Серия конспектов по математике в подготовительной группе на тему "Развитие логического мышления у детей посредством дидактических игр и упражнений".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Учить детей подбирать родовые понятия к видовым и
наоборот, познакомить детей с системой графического отображения
классификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить с
возмо закреплять представление о системе графического
Закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий, учить детей умению рассуждать,
аргументированно доказывать свое согласие или несогласие с
высказываниями. закреплять представление о системе графического
Закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий. Познакомить детей с возможностью
графического отображения классификационных отношений разных групп
понятий с помощью одного и того же типа модели, развивать внимание,
умение сравнивать и обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект № 1
Цель: учить детей подбирать родовые понятия к видовым и
наоборот, познакомить детей с системой графического отображения
классификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить с
возможностью сравнения объемов понятий.
Материал: мяч, доска, мел, карточки с изображением посуды (по 2-З
предмета чайной, столовой и кухонной посуды) с изображением мышки,
фартука.
Ход занятия:
-Ребята, давайте с вами поиграем сегодня в необычную, очень интересную игру.
.
(да!)
-Слушайте, как будем играть. Я называю любой предмет, например, вилка,
нож, ложка, а вы должны мне дать общее название всего перечисленного.
-Каким можно назвать одним словом эти предметы?
(ответы детей)
-Правильно, посуда.
-Говорит тот, кому бросаю мяч.
-Аня, - платье, кофта
(вещи).
-Артем, - шляпа, шапка.
- Это что? (головные уборы)
-Ваня, - туфли, сапоги - это ...? (обувь)
-Ромашка, василек - это ... (цветы)
-Кукла, мяч, матрешка - это ... (игрушки)
-Молодцы! А сейчас будет игра наоборот. Я говорю общее название, а вы должны назвать, что относится к нему.
- Приготовились!
-Саша, посуда - это .... (ответы)
-Ира, верхняя одежда - это .... (пальто, шуба)
-Головные уборы - это .... (ответы)
(Игра продолжается до тех пор, пока у детей не начнет пропадать к ней интерес).
-Ребята, понравилось вам играть?
(да!)
-Посмотрите, кто это там сидит у нас на ковре, разложил вокруг себя какие-то картинки? Давайте подойдем, посмотрим, может поможем, если помощь нужна. (дети подходят к кукле-мальчику Антошке).
Дети здороваются:
-Здравствуй, Антошка!
-Здравствуйте, ребята!
-Зачем тебе столько картинок?
-Да вот ... видите, я нарисовал три волшебных круга для картинок, а сам не
знаю, как правильно разложить их по этим кругам.
-Антошка, а как ты их делил?
-Да взял, посчитал и поровну разложил на три кучки. Оказывается,
неправильно.
-Ребята, может вы поможете?
-Давайте, ребята, сначала посмотрим, что на них изображено.
(дети рассматривают)
-Что на них изображено? (ответы детей)
-Догадались, как надо выполнить задание? (ответы детей).
-Конечно, карточки с изображением посуды в один круг, мышку - в другой, а
фартук - в третий круг.
-Ребята, может фартук поместим вместе с посудой? (нет).
-Конечно, фартук относится к вещам, одежде.
-Справились, Антошка, мы с заданием?
-Справиться, то справились, а вот в круге, где посуда находится, идет спор,
выясняют, кто важней и кто нужней.
-Ребята, разделите их, пожалуйста, пока они не поссорились совсем.
(дети рассматривают картинку и предлагают свои варианты)
-Ребята, для чего чашка, блюдце?
(Чтобы чай пить).
-Значит, это какая посуда?
-Правильно, чайная.
Давайте начертим ей маленький круг внутри большого.
Вот так.
-А эта посуда для чего?
(Чтобы суп есть, макароны)
- Каким одним словом можно ее назвать?
-Конечно, это столовая.
-А эта для чего нужна посуда?
(ответы детей).
-Конечно, чтобы обеды готовить.
