Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в связной речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [р] в связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в связной речи.
Подготовила: учитель-логопед
подготовительной группы №2
Суворина Н.А.
Тема: Автоматизация звука [Р] в связной речи.
Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в связной речи.
Задачи:
Образовательные задачи:
- добиваться правильного звучания звука [Р];
- тренировать подвижность артикуляционного аппарата;
- обогащать словарь ребенка по теме «Перелетные птицы»;
Коррекционные задачи:
- закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Р];
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать длительный, плавный речевой выдох;
Воспитательные задачи:
- воспитывать целеустремленность, самостоятельность, контроль.
- воспитывать бережное отношение к природе и птицам.
Оборудование: разрезная картинка «Грач», карточки артикуляционных упражнений, контейнер с манной крупой, аудио записи отрывков детских песен «Антошка», «Зима в Простоквашино», «Мама для Мамонтенка», предметные картинки, предметные картинки с изображением перелетных птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуй Полина, наше занятие начнется сразу после того, как мы узнаем, кто решил сегодня у нас побывать. Для этого, выложи, пожалуйста, картинку (Ребенку дается разрезная картинка с изображением «Грач»)
Ребенок выкладывает картинку на столе.
- Полина кто на картинке? (Это грач)
- Верно! В слове грач есть звук, который мы с тобой изучаем. Что это за звук? (Это звук [Р])
2. Артикуляционная гимнастика.
- Правильно, мы с тобой изучаем звук [Р] и сейчас мы выполним зарядку для языка и губ, чтобы этот звук звучал лучше.
Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.
«Заборчик»
«Маляр»
«Грибок»
«Лошадка»
«Барабан»
3. Ознакомление с темой занятия.
- Полина, послушай меня внимательной и скажи, какой звук повторяется во всех словах?
Журавль, грач, жаворонок, дрозд.
(Во всех словах встречается звук [Р])
- Верно. Сегодня на занятии мы продолжим работать со звуком Р. А что за птиц я сейчас называла? (Это перелетные птицы) Каких еще перелетных птиц ты знаешь? (ласточки, лебеди, стрижи, скворцы…).
-Полина, почему перелетных птиц так называют? (потому что они каждую весну и осень перелетают с места на место)
4. Уточнение артикуляции и связь звука с буквой.
- Правильно. Грач, который к нам сегодня прилетел на занятие – это тоже перелетная птица. И в его названии есть звук, который мы учим. Нашему гостю очень интересно, как же получается такой красивый звук [Р]. Расскажи, пожалуйста какой артикуляционный уклад у звука [Р].
(губы улыбаются, рот приоткрыт, кончик языка за верхними зубами на «бугорках», кончик языка вибрирует, боковые края языка прижаты к боковым зубам, горлышко дрожит)
- Умница! Грач очень доволен, что в его названии есть такой замечательный звук. Полина, мы еще кое-чем можем удивить нашего гостя, скажи, а у звука [Р] есть буква, которой мы его обозначаем на письме? (есть, это буква Р)
- Я предлагаю тебе написать тебе эту букву на досточке указательным пальцем. (ребенок пишет букву Р указательным пальцем в неглубоком контейнере с манной крупой). А теперь назови звук этой буквы (ребенок произносит звук).
5. Развитие фонематического восприятия и плавного речевого выдоха.
- Посмотри, как доволен Грач тем, что залетел к нам на занятие! Но по секрету он мне сказал, что его огорчает один факт, многие перелетные птицы умеют петь красивые песенки, а грач совсем не музыкальный. Может быть, мы с тобой его развеселим? (да) Мы с тобой попробуем спеть короткие песенки, использую только один звук [Р]. Ты согласна мне помогать? (да) Не забывай делать глубокий вдох через нос и выдыхать через рот.
Логопед вместе с ребенком поют небольшие отрывки детских песен, используя только звук [Р]. Песенки: «Антошка», «Зима в Простоквашино», «Мама для Мамонтенка».
- Какая ты молодец! Теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Ловишки». Я буду называть слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [Р], поймай его, хлопнув в ладоши. Готова? (да)
проталинка, снег, весна, грач, сугроб, лес, ручей, вода, трава, солнце, небо, кораблик.
- Здорово! Ты поймала все нужные слова и ни одно слово от тебя не улетело! Покажем нашему гостю, какая ты внимательная девочка. У меня есть много интересных картинок, но я такая неловкая, все их перепутала, мне необходимо разобрать их, выбрать все картинки, в которых есть звук [Р].
Ребенок отбирает нужные картинки и выкладывает их на столе. После чего картинки называет, четко проговаривая звук [Р].
6. Автоматизация звука [Р].
- Полина, ты такая внимательная, уверена, что наш гость очень доволен этим. Ну а сейчас мы отгадаем загадки, которые Грач для нас подготовил. Они о его друзьях – перелетных птицах.
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Это жаворонок)
Стали братья на ходули,
Ищут корма на пути,
На ходу ли, на бегу ли,
Им с ходулей не сойти. (журавли)
С самого утра кричат они:
«Тра-гра»
Гнезда вьют на тополях,
Корм находят на полях. (Это грачи)
После того, как ребенок отгадает загадки, нужно соотнести отгадки с картинками, на которых изображены перелетные птицы. Так же ребенок определяет место звука [Р] в этих словах.
- Полина, у тебя все отлично получилось! Скажи пожалуйста, ты бережно относишься к природе и птицам? (да) Как люди могут помогать перелетным птицам? (Люди строят скворечники и кормушки). А как ты сама можешь помогать птицам? (Я могу их не обижать, могу приносить корм в кормушки) Грачу очень приятно слышать, что ты бережно относишься к природе и птицам. Ведь птицы для природы делают полезные дела. И мы должны оберегать птиц. Ты знаешь, грачи не только любопытные и умные птицы, они еще очень красивые. Наш гость очень любит слушать о себе рассказы, может быть, мы его порадуем и придумаем рассказ о нем? Я тебе помогу, я буду задавать вопросы, и если ты будешь отвечать на них полными предложениями, получится рассказ. Ты готова попробовать? (Да)
7. Развитие связной речи:
Составление рассказа «Грач». С опорой на картинку по плану.
1. Грач это перелетная или зимующая птица? (Грач – это перелетная птица).
2. Чем покрыто тело грача? (Тело грача покрыто перьями).
3. Какого цвета перья у грача? (Его перья черного цвета).
4. Какой клюв у грача? (У грача крепкий и острый клюв).
5. Чем питается грач? (Он питается червями и личинками насекомых).
6. Как называют птенцов грача? (Птенцов грача называют грачата).
А теперь расскажи рассказ самостоятельно, посмотри на картинку. (Ребенок рассказывает рассказ «Грач»).
«Грач».
Грач – это перелетная птица. Тело грача покрыто перьями. Его перья черного цвета. У грача крепкий и острый клюв. Он питается червями и личинками насекомых. Птенцов грача называют грачата.
8. Итог занятия. Домашнее задание.
- Полина, Грач сегодня остался доволен твоими ответами и тем, как ты составила рассказ о нем. Ему очень понравился звук [Р], теперь это его любимый звук. Наш гость в благодарность приготовил тебе небольшой подарок, это наклейки с птицами. А еще он просит тебя дома выучить скороговорку про него: У грача чёрный фрак, Грач червям – главный враг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;
Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практичес...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [с] в слогах, словах и фразовой речи
Цель: «Автоматизация звука «С» в слогах, словах и фразовой речи»...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и фразовой речи с использованием лэпбука
Цель: «Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и фразовой речи»...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в свободной речи «Новогодний праздник»
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в свободной речи «Новогодний праздник»...
Открытое индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [РЬ] в связной речи по мотивам сказки "Теремок".
Цель: автоматизация звука [Рь] в связной речи.Задачи. Коррекционно-образовательные.Расширять и активизировать словарный запас детей при пересказе русской народной сказки «Теремок».Сов...