Конспект коррекционно- развивающего занятия по дифференциации гласных "наши друзья - гласные"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза;
Задачи:
Образовательные:
-учить слышать и выделять гласные первого ряда.
- продолжить формировать у детей понятие о звуке, как части слова;
- учить группировать слова, сходные по слоговому составу;
- продолжить учить находить заданные буквы в тексте, работать по печатному образцу;
Коррекционные:
- развивать вербальное мышление путём формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, а также логического умозаключения;
-развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения
- развивать фонематический слух и формировать фонематическое восприятие;
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
- воспитывать умение работать в группе;
- учить принимать правила игры и соблюдать их.
Оборудование: зеркала на каждого ребенка; «волшебные мешочки»; пластмассовые гласные буквы с магнитами; карточки в виде домика с гласными буквами; раздаточные карточки с рядом букв (гласных и согласных); предметные картинки с гласными а, о, у, ы в середине слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Наши друзья - гласные»
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза;
Задачи:
Образовательные: -учить слышать и выделять гласные первого ряда.
- продолжить формировать у детей понятие о звуке, как части слова; - учить группировать слова, сходные по слоговому составу;
- продолжить учить находить заданные буквы в тексте, работать по печатному образцу;
Коррекционные:
- развивать вербальное мышление путём формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, а также логического умозаключения;
-развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения
- развивать фонематический слух и формировать фонематическое восприятие;
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
- воспитывать умение работать в группе;
- учить принимать правила игры и соблюдать их.
Оборудование: зеркала на каждого ребенка; «волшебные мешочки»; пластмассовые гласные буквы с магнитами; карточки в виде домика с гласными буквами; раздаточные карточки с рядом букв (гласных и согласных); предметные картинки с гласными а, о, у, ы в середине слова.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте вспомним с вами "Сказку о веселом язычке"
Проводится артикуляционная гимнастика .
Сказка о веселом язычке Жил-был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались. Дети открывают и закрывают рот.
Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом — налево (выполняют упражнение «Часики» ), потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко (упражнение «Лопаточка».) Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь. Дома язычок попил молока. (упражнение «Вкусное варенье»), потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики» ). Язычок потянулся и лег спать.
2.Самомассаж пальцев рук (с шариками су-джок)
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой
любимый мячик!» —
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
По столу (руке) круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой —
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!
3. Определение предмета по тактильным ощущениям
Дети садятся в кружок на ковре, им раздают «волшебные мешочки» , в которых лежат пластмассовые гласные буквы.
Логопед. Закройте глаза и определите на ощупь, что спряталось в "волшебном мешочке"?
Дети: буквы [а], [о], [у], [и], [ы].
Логопед. Как вы думаете, как можно называть эти буквы одним словом?
Дети. Гласные.
Логопед. Верно. Сегодня мы с вами поговорим о гласных звуках и буквах.Ребята, а кто вспомнит чем отличаются звуки и буквы?
Дети. Звук мы говорим и слышим
Буквы читаем и пишем.
Логопед. Замечательно, вы запомнили, что звук, который мы произносим, на письме обозначаем буквой.
4.Игра «Угадай звук»
Логопед показывает безззвучную артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют.
5. Логоритмическое упражнение
Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением:
[а] — руки плавно разводят в стороны;
[о] — руки поднимают вверх в виде овала;
[у] — руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; указательный вытягивают вперед;
[э] — правую руку поднимают вверх, округляют спинку и руку, наклоняя голову вниз, левая перпендикулярна , локотком упирается в бок;
[ы] — пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу.
6.Игра «Найди буквы»
Дети получают карточки с набором букв и сложную инструкцию логопеда, подкрепленную образцом на каждой карточке.
Логопед. Внимательно рассмотрите все буквы. Все буквы "А" зачеркните, буквы "О" обведи в кружок, а буквы "У" подчеркните одной линией, над буквой "ы" поставьте точку.
А О И К Ы А А Л У В Ф У Ж А О И К Ы А
А т о ы и у к а п д ы о к и а у д а у э и а а у п и у л т а у и а в
О м а у к т и ы у и р а л в и с а и у л т а у и а в п д ы о к и т г
Дети выполняют.
7.Игра «Рассели картинки»
На столах у детей наборы картинок с разными гласными посередине(сок, дым, бак, лук). на магнитной доске расположены «домики» с гласными буквами а, о, у, ы.
Логопед. Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик.
Дети выполняют по очереди, проверяя все вместе, правильность расселения картинок.
Логопед. А теперь припомните и назовите картинки, которые вы "поселили" в "домик" с буквой "А"?
Дети выполняют задание.
Логопед. А какие картинки живут в "домике" с буквой "Ы"?
Дети дают ответы.
8.Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии)
Дети встают в кружок.
Логопед. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и возьмите ее.
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.
9.Итог занятия
Логопед. Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось?
Дети отвечают.
Список использованной литературы
1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – Москва: Учебная литература, 1997.
2. А.Ф.Ануфриев С.Н.Костромина Какпреодолеть трудности в обучении детей. Москва"0СЬ-89" ,2000.
3. Е.А.Пожиленко Волшебный мир звуков и слов Москва "Владос",1999.-224с.
4. С.Васильева, Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников М.:"школьная пресса",2001.
5. Т.Н.Грабенко,Т.Д.Зинкевич-Еветигнеева Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры -СПб.:"Детство-Пресс",2002-64с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно - развивающего занятия "Дифференциация звуков [л]-[л\'] в словах на материале «Поселок Волоконовка»
Группа детей по структуре дефекта: ОНР (ІII уровень речевого развития).Возраст: 6 лет.Тема: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале темы «Поселок Волоконовка»Приоритетная ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с интеллектуальными нарушениями «Настоящие друзья»
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с интеллектуальными нарушениями«Настоящие друзья»...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. ТЕМА: Дифференциация звуков Р-РЬ.
Закрепление навыков различения звуков Р - Рь в слогах, словах, предложениях....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект коррекционно- развивающего занятия в старшей группе «Приключения Колобка в стране гласных».
Конспект...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Чиполлино и его друзья»
Занятие направлено на развитие когнитивной сферы, сохранение и укрепление здоровья дошкольников....
Конспект коррекционно - развивающего занятия в старшей группе: «Приключение Карлсона в стране гласных» (апрель 2024)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте...