Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тема: «Лето. Гласные – согласные звуки»

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить умение различать гласные и согласные звуки;
  • закрепить умения звукового анализа и синтеза;
  • закрепить умения различать твёрдые и мягкие согласные;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование сравнительной степени прилагательных).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику,
  • активизировать словарный запас;
  • развивать логическое мышление;
  • учить внимательно, вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, интерес к обучению.

Оборудование: аудиозапись, магнитная доска, солнышко, тучки, конверт, изображения символов звуков (вода, муха, змея, жук), красные и синие кружки, сигнальные карточки «подушка» – «камень», картинки (наглядный материал), картинка «Лето».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Лето. Гласные – согласные звуки»

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить умение различать гласные и согласные звуки;
  • закрепить умения звукового анализа и синтеза;
  • закрепить умения различать твёрдые и мягкие согласные;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование сравнительной степени прилагательных).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику,
  • активизировать словарный запас;
  • развивать логическое мышление;
  • учить внимательно, вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, интерес к обучению.

Оборудование: аудиозапись, магнитная доска, солнышко, тучки, конверт, изображения символов звуков (вода, муха, змея, жук), красные и синие кружки, сигнальные карточки «подушка» – «камень», картинки (наглядный материал), картинка «Лето».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Дети заходят и садятся на свои места, тихо играет музыка из пьесы А. Вивальди «Лето».

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Ребята, я сегодня пришла на работу и увидела на столе конверт. Давайте откроем его и посмотрим, что там.

Логопед достаёт из конверта «тучку» с загадкой и читает.

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски.

  1. Сообщение темы

Логопед: О каком времени года говорится в загадке?

Дети: О лете.

Логопед: Совсем скоро наступит лето. Лето – это один из четырех времен года, наступающий после весны. Лето характеризуется теплой и солнечной погодой, длинными днями и короткими ночами. В это время года температура воздуха обычно повышается, и природа расцветает. В летние месяцы растения цветут, деревья приобретают насыщенно-зеленую листву, и воздух наполняется ароматами цветов. Лето – время отпусков и отдыха.

Логопед: Правильно, о лете, но лето что-то запаздывает, тучки спрятали солнце.

Логопед показывает на доску, где солнышко закрывают тучи.

Логопед: Тучи приготовили для вас задания, давайте поможем солнышку, прогоним их, выполним всё правильно и освободим его!

Логопед убирает тучки, на которых написаны задания, которые нужно выполнять.

  1. Основная часть

1 тучка. Упражнение на дыхание

Логопед: Ребята, чего у нас летом очень много?

Дети: Цветов.

Логопед: Да, правильно, очень много красивых, ярких цветов.

Логопед: Давайте возьмём наши разноцветные вертушки, наберём воздух через нос, не поднимая плеч, подуем. Выдох должен быть длительным, плавным. Представим, что вертушки это красивые цветочки, растущие на лугу, а вы – летний ветерок, который дует на них и они колышутся (дети выполняют упражнение 2-3 раза).

2 тучка. Фонетическая разминка

Логопед: Давайте вспомним звуки лета! Представим, что мы идём по тропинке, в парке или в лесу, светит солнышко и вдруг где-то слышится нам ручеёк или это кто-то поливает цветы в саду из шланга, как звучит водичка?

Логопед показывает картинки на экране, после каждого правильного названного звука (вода, муха, змея, жук).

Дети: Сссссс.

Логопед: Правильно.

Логопед: А теперь мы услышали, как к нам приближается муха, со своей песенкой, как она звучит?

Дети: Зззззз.

Логопед: Да, верно.

Логопед: А сейчас мы слышим, как приближается к нам змея и предупреждает нас, чтобы мы быстрее убегали. Какой звук она издаёт?

Дети: Шшшшш.

Логопед: Правильно. Когда мы слышим шипение в траве, то мы должны быть предельно осторожны, так как это может быть змея, которая может нас укусить.

Логопед: Ну вот, опасность позади и мы слышим, как к нам подлетает весёлый, добрый жук со своей громкой песенкой. Какой?

Дети: Жжжжжжж.

Логопед: Совершенно верно.

3 тучка. Звуко-слоговой анализ (синтез) слов.

Логопед показывает три картинки с изображениями: сова, обруч, кот.

Логопед: Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?

Дети: Сова.

Логопед: С какого звука начинается слово сова?

Дети: Со звука С.

Логопед: Звук С согласный или гласный?

Дети : Согласный

Логопед: Посмотрим на вторую картинку. Что это?

Дети: Обруч

Логопед: Какой звук мы слышим в начале этого слова?

Дети: О

Логопед: Звук О, гласный или согласный?

Дети: Гласный

Логопед: Правильно. На следующей картинке кто изображён?

Дети: Кот

Логопед: С какого звука начинается слово «кот»?

Дети: Со звука К.

Логопед: Звук К какой?

Дети: Согласный

Логопед: Верно. А теперь давайте составим слово из полученных нами звуков: С……О….. К… получилось слово?

Дети: СОК

Логопед: Да – слово «сок».

Логопед: Сколько слогов в слове «сок»? Прохлопаем.

Дети: Один

Логопед: Перед вами лежат разноцветные квадратики. Составьте самостоятельно схему к слову СОК.

