что на картинках изображено? (ответы детей: животные,

посуда, обувь ... )

-Сейчас я нарисую большой волшебный круг и будем размещать в него
картинки ....

-Смотрите, Антошка уже все картинки разместил в круг.

-Правильно он сделал?

(ответы детей).

- Почему вы считаете неправильно?

-Рыбы, ворона, бабочка-это кто? Каким одним словом их можно назвать?

-Правильно, это животные.

- А фартук к чему относится?

-К одежде.

-Сапог? (обувь)

-Гриб? (растение)

-Так можно их всех вместе в один круг размещать?

-Конечно нет.

-Значит, животных мы поместим в большой круг, так как картинок с их изображением больше.

–А остальных куда?

-Для них мы нарисуем еще круги: для одежды, обуви, растений.

(воспитатель рисует, дети размещают картинки).

-Ребята, посмотрите на волшебный круг, где картинки с животными.

- Все мы выполнили задания правильно или нет? (рассуждения детей)

-Ворона-это (птица).

-Бабочка-это (насекомое).

-Могут они все вместе в одном «домике»-кругу находиться? (ответы детей).

 

-Значит, я для птицы рисую круг и для насекомого.

-Подумайте, что еще не так?

-Конечно, надо разместить по отдельным кругам зверей и рыб.

-Сейчас выполним задание полностью и правильно.

-Ребята, подумайте и скажите мне, кого больше в нашем кругу: животных

или птиц? (рассуждения детей).

-Конечно, животных, так как к животным относятся и звери, и рыбы, и
насекомые ...

-Понял, Антошка, как дети выполнили твое задание, справишься в
следующий раз сам?

-Спасибо, ребята, за вашу помощь.

-Ребята, хотите поиграть в игру? Не в подвижную, а в словесную?

-Только сначала давайте немного разомнемся, отдохнем.

-Давайте на мгновение представим себя бабочками:

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько бабочек у нас.

Руки вверх поднимем столько,
Крыльев разных у них сколько.
Столько раз присядем разом,
Сколько лапок видим сразу.

-Отдохнули, садимся на стулья и играем в игру «Бывает-не бывает».
Внимательно слушайте, что я буду говорить. Если «уловите» небылицу,
отвечайте: «Так не бывает» и исправляйте.

-Итак, кот Васька стащил сметану. Так бывает? (ответ). Съел всю сметану и
довольный залаял: ав-ав-ав
Так бывает? Почему? А как бывает?

-Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «И я хочу сметаны». А так
бывает?

-Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки
сидят в гнездышке и пищит: пи-пи-пи. Так бывает?

-Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька
летает еще быстрее. Так бывает?

-Ребята, когда выйдете гулять, посмотрите внимательно вокруг, может у нас
тоже окуньки летают с котом наперегонки?

 

 

                                                     

                                                Конспект № 3

 

Цель: закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий. Познакомить детей с возможностью
графического отображения классификационных отношений разных групп
понятий с помощью одного и того же типа модели, развивать внимание,
умение сравнивать и обобщать.

Материал: 2 группы карточек:

  • с изображением розы, гвоздики, ромашки, одуванчика, игрушечного
    барабана, игрушечного медведя
  • с изображением дивана, шкафа, собаки, кошки, волка, лисы;
    доска, мел, игра «Чей силуэт?»

Ход занятия:

-Ребята, смотрите к нам в группу прикатился колобок, да колобок не такой,
как в сказке, а волшебный, слышите, он песню поет:

Почему на голове не растут цветочки,

А растут они в траве и на всякой кочке?

Если волосы растут, значит их сажают.

Почему сажать цветы мне не разрешают?

Хорошо бы сделать так-

Срезать все кудряшки,

На макушке красный мак,

А вокруг ромашки.

А сестренке бы своей посадил я розу -
Нет цветов прекрасней роз ...

-Ребята, что это он такое придумал? Где цветы должны расти? (ответы детей)

-Конечно, в лесу, на лугу.

-Как называют цветы, которые растут в поле?

-Какие вы знаете? (василек, ромашка, ландыш)

-Где еще растут цветы?

-Правильно, в саду, в огороде.

-Какие цветы сажают ваши мамы, бабушки на даче? (роза, тюльпан, нарцисс)

-Вот, оказывается, где должны расти цветы, колобок, - в лесу или в саду, а не

на голове.

-Ребята, давайте познакомим колобка с «волшебным» кругом.

-Смотрите, вот картинки, а вот нарисован круг.

-Я размещаю в круг все картинки, на которых изображены что? (цветы,

барабан, медведь)

-Почему нельзя в один круг разместить?

-Конечно, цветы разместим в один круг, а для игрушек я нарисую еще один

круг.

-Ребята, вспомните, цветы где растут?

-Значит, что еще надо?

-Правильно, разделить цветы на лесные и садовые, и для них, что еще

нарисовать?

- Да, два небольших круга: вот так
(дети размещают картинки).

-Смотрите, колобку очень понравились наши «волшебные» круги. Он еще
хочет поупражняться
.

-Вот рядом с колобком еще лежат картинки. Что на них изображено? (диван,
шкаф, собака).

-Как мы их будем размещать?

-Все картинки в один круг разместим или нет? (рассуждения детей).

-Правильно, диваншкаф- это же ... мебель, и для них я рисую один круг. А

для зверей второй круг.

-Ребята, посмотрите внимательно, правильно мы выполнили задания?

-На картинках какие звери изображены? (дикие и домашние).

-Могут они все вместе находиться?

-Нет. Значит, что еще надо сделать?

-Конечно, нарисовать еще два небольших круга для диких и домашних

зверей (дети размещают картинки)
-Понятно, колобок?

-А сейчас ребята приглашают тебя поиграть в игру «Чей силуэт?» (дети к

силуэту находят его изображение предмета).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»

Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе

1.      Беседа о цветах первоцветах2.      Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3.      Чтение стихов о цветах4....

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления у детей посредством игр и упражнений математического содержания».

Никто не будет отрицать, что для успешного усвоения программы, ребенку необходимо развитое логическое мышление....

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Мастер-класс "Развитие логического мышления у детей посредством технологии "Дары Фребеля""

Показать возможности решения образовательных задач посредством использования набора Фребеля  в совместной деятельности с целью развития логического мышления и формирования мыслител...

Формирование и развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения

В документе представлен опыт работы с детьми подготовительной группы по теме "Формирование и развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения"....

«Формирование логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с математическим содержанием» презентация

Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли"Л.С. Выготский...