Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [Л] в связной речи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия на тему "Автоматизация звука [Л] в связной речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_l_v_svyaznoy_rechi.docx | 891.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 78 комбинированного вида»
Конспект
итогового занятия
по дополнительному образованию
тема «У нас в гостях Лунтик»
/подготовительная группа №1/
за 2023-2024 учебный год
Подготовила:
учитель–логопед
высшей кв. категории
Кострюкова И. А.,
г.о. Саранск
Цель: автоматизация звука [Л] в связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Л];
- закреплять умение четко произносить звук [Л]в предложениях и в связной речи;
- закреплять умение составлять рассказы цепной структуры;
- закреплять умение согласовать прилагательные с существительными;
- закреплять умение на слух исправлять нелепицы в предложениях;
- закреплять умение отвечать на вопросы с опорой на картинку
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля;
- воспитывать активность и внимательность
Оборудование:
-игрушка Лунтик, картинки с артикуляционными упражнениями, картинки-смайлики, мешочек с игрушками (слон, яблоко, бутылка, фломастер, молоток, булка), игра «Половинки», игра «Что стало желтого цвета?», картинка для рассказа цепной структуры «Лунтик на луне».
Ход занятия
1. Оргмомент
Логопед: Здравствуй, Никита! Как настроение? Выбери нужный смайлик. Отлично! С хорошим настроением мы поиграем со звуком [Л].
2. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Посмотри, кто к нам пришел в гости? (Лунтик).
Логопед: Давай вместе с ним мы сделаем веселую зарядку для нашего язычка. (Логопед сопровождает свой рассказ предметными картинками). Лунтик сел на пароход, и пароход загудел: ы-ы-ы-ы (приоткрыть рот и длительно произносить звук [Л]). Лунтик приплыл на остров и встретил там болтливого индюка, как индюк болбочет: бл-бл-бл (приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл). Когда индюк наболтался, он угостил Лунтика вкусным вареньем (рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта). Потом Лунтик увидел лошадку,которая стучала копытами, вот так (присосать язык к небу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку). На лошадке поскакал и увидел качели, Лунтик их нашел и сел качаться (рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку). Ты молодец!
3. Постановка цели занятия
Логопед: Сегодня мы с тобой будем продолжать тренироваться правильно произносить звук [Л].
4. Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: Поиграем в игру «Волшебный мешочек». Ты будешь угадывать предмет на ощупь, доставать его из мешочка, называть их, а потом составишь с этим словом предложение. (Слон поднимает хоботом бревно. На яблоне выросли спелые яблоки и т.д.). Какой звук слышится во всех словах?
Отлично получается!
5. Игра «Половинки»
Логопед: Посмотри – это не картинки, только половинки. Половинку какого предмета ты видишь? (Я вижу половинку платья. Я вижу половинку лопаты и т. д.)
6. Игра «Что стало желтого цвета?».
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Что стало желтого цвета?». Посмотри на картинки и расскажи, какого цвета предметы (Белая лодка, жёлтый велосипед и т. д.). А на этих картинках все изменилось. Какие ещё предметы стали жёлтого цвета? («Лодка была белой, а стала желтой» и т. д.)
7. Физминутка.
Логопед: теперь давай немножко отдохнём.
Любим с Лунтиком играть –
Как кузнечики скакать,
И как пчёлки полетать.
На цветочки тихо сели,
Как стрекозы полетели.
8. Игра «Что перепутал Лунтик?»
Логопед: Лунтик хорошо говорит на лунном языке, а на русском языке пока ещё делает ошибки. Послушай предложения и исправь ошибки Лунтика.
Стул сел на Соню.
Лес пошел гулять в человека.
Стол укатился под ананас.
Сима поставила стол на суп.
Лиса быстро убегала от зайца.
В магазине посуда купила Свету.
9. Игра «Расскажи по стрелочкам».
Логопед: Послушай рассказ о том, как Лунтик полетел на луну
Попробуй пересказать его с помощью картинок.
Лунтик полетел на луну.
На луну он взял футболку и сладкие хлопья.
Сладкие хлопья Лунтик скушал на луноходе.
На луноходе Лунтик объездил всю луну.
10. Итог занятия
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Скажи, что тебе было трудно делать сегодня? Какие игры тебе понравились? Я думаю, мы со всем сегодня справились. А теперь нам пора попрощаться с Лунтиком. До свидания, Лунтик!
9. Игра «Перескажи».
Логопед: Сейчас прочитаю тебе рассказ «Вкусные булочки», а ты внимательно слушай и запоминай, о чем говорится в рассказе.
