конспект занятия Домашние животные
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей
старшей логопедической группы
Тема: «Домашние животные и их детеныши.»
учитель – логопед ГБДОУ №13
Исаева Элина Идрисовна
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1.Развитие общих речевых навыков:
а) Развитие артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры.
б) Работа над интонационной выразительностью речи.
2. Развитие фонематической стороны речи:
а) Закрепление понятий «звук – слог - слово», «гласный звук», «согласный
звук».
б) Закрепление умения различать «твёрдый согласный звук - мягкий
согласный звук», «звонкий согласный звук - глухой согласный звук».
в) Совершенствование навыка анализа слов из 3 звуков.
г) Закрепление умения выполнять звуковую схему слова.
3.Грамматический строй:
а) Совершенствование навыка образовывать сущ. с суффиксом –онок
(названия детенышей домашних животных).
б) Совершенствование навыка согласовывать им.сущ. с им. прилагат. в Тв.п.
в) Закрепление умения употреблять предлог «у» с им. сущ..
4.Связная речь:
а) Закрепление умения отвечать полным ответом.
б) Закрепление умения отгадывать и толковать загадки.
в) Закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».
Психолого-педагогические:
1.Лексика:
а) Закрепление навыка выделять признаки ранней осени.
б) Уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши».
в) Закрепление понимания обобщающего понятия «Домашние животные».
2. Развитие слухового и зрительного восприятия и памяти.
а) Закрепление умения узнавать животных по звукоподражанию.
3.Развитие зрительного внимания:
а) Закрепление умения «видеть», обращать внимание на детали одежды, своей и окружающих.
4. Развитие общей, мелкой моторики:
а) Развитие координации речи с движением.
б) Развитие точных синхронных движений пальцев обеих рук.
в) Закрепление навыка правильно держать карандаш.
Оборудование:
- Календарь природы (Н.В. Нищева)
- Набор для проведения психогимнастики (солнышко, тучка, снежинка).
- Демонстрационный набор по теме «Домашние животные и их детеныши».
- Набор предметных картинок с изображением корма для животных.
- Дидактическая игра «Собери семью».
- Музыкальная книжка «Голоса животных».
- Комплект маленьких подушек по количеству детей.
- Рабочий лист с изображением «мам и детенышей»
- Набор символов для звукового анализа.
- Простые карандаши по количеству детей.
- Стерательные резинки по количеству детей.
Организационный момент.
(дети сидят на подушечках, перед ними календарь природы)
- Развитие временных представлений.
Цель: 1. Закрепление навыка выделять признаки ранней весны.
2. Закрепление умения отвечать полным ответом.
Логопед: Ребята, какое сейчас время года за окном?
Реб.: За окном весна.
Логопед: А какая весна?
Реб.: Ранняя весна.
Логопед: Ребята, какие приметы ранней весны вы знаете?
1-ый реб.: Ранней весной тает снег.
2-ой реб.: Ранней весной бегут ручьи.
3 –ийреб.: Ранней весной тает лед.
4-ый реб.: Ранней весной солнце пригревает.
5-ый реб.: Ранней весной появляются проталины.
6-ой реб.: Ранней весной птицы возвращаются из теплых стран.
II. Психогимнастика
Цель: Развитие артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры.
Логопед: Ранней весной, когда светит солнышко (демонстрирует солнышко) – мы улыбаемся.
Дети выполняют упражнение «Улыбка».
Логопед: Ранней весной, когда на небе собираются тучи (демонстрирует тучу) – мы хмуримся.
Дети выполняют упражнение «Нахмурь брови».
Логопед: Ранней весной, если вдруг выпадает снег (демонстрирует снежинку) – мы удивляемся.
Дети выполняют упражнение «Удивись».
(Далее логопед несколько раз, попеременно, демонстрирует картинки, а дети выполняют ещё раз эти упражнения).
III. И/упр.: «Отгадай загадку».
Цель: 1. Закрепление умения отгадывать и толковать загадки.
2. Закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».
Логопед: А сейчас, я приглашаю вас пройти к столу.
