Проект "Самый классный гласный"
проект по логопедии (старшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Краткосрочный проект в старшей логопедической группе по закреплению представлений о гласных буквах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_glasnye_bukvy.docx605.47 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный логопедический проект

 «Самый классный — гласный»

Тип проекта : информационно – творческий

Срок реализации: 1 месяц

Участники проекта : учитель – логопед, воспитанники логопедической группы, родители.

Проблема:

Одним из направлений коррекционной деятельности логопеда в логопедической группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.  

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова  начинается  с изучения гласных звуков, это очень важный этап, т. к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведет к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленные несформированностью фонематичеких процессов и слухового восприятия). Детям с ОНР из-за недостаточно развитого фонематического слуха очень сложно бывает на первоначальных этапах выделять  гласный звук из речевого потока, определять позицию этого звука в слове, у детей появляются вопросы «чем отличаются звук и буква?; бывает очень сложно запомнить буквы.

Актуальность:

Обучение звуковому анализу слова предполагает определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков, определение места звука в слове.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, т. е. последовательность составляющих его звуков. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. 

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Цель проекта :

  • Развивать устойчивый познавательный интерес
  • Создавать условия для расширения представления о гласных звуках и буквах
  • Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в коррекционной работе

Задачи:

1. Закрепить знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.

2. Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки.

3. Развивать мелкую моторику и познавательные способности, творческое воображение, мышление.

4. Закрепить зрительные образы гласных букв.

5. Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква».

6. Развивать фонематический слух.

7. Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

Предполагаемый результат проекта :

  • Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.
  • Расширение, активизация словарного запаса,
  • Развитие фонематического восприятия; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.
  • Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей,
  • Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта :

  • выставка творческих работ (книги-самоделки «Весёлая азбука», украшение гласных букв «Красавицы гласные»);
  •  чтение «Сказки о живых звуках»;
  • создание фотопрезентации для родителей «Самый классный гласный» по результатам работы по созданию книжек-самоделок ;
  • фотоотчет о проделанной работе.

Перспективный план реализации проекта :

1. Этап: Подготовительный (1 неделя).

  • Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.
  • Подбор и изучение методической литературы по теме проекта; анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.
  • Составление плана основного этапа

2. Этап: Практический (3 недели)

  • Итоговое занятие с детьми «Гласные зачем нужны, для чего они важны?»
  • Работа с родителями: пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.
  • Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.
  • Творческая мастерская: изготовление книжек-самоделок «Весёлая азбука»

 

  • Творческие работы детей: «Сделай гласные буквы своими руками»
  • Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.

  • Памятки для родителей в родительском уголке «Гласные звуки и буквы»
  • Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»
  • Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.

3. Этап: Заключительный (4 неделя)

  • Подведение итогов
  • Фотопрезентация для родителей по итогам работы над проектом «Самый классный гласный»
  • Выставка книжек-самоделок «Весёлая азбука»,
  • Фотоотчет о проделанной работе

Работая над проектом, одной из главных педагогических задач стало превращение плана проекта в серию занимательных и увлекательных мероприятий. Особой популярностью у дошкольников пользовались различные виды творческой деятельности в виде творческих мастерских.

Работа с родителями.

В ходе проекта нашими постоянными помощниками были родители. Консультация, индивидуальные беседы, своевременное оформление информационных стендов, выставка детских работ (книжки-самоделки) помогли родителям осознать важность темы проекта и заинтересовать их. Одним из этапов проекта стала творческая работа по изготовлению книжек- самоделок по гласным буквам. Дети проявили творческие способности, фантазию, книжки получились красочные, с иллюстрациями.

Практическая значимость проекта :

1. Обогащение предметно-развивающей среды:

  • иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»
  • изготовление зрительных символов гласных звуков;
  • обновление буквенного конструктора;
  • создание индивидуальных планшетов с гласными буквами
  • дидактическими играми:

«Интересные гласные»  «Подбери домик» 

«Узнай что звучит»

  • пропевание гласных звуков с движениями рук,
  • пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания,
  • игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов:

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»,

Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».

  • подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.

Заключение:

Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей, имеющихся трудностей при усвоении грамоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно- развивающего занятия по дифференциации гласных "наши друзья - гласные"

Цель:   развитие навыков звукового анализа и синтеза;Задачи:Образовательные:  ...

Выступление классного руководителя не тему:" Работа начинающего классного руководителя"

В данном выступлении описаны трудности с которыми сталкивается начинающий свою работу классный руководитель, а так же правила которым нужно придерживаться начинающему классному руководителю.  в в...

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Логопедический проект "Самые классные-гласные"

Усввоение звуковой стороны слова начинается с изучения гласных звуков, это важный этап,т.к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании. Использование игровых приемов делает этот ...

Проект «Классные – гласные»

1. Введение Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи зачастую вызывает трудности у логопедов, поскольку у таких детей проблемы не только с произношением, но и с фонематическим слухом. По...

Логопедический проект "Гласные поём и различаем классно"

Среднесрочный логопедический проект учителя-логопеда высшей категории Полушко З.М. с детьми и роителями старшей логопедической группы МАДОУ №267 г. Ростова-на-Дону.Проект. реализован с целью привлечь ...

Игра «Гласные – классные!»

Игра предназначена для детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) и детей с ОВЗ с ТНР и их родителей (законных представителей), применяемая в рамках очного и дистанционного обучения, созданная с пом...