Один ребёнок выйдет к доске и составит схему.

Логопед: Посмотрите на доску. Правильно … составил (а) схему?

Дети: Да.

Логопед: Да. Правильно. Проверьте себя, у кого так же, как и у … , тот сделал всё правильно.

4 тучка. Слоговая структура.

Логопед: Следующая тучка приготовила для вас слоговые песенки, вам нужно послушать внимательно и повторить, без ошибок.

Рот логопеда закрыт экраном.

Па па ба,   да да та,   хи хи хе,   га ка га,   ля ле ле.

Дети повторяют каждый слоговой ряд.

5 тучка. Звуковой анализ

Логопед: Ребята, какие вы сейчас слышали звуки в песенках тучки?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: А согласные какие там были? Твёрдые и …. ?

Дети: Мягкие.

Логопед: Да. А каким цветом мы обозначаем твёрдость?

Дети: Синий цвет (камень).

Логопед: А мягкость?

Дети: Зеленый (подушка).

Логопед: Верно. У вас на столах карточки. Когда вы услышите твёрдый звук, вы поднимите – «камень», когда мягкий звук – «подушку».

Приготовились: Д Дь М Н Нь С Сь Ч Г Зь.

  1. Физкультминутка

Логопед: Давайте немного отдохнём, встаньте рядом со своими стульчиками. Выполняем движения, повторяя за мной:

Ветер дует нам в лицо, (машем руками на себя)

Закачалось деревцо, (вытягиваем руки вверх , машем из стороны в сторону),

Ветерок всё тише, тише, (руки опускаем вниз, плавно приседаем)

Деревцо всё выше, выше. (встаём, руки поднимаем вверх )

7 тучка. Грамматический строй речи.

Логопед: А сейчас вам нужно вспомнить, чем лето отличается от весны.

Логопед: Весной солнце светит ярко, а летом ещё…

Дети: Ярче!

Логопед: Весной птицы поют звонко, а летом ещё…

Дети: Звонче!

Логопед: Весной цветов много, а летом ещё …

Дети: Больше!

Логопед: Весной воздух тёплый, а летом ещё….

Дети: Теплее!

Логопед: Весной детям весело, а летом ещё ….

Дети: Веселее!

Логопед: Весной деревья зелёные, а летом ещё …

Дети: Зеленее.

Логопед: Весной день длинный, а летом ещё…

Дети: Длиннее.

8 тучка. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Приготовим пальчики и начиная с мизинчика, загибаем.

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький,

Этот пальчик толстячок,

Ну, а вместе – кулачок.

9 тучка. Связная речь.

Логопед: Тучка хочет узнать, что вы знаете о лете.

Логопед вешает плакат «Лето».

- Рассмотрите внимательно плакат.

- Что вы видите?

- Каким цветом лето? Какое небо? Какое солнышко? Что растёт? Что делают взрослые? Что делают дети? Животные? Какое у всех настроение?

- Кто хочет рассказать, поднимите руку.

Дети: Лето зелёным цветом. Небо летом чистое, ясное, светлое, голубое. Солнышко яркое, жаркое. Растёт много цветов, фруктов, ягод и овощей. Взрослые и Дети отдыхают, купаются в речке, плавают на лодке, играют в песочнице, катаются на велосипеде. Животные щиплют травку на лугу. Настроение у всех хорошее и радостное.

10 тучка. Развитие памяти.

Игровое упражнение «Угадай месяц».

Логопед: Ребята, тучка просит вас вспомнить, какие бывают летние месяцы.

Логопед: Я буду называть все месяцы, а вы будете хлопать, только тогда, когда услышите летние. Приготовьте ладошки: январь, март, июль, май, август, декабрь, июнь.

Дети хлопают на летние месяцы.

Логопед: Давайте повторим их ещё раз, по порядку.

Дети: Июнь, июль, август.

  1. Заключительная часть

Логопед: Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Вы все большие молодцы, разогнали тучки своими правильными ответами и теперь у нас наступило настоящее солнечное лето.

Логопед: Давайте вспомним, что же мы сегодня проходили, о чём говорили?

Дети: Мы сегодня говорили про лето. Мы сегодня говорили про гласные и согласные звуки.

  1. Рефлексия

Логопед: Сейчас предлагаю вам оценить ваше настроение и занятие. Веселое солнышко – у вас хорошее настроение и вам понравилось занятие. Грустное солнышко – у вас плохое настроение и вам занятие не понравилось.

Логопед: А теперь тихонечко встаём и задвигаем за собой стульчики. Наше занятие окончено.

Список литературы:

  1. «Конспекты логопедических занятий в старшей группе» О.Н. Лиманская (М.,2-е изд., «ТЦ Сфера», 2018).
  2. «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет» (старшая группа), Н.В. Нищева (СПб ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2019).
  3. «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе. О. С. Гомзяк (М., изд. ГНОМ, 2018)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)

В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР среднего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

В конспекте представлены игровые приемы закрепления знаний, полученных детьми на  логопедических занятиях....

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [C]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия содержатся приемы формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков, в частности, базового звука [С]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’]...

Конспект ндивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

В данном конспекте ндивидуального логопедического занятия представлены приемы дифференциации звуков [С] и [Ш]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [Ц]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на обучение  ребенка правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по подражанию....