(Дети встают с подушек и идут к столу. На столе разложены картинки с изображением домашних животных).
Логопед: Я буду загадывать загадки, а кто догадается, поднимет ручку.
Логопед: В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
1-ый реб.: Я считаю, что это собака, потому что она спит в будке и сторожит дом. (Ребенок берет картинку, где изображена собака.)
Логопед: Везёт она воз.
Ест сено да овёс.
2-ой реб.: Я считаю, что это лошадь, потому что она перевозит грузы. Ещё она ест овёс.
(Ребенок берет картинку, где изображена лошадь.)
Логопед: С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.
3 –ийреб.: Я думаю, что это коза, потому что у нее есть борода. Ещё она даёт молоко. (Ребенок берет картинку, где изображена коза.)
Логопед: Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
4-ый реб.: Я думаю, что это кошка, потому что у нее есть усы. И она боится воды.
(Ребенок берет картинку, где изображена кошка.)
Логопед: Лежит замарашка.
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком.
5-ый реб.: Я считаю, что это свинья, потому что у нее нос пятачком.
(Ребенок берет картинку, где изображена свинья.)
Логопед: Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.
6-ой реб.: Я считаю, что это корова, потому что она гуляет на лугу. И дает молоко.
(Ребенок берет картинку, где изображена корова.)
Логопед: Молодцы! Скажите, о ком вы отгадывали загадки?
Реб.: Мы отгадывали загадки о домашних животных.
Логопед: А почему они называются домашними?
Реб.: Потому что живут в доме человека. Или рядом с домом.
Логопед: А что человек делает для них?
Реб.: Человек заботится о них.
Реб.: Он кормит домашних животных.
Реб.: Поит домашних животных.
Логопед: Ребята, давайте, и вы покормите своих питомцев. Возвращайтесь на свои подушечки.
IV. И/упр. «Чем питается?»
Цель: Совершенствование навыка согласовывать им.сущ. с им. прилагат. в Тв.п.
(Логопед предлагает детям выбрать картинку с изображением корма для своего питомца)
1-ый реб.: Корова питается свежей травой.
2-ой реб.: Свинья питается разными овощами.
3 –ий реб.: Лошадь питается сушеным овсом.
4-ый реб.:Коза питается зеленой травой.
5-ый реб.: Кошка питается свежей рыбой.
6-ой реб.: Собака питается хрустящей косточкой.
Логопед: Ребята, а где мы можем увидеть всех домашних животных сразу?
Реб.: Разных домашних животных мы можем увидеть в деревне.
Логопед: Сейчас мы туда и отправимся, но сначала уберем подушки.
V. И/упр.: «Внимательные глазки».
Цель: а) Развитие зрительного внимания.
б) Закрепление умения «видеть», обращать внимание на детали одежды, своей и окружающих.
Логопед: Первый убирает подушку тот, у кого на колготках сердечки.
Убирает подушку тот, у кого на голове два хвостика.
(Так постепенно все дети, аккуратно, убирают подушки).
VI. И/упр.: «У бабы Тани».
Цель: 1. Развитие координации речи с движением.
2. Работа над интонационной выразительностью речи.
3. Развитие точных синхронных движений пальцев обеих рук.
Как у нашей бабы Тани Сидит кошка на диване, Спит собака в конуре, Корова дремлет во дворе Козлик ходит в огороде, Конь с овцой по полю бродят Всех животных называем Дружно пальцы загибаем Кошка, собака, корова, коза, Лошадь и маленькая овца. | 4 хлопка Присесть, руки на коленях; Наклонить голову; Показать рога; По кругу В обратную сторону Хлопки Разжимаем кулачки С большого пальца на обеих руках. Присесть. |
Логопед: Погостили в деревне, пора возвращаться домой. Ой, а кто это кричит?
(Идёт воспроизведение голосов некоторых животных. Дети отгадывают, кто кричит.)
VII. И/упр.: «Кто кричит? »
Цель: 1. Закрепление умения узнавать животных по звукоподражанию.
2. Закрепление глагольного словаря.
1-ый реб.: Это ржет лошадь.
