Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема: «Лето. Гласные – согласные звуки»
Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение различать гласные и согласные звуки;
- закрепить умения звукового анализа и синтеза;
- закрепить умения различать твёрдые и мягкие согласные;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование сравнительной степени прилагательных).
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику,
- активизировать словарный запас;
- развивать логическое мышление;
- учить внимательно, вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, интерес к обучению.
Оборудование: аудиозапись, магнитная доска, солнышко, тучки, конверт, изображения символов звуков (вода, муха, змея, жук), красные и синие кружки, сигнальные карточки «подушка» – «камень», картинки (наглядный материал), картинка «Лето».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Лето. Гласные – согласные звуки»
Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение различать гласные и согласные звуки;
- закрепить умения звукового анализа и синтеза;
- закрепить умения различать твёрдые и мягкие согласные;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование сравнительной степени прилагательных).
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику,
- активизировать словарный запас;
- развивать логическое мышление;
- учить внимательно, вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, интерес к обучению.
Оборудование: аудиозапись, магнитная доска, солнышко, тучки, конверт, изображения символов звуков (вода, муха, змея, жук), красные и синие кружки, сигнальные карточки «подушка» – «камень», картинки (наглядный материал), картинка «Лето».
Ход занятия:
- Организационный момент
Дети заходят и садятся на свои места, тихо играет музыка из пьесы А. Вивальди «Лето».
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Ребята, я сегодня пришла на работу и увидела на столе конверт. Давайте откроем его и посмотрим, что там.
Логопед достаёт из конверта «тучку» с загадкой и читает.
Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски.
- Сообщение темы
Логопед: О каком времени года говорится в загадке?
Дети: О лете.
Логопед: Совсем скоро наступит лето. Лето – это один из четырех времен года, наступающий после весны. Лето характеризуется теплой и солнечной погодой, длинными днями и короткими ночами. В это время года температура воздуха обычно повышается, и природа расцветает. В летние месяцы растения цветут, деревья приобретают насыщенно-зеленую листву, и воздух наполняется ароматами цветов. Лето – время отпусков и отдыха.
Логопед: Правильно, о лете, но лето что-то запаздывает, тучки спрятали солнце.
Логопед показывает на доску, где солнышко закрывают тучи.
Логопед: Тучи приготовили для вас задания, давайте поможем солнышку, прогоним их, выполним всё правильно и освободим его!
Логопед убирает тучки, на которых написаны задания, которые нужно выполнять.
- Основная часть
1 тучка. Упражнение на дыхание
Логопед: Ребята, чего у нас летом очень много?
Дети: Цветов.
Логопед: Да, правильно, очень много красивых, ярких цветов.
Логопед: Давайте возьмём наши разноцветные вертушки, наберём воздух через нос, не поднимая плеч, подуем. Выдох должен быть длительным, плавным. Представим, что вертушки это красивые цветочки, растущие на лугу, а вы – летний ветерок, который дует на них и они колышутся (дети выполняют упражнение 2-3 раза).
2 тучка. Фонетическая разминка
Логопед: Давайте вспомним звуки лета! Представим, что мы идём по тропинке, в парке или в лесу, светит солнышко и вдруг где-то слышится нам ручеёк или это кто-то поливает цветы в саду из шланга, как звучит водичка?
Логопед показывает картинки на экране, после каждого правильного названного звука (вода, муха, змея, жук).
Дети: Сссссс.
Логопед: Правильно.
Логопед: А теперь мы услышали, как к нам приближается муха, со своей песенкой, как она звучит?
Дети: Зззззз.
Логопед: Да, верно.
Логопед: А сейчас мы слышим, как приближается к нам змея и предупреждает нас, чтобы мы быстрее убегали. Какой звук она издаёт?
Дети: Шшшшш.
Логопед: Правильно. Когда мы слышим шипение в траве, то мы должны быть предельно осторожны, так как это может быть змея, которая может нас укусить.
Логопед: Ну вот, опасность позади и мы слышим, как к нам подлетает весёлый, добрый жук со своей громкой песенкой. Какой?
Дети: Жжжжжжж.
Логопед: Совершенно верно.
3 тучка. Звуко-слоговой анализ (синтез) слов.
Логопед показывает три картинки с изображениями: сова, обруч, кот.
Логопед: Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?
Дети: Сова.
Логопед: С какого звука начинается слово сова?
Дети: Со звука С.
Логопед: Звук С согласный или гласный?
Дети : Согласный
Логопед: Посмотрим на вторую картинку. Что это?
Дети: Обруч
Логопед: Какой звук мы слышим в начале этого слова?
Дети: О
Логопед: Звук О, гласный или согласный?
Дети: Гласный
Логопед: Правильно. На следующей картинке кто изображён?
Дети: Кот
Логопед: С какого звука начинается слово «кот»?
Дети: Со звука К.
Логопед: Звук К какой?
Дети: Согласный
Логопед: Верно. А теперь давайте составим слово из полученных нами звуков: С……О….. К… получилось слово?
Дети: СОК
Логопед: Да – слово «сок».
Логопед: Сколько слогов в слове «сок»? Прохлопаем.
Дети: Один
Логопед: Перед вами лежат разноцветные квадратики. Составьте самостоятельно схему к слову СОК.
Один ребёнок выйдет к доске и составит схему.
Логопед: Посмотрите на доску. Правильно … составил (а) схему?
Дети: Да.