-Это кухонная посуда.
-Смотрите, внутри большого круга у нас получилось еще три маленьких
круга для посуды и спор сразу утих.
-Ну, что, Антошка, все твои задания мы выполнили?
-Спасибо, ребята, очень вы мне помогли.
-Ребята, а мы с вами познакомились с волшебными кругами. Оказывается, в
них можно поместить только какие картинки?
(ответы детей).
- Да, у которых есть общее название, назначение.
Конспект №2
Цель: закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий, учить детей умению рассуждать,
аргументированно доказывать свое согласие или несогласие с
высказываниями.
Материал: доска, мел, карточки с изображением чашки, сапога, гриба,
животных (по одной карточке с изображением рыбы, птицы, зверя,
насекомого)
Ход занятия:
-Ребята, к нам пришел наш друг Антошка, очень ему у нас нравится.
-Поздоровайтесь с ним (дети здороваются)
-Антошка, а что ты такой грустный? И что это у тебя за пакет с картинками?
-Оказывается это твое домашнее задание ...
-Ребята, Антошка не может оказывается понять, как надо разместить
картинки в волшебном круге.
- Давайте ему поможем.
-Посмотрите, что на картинках изображено? (ответы детей: животные,
посуда, обувь ... )
-Сейчас я нарисую большой волшебный круг и будем размещать в него
картинки ....
-Смотрите, Антошка уже все картинки разместил в круг.
-Правильно он сделал?
(ответы детей).
- Почему вы считаете неправильно?
-Рыбы, ворона, бабочка-это кто? Каким одним словом их можно назвать?
-Правильно, это животные.
- А фартук к чему относится?
-К одежде.
-Сапог? (обувь)
-Гриб? (растение)
-Так можно их всех вместе в один круг размещать?
-Конечно нет.
-Значит, животных мы поместим в большой круг, так как картинок с их изображением больше.
–А остальных куда?
-Для них мы нарисуем еще круги: для одежды, обуви, растений.
(воспитатель рисует, дети размещают картинки).
-Ребята, посмотрите на волшебный круг, где картинки с животными.
- Все мы выполнили задания правильно или нет? (рассуждения детей)
-Ворона-это (птица).
-Бабочка-это (насекомое).
-Могут они все вместе в одном «домике»-кругу находиться? (ответы детей).
-Значит, я для птицы рисую круг и для насекомого.
-Подумайте, что еще не так?
-Конечно, надо разместить по отдельным кругам зверей и рыб.
-Сейчас выполним задание полностью и правильно.
-Ребята, подумайте и скажите мне, кого больше в нашем кругу: животных
или птиц? (рассуждения детей).
-Конечно, животных, так как к животным относятся и звери, и рыбы, и
насекомые ...
-Понял, Антошка, как дети выполнили твое задание, справишься в
следующий раз сам?
-Спасибо, ребята, за вашу помощь.
-Ребята, хотите поиграть в игру? Не в подвижную, а в словесную?
-Только сначала давайте немного разомнемся, отдохнем.
-Давайте на мгновение представим себя бабочками:
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Руки вверх поднимем столько,
Крыльев разных у них сколько.
Столько раз присядем разом,
Сколько лапок видим сразу.
-Отдохнули, садимся на стулья и играем в игру «Бывает-не бывает».
Внимательно слушайте, что я буду говорить. Если «уловите» небылицу,
отвечайте: «Так не бывает» и исправляйте.
-Итак, кот Васька стащил сметану. Так бывает? (ответ). Съел всю сметану и
довольный залаял: ав-ав-ав. Так бывает? Почему? А как бывает?
-Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «И я хочу сметаны». А так
бывает?
-Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки
сидят в гнездышке и пищит: пи-пи-пи. Так бывает?
-Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька
летает еще быстрее. Так бывает?
-Ребята, когда выйдете гулять, посмотрите внимательно вокруг, может у нас
тоже окуньки летают с котом наперегонки?