2-ой реб.: Это хрюкает свинья.
3-ий реб.: Это лает собака.
Логопед: Это мамы потеряли своих детенышей! Давайте поможем им!
(Дети садятся за столы и выполняют задание на рабочем листе. Необходимо найти и соединить стрелочкой маму и детеныша.)
VIII. И/упр.: «Помоги маме найти детеныша.»
Цель: 1.Закрепление навыка правильно держать карандаш.
2. Совершенствование навыка образовывать сущ. с суффиксом –онок (названия детенышей домашних животных).
3. Закрепление умения употреблять предлог «у» с им. сущ..
4. Раскрашивать, не выходя за пределы рисунка.
Логопед: Ребята, кого вы нашли?
1-ый реб.: У лошади нашелся жеребенок.
2-ой реб.: У свиньи нашелся поросёнок.
3-ий реб.: У козы нашелся козленок.
4-ый реб.: У собаки нашелся щенок.
5-ый реб.: У кошки нашелся котенок.
6-ой реб.: У коровы нашелся теленок.
Логопед: Молодцы! Помогли! А теперь послушайте последнюю загадку.
Стройный, резвый и игривый,
Чёлка, хвост, густая грива,
На ногах его – копыта,
Мышцы пламенем налиты!
Что же это за огонь,
Что за Чудо?
Это – ...
Дети: Конь!
VIII. Упр.: «Выложи схему слова».
Цель: 1.Закрепление понятий: «звук – слог - слово», «гласный звук», «согласный звук».
2. Закрепление умения различать «твёрдый согласный звук - мягкий согласный звук», «звонкий согласный звук - глухой согласный звук».
3. Совершенствование навыка анализа слов из 3 звуков.
4. Закрепление умения выполнять звуковую схему слова.
Логопед: Какой 1-ый звук в слове «конь»?
1-ый реб.: В слове конь 1-ый звук [к].
Логопед: Какой он.
2-ой реб.: Звук [к] согласный.
3-ий реб.: Звук [к] твёрдый, обозначается, синим цветом.
4-ый реб.: Звук [к] глухой. Выкладываем синий квадратик без колокольчика.
Дети выкладывают квадратик без колокольчика.
Логопед: Какой звук ты слышишь после [к].
5-ый реб.: После [к] я слышу звук [о].
6-ой реб.: Звук [о] гласный, обозначается красным цветом.
Дети выкладывают красный квадратик
Логопед: Какой звук ты слышишь после [о].
1-ый реб.: После [о] я слышу звук [н’].
Логопед: Какой он?
2-ой реб.: Звук [н’] согласный.
3-ий реб.: Звук [н’] мягкий, обозначается зеленым цветом.
4-ый реб.: Звук [н’] звонкий. Выкладываем зеленый квадратик с колокольчиком.
Логопед: Сколько всего звуков в слове конь?
5-ый реб.: В слове «конь» всего 3 звука.
Логопед: А сколько слогов?
6-ой реб.: В слове «конь» 1 слог.
Логопед: А как мы узнали?
1-ый реб.: Можно прохлопать слово.
(Дети хлопают)
Логопед: А еще какое правило мы знаем?
2-ой реб.: Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Логопед: Молодцы, ребята! О ком мы сегодня говорили?
3-ий реб.: Мы говорили о домашних животных.
Логопед: Наша встреча подошла к концу. Все умнички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Домашние животные"
Конспект занятия для начинающих воспитателей...
Конспект занятия "Домашние животные"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в средней группе. "Домашние животные"....
Конспект занятия - Домашние животные
Конспект логопедического занятия - Тема: Домашние животные.Цели: Коррекционно-образовательные:- расширить и углубить представления детей о домашних животных.Коррекционно-развивающие:- развивать связну...
Конспект занятия «Домашние животные и птицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с ...
Конспект занятия «Домашние животные»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в средней группе для детей с общим недоразвитием ...
Конспект занятия "Домашние животные"
Конспект занятия для младшей группы, по теме " Домашние животные"...
конспект занятия домашние животные
совершенствование знаний о домашних животных...