Бабушка испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодной, а булочки вкусно пахли. Володя пододвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял еще одну булочку, потом еще. Когда появилась бабушка, под полотенцем лежала последняя булочка.
Логопед: Ответь на вопросы:
Что испекла бабушка? Булочки были какие? Какой был Володя. Что сделал Володя? Сколько осталось булочек, когда пришла бабушка?
Сначала ребенок повторяет рассказ по предложениям, отвечая на вопросы, а затем пересказывает.
9. Игра «Перескажи».
Лунтик полетел на луну.
На луну он взял футболку и сладкие хлопья.
Сладкие хлопья Лунтик скушал на луноходе.
На луноходе Лунтик объездил всю луну.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 78 комбинированного вида»
Самоанализ
итогового занятия
по дополнительному образованию
тема «У нас в гостях Лунтик»
/подготовительная группа №1/
за 2023-2024 учебный год
Подготовила:
учитель–логопед
высшей кв. категории
Кострюкова И. А.,
г.о. Саранск
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Тема: «У нас в гостях Лунтик» /подготовительная группа №1/
Группа: подготовительная, 6-7 лет.
Цель: автоматизация звука [Л] в связной речи.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Л];
- закреплять умение четко произносить звук [Л]в предложениях и в связной речи;
- закреплять умение составлять рассказы цепной структуры;
- закреплять умение согласовать прилагательные с существительными;
- закреплять умение на слух исправлять нелепицы в предложениях;
- закреплять умение отвечать на вопросы с опорой на картинку
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля;
- воспитывать активность и внимательность
Тема, цель, задачи и содержание занятия соответствуют программным требованиям к индивидуальным занятиям с детьми подготовительной к школе группы, общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню воспитанника, его возрастным особенностям.
Задачи, поставленные педагогом, были реализованы в ходе занятия в полном объёме. Ребенок закрепил навык автоматизации звука «Л» в предложениях и в связной речи на материале игр и упражнений, закрепил умение составлять рассказ цепной структуры; согласовать прилагательные с существительными;
исправлять ошибки в предложениях; отвечать на вопросы с опорой на картинку.
В ходе занятия большое внимание уделялось развитию фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти, мышления.
Занятие длилось 25 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к индивидуальным занятиям по дополнительному образованию.
По своей структуре занятие состояло из трех основных частей.
Первая часть включала в себя организационный момент, стимулирующий на мотивацию и эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.
Вторая часть состояла дидактических игр и упражнений, динамической паузы, рассказа по схеме.
Третья часть – подведение итога, оценка деятельности ребенка.
Данное занятие было построено в едином игровом сюжете, смене видов деятельности, что способствовало поддержанию интереса, внимания и работоспособности ребенка в течение всего занятия.
На занятии была проведена работа по развитию мышления, слухового и зрительного внимания, памяти, интонационной выразительности речи, решались воспитательные задачи.
Лексический и грамматический материал был отобран в соответствии с темой и задачами занятия. Имело место постепенное усложнение заданий. Этапы занятия были насыщены наглядным материалом.
Все игры и задания способствовали закреплению сформированных знаний, обогащению и активизации словаря, умению давать полный ответ на поставленный вопрос.
Поставленные вопросы и дидактические игры были нацелены на стимулирование мыслительной деятельности ребенка.
На занятии применялись наглядный, словесный, практический и игровой методы обучения. Выбранные методы соответствовали возрастным и психологическим особенностям дошкольников седьмого года жизни (преобладание наглядно-образного мышления, ведущая игровая деятельность, необходимость смены видов деятельности).
Выбранные методы и приемы, четкая организация занятия способствовали активности воспитанника на протяжении всего занятия и успешному закреплению правильного произношения звука «Л» в речи.
Приемы, используемые на занятии: включение игровых упражнений, сюрпризных моментов, активное участие педагога в совместной деятельности с детьми, использование наглядных моделей.
Выполнению поставленных задач помогали четко поставленные вопросы, нацеленные на формирование полных самостоятельных высказываний. Интересу и активизации познавательной и речевой деятельности также способствовала форма проведения занятия: игра с персонажем мультфильма Лунтиком.
Самоанализ данного занятия показал, что в целом занятие было успешным и результативным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).
Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).Цель: Формирование навыков пересказа коротко...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»
Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...
Конспект занятия в средней группе по развитию связной речи
Тема «Составление рассказа по картине «Играем в Айболита»...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;
Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в связной речи.
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [р] в связной речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практичес...
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...