Конспект № 3
Цель: закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий. Познакомить детей с возможностью
графического отображения классификационных отношений разных групп
понятий с помощью одного и того же типа модели, развивать внимание,
умение сравнивать и обобщать.
Материал: 2 группы карточек:
- с изображением розы, гвоздики, ромашки, одуванчика, игрушечного
барабана, игрушечного медведя - с изображением дивана, шкафа, собаки, кошки, волка, лисы;
доска, мел, игра «Чей силуэт?»
Ход занятия:
-Ребята, смотрите к нам в группу прикатился колобок, да колобок не такой,
как в сказке, а волшебный, слышите, он песню поет:
Почему на голове не растут цветочки,
А растут они в траве и на всякой кочке?
Если волосы растут, значит их сажают.
Почему сажать цветы мне не разрешают?
Хорошо бы сделать так-
Срезать все кудряшки,
На макушке красный мак,
А вокруг ромашки.
А сестренке бы своей посадил я розу -
Нет цветов прекрасней роз ...
-Ребята, что это он такое придумал? Где цветы должны расти? (ответы детей)
-Конечно, в лесу, на лугу.
-Как называют цветы, которые растут в поле?
-Какие вы знаете? (василек, ромашка, ландыш)
-Где еще растут цветы?
-Правильно, в саду, в огороде.
-Какие цветы сажают ваши мамы, бабушки на даче? (роза, тюльпан, нарцисс)
-Вот, оказывается, где должны расти цветы, колобок, - в лесу или в саду, а не
на голове.
-Ребята, давайте познакомим колобка с «волшебным» кругом.
-Смотрите, вот картинки, а вот нарисован круг.
-Я размещаю в круг все картинки, на которых изображены что? (цветы,
барабан, медведь)
-Почему нельзя в один круг разместить?
-Конечно, цветы разместим в один круг, а для игрушек я нарисую еще один
круг.
-Ребята, вспомните, цветы где растут?
-Значит, что еще надо?
-Правильно, разделить цветы на лесные и садовые, и для них, что еще
нарисовать?
- Да, два небольших круга: вот так.
(дети размещают картинки).
-Смотрите, колобку очень понравились наши «волшебные» круги. Он еще
хочет поупражняться.
-Вот рядом с колобком еще лежат картинки. Что на них изображено? (диван,
шкаф, собака).
-Как мы их будем размещать?
-Все картинки в один круг разместим или нет? (рассуждения детей).
-Правильно, диван, шкаф- это же ... мебель, и для них я рисую один круг. А
для зверей - второй круг.
-Ребята, посмотрите внимательно, правильно мы выполнили задания?
-На картинках какие звери изображены? (дикие и домашние).
-Могут они все вместе находиться?
-Нет. Значит, что еще надо сделать?
-Конечно, нарисовать еще два небольших круга для диких и домашних
зверей (дети размещают картинки)
-Понятно, колобок?
-А сейчас ребята приглашают тебя поиграть в игру «Чей силуэт?» (дети к
силуэту находят его изображение предмета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»
Тематический контроль «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения»Цель: Выполнение годовой задачи:определить эффективность воспитательно-образовательной работы ...
Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения. "Путешествие в страну игры и цветов" в старшей группе
1. Беседа о цветах первоцветах2. Рассматривание слайдов о Древнем Риме и цветах3. Чтение стихов о цветах4....
Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления у детей посредством игр и упражнений математического содержания».
Никто не будет отрицать, что для успешного усвоения программы, ребенку необходимо развитое логическое мышление....
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...
Мастер-класс "Развитие логического мышления у детей посредством технологии "Дары Фребеля""
Показать возможности решения образовательных задач посредством использования набора Фребеля в совместной деятельности с целью развития логического мышления и формирования мыслител...
Формирование и развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения
В документе представлен опыт работы с детьми подготовительной группы по теме "Формирование и развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения"....
«Формирование логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с математическим содержанием» презентация
Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли"Л.С. Выготский...