Логопед: Да. Правильно. Проверьте себя, у кого так же, как и у … , тот сделал всё правильно.
4 тучка. Слоговая структура.
Логопед: Следующая тучка приготовила для вас слоговые песенки, вам нужно послушать внимательно и повторить, без ошибок.
Рот логопеда закрыт экраном.
Па па ба, да да та, хи хи хе, га ка га, ля ле ле.
Дети повторяют каждый слоговой ряд.
5 тучка. Звуковой анализ
Логопед: Ребята, какие вы сейчас слышали звуки в песенках тучки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: А согласные какие там были? Твёрдые и …. ?
Дети: Мягкие.
Логопед: Да. А каким цветом мы обозначаем твёрдость?
Дети: Синий цвет (камень).
Логопед: А мягкость?
Дети: Зеленый (подушка).
Логопед: Верно. У вас на столах карточки. Когда вы услышите твёрдый звук, вы поднимите – «камень», когда мягкий звук – «подушку».
Приготовились: Д Дь М Н Нь С Сь Ч Г Зь.
- Физкультминутка
Логопед: Давайте немного отдохнём, встаньте рядом со своими стульчиками. Выполняем движения, повторяя за мной:
Ветер дует нам в лицо, (машем руками на себя)
Закачалось деревцо, (вытягиваем руки вверх , машем из стороны в сторону),
Ветерок всё тише, тише, (руки опускаем вниз, плавно приседаем)
Деревцо всё выше, выше. (встаём, руки поднимаем вверх )
7 тучка. Грамматический строй речи.
Логопед: А сейчас вам нужно вспомнить, чем лето отличается от весны.
Логопед: Весной солнце светит ярко, а летом ещё…
Дети: Ярче!
Логопед: Весной птицы поют звонко, а летом ещё…
Дети: Звонче!
Логопед: Весной цветов много, а летом ещё …
Дети: Больше!
Логопед: Весной воздух тёплый, а летом ещё….
Дети: Теплее!
Логопед: Весной детям весело, а летом ещё ….
Дети: Веселее!
Логопед: Весной деревья зелёные, а летом ещё …
Дети: Зеленее.
Логопед: Весной день длинный, а летом ещё…
Дети: Длиннее.
8 тучка. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Приготовим пальчики и начиная с мизинчика, загибаем.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик толстячок,
Ну, а вместе – кулачок.
9 тучка. Связная речь.
Логопед: Тучка хочет узнать, что вы знаете о лете.
Логопед вешает плакат «Лето».
- Рассмотрите внимательно плакат.
- Что вы видите?
- Каким цветом лето? Какое небо? Какое солнышко? Что растёт? Что делают взрослые? Что делают дети? Животные? Какое у всех настроение?
- Кто хочет рассказать, поднимите руку.
Дети: Лето зелёным цветом. Небо летом чистое, ясное, светлое, голубое. Солнышко яркое, жаркое. Растёт много цветов, фруктов, ягод и овощей. Взрослые и Дети отдыхают, купаются в речке, плавают на лодке, играют в песочнице, катаются на велосипеде. Животные щиплют травку на лугу. Настроение у всех хорошее и радостное.
10 тучка. Развитие памяти.
Игровое упражнение «Угадай месяц».
Логопед: Ребята, тучка просит вас вспомнить, какие бывают летние месяцы.
Логопед: Я буду называть все месяцы, а вы будете хлопать, только тогда, когда услышите летние. Приготовьте ладошки: январь, март, июль, май, август, декабрь, июнь.
Дети хлопают на летние месяцы.
Логопед: Давайте повторим их ещё раз, по порядку.
Дети: Июнь, июль, август.
- Заключительная часть
Логопед: Ребята, вот и подошло наше занятие к концу. Вы все большие молодцы, разогнали тучки своими правильными ответами и теперь у нас наступило настоящее солнечное лето.
Логопед: Давайте вспомним, что же мы сегодня проходили, о чём говорили?
Дети: Мы сегодня говорили про лето. Мы сегодня говорили про гласные и согласные звуки.
- Рефлексия
Логопед: Сейчас предлагаю вам оценить ваше настроение и занятие. Веселое солнышко – у вас хорошее настроение и вам понравилось занятие. Грустное солнышко – у вас плохое настроение и вам занятие не понравилось.
Логопед: А теперь тихонечко встаём и задвигаем за собой стульчики. Наше занятие окончено.
Список литературы:
- «Конспекты логопедических занятий в старшей группе» О.Н. Лиманская (М.,2-е изд., «ТЦ Сфера», 2018).
- «Конспекты логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 6 до 7 лет» (старшая группа), Н.В. Нищева (СПб ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2019).
- «Говорим правильно в 5-6 лет». Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе. О. С. Гомзяк (М., изд. ГНОМ, 2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)
В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....
Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР среднего дошкольного возраста "В гостях у сказки"
В конспекте представлены игровые приемы закрепления знаний, полученных детьми на логопедических занятиях....
Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [C]"
В данном конспекте индивидуального логопедического занятия содержатся приемы формирования правильного артикуляционного уклада свистящих звуков, в частности, базового звука [С]...
Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"
В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...
Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"
В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’]...
Конспект ндивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
В данном конспекте ндивидуального логопедического занятия представлены приемы дифференциации звуков [С] и [Ш]...
Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Постановка звука [Ц]"
В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы, направленные на обучение ребенка правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по подражанию....