Отчет о работе учителя-логопеда за 2023-2024г.
материал по логопедии
Отчет о работе учителя-логопеда за 2023-2024г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_rabote_23-24.docx | 145.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звездочка»
Годовой отчет учителя-логопеда
на 2023- 2024 учебный год
Подготовила: учитель-логопед Колчинская О.С.
Гагарин 2024г.
В соответствии с поставленными годовыми задачами Доу и их реализации:
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами логопедической работы являются:
- формирование звуковой стороны речи;
- коррекция дефектов звукопроизношения;
- формирование лексико-грамматического строя речи и словарного запаса;
- развитие навыков связной речи;
- развитие психических процессов;
- оказание консультативной и практической помощи специалистам, родителям (законным представителям);
- методическая помощь воспитателям.
Свою работу реализую по следующим направлениям:
- Диагностическая работа.
В период с 1 по 15 сентября 2023г. мною было проведено логопедическое обследование. Было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста, 46 детей подготовительных групп. С 1 декабря 2023г. обследовано 13 детей средней группы, дети младших групп обследовались в течение года. На логопункт по решению ППК было зачислено 25 детей. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:
- Общее недоразвитие речи – 6 человек,
- ФФНР – 9 человек,
- ФН - 10 человека.
По результатам логопедического обследования были сформированы подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Фронтальные занятия проводились 2 раза в неделю. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2023-2024 уч.год.
В запланированные сроки (май) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающихся в группе.
Систематически проводилась работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом индивидуальных занятий. Занятия проводились в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр, которые либо приобретались в магазине, либо были сделаны своими руками. Детям для усвоения пройденной темы регулярно предлагались дополнительные задания. Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.
Все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи взяты на учёт, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы для направления на ППК для определения дальнейшего маршрута.
Принимала участие в ППК ДОУ по плану работы.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально беседовала с родителями, уточняла анамнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя - логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза, обучения элементам грамоты. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания. Велась работа с воспитателями.
3. Работа с родителями.
За период с сентября по май проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих коррекционную группу, даны рекомендации и советы по всем вопросам. Посещала родительские собрания по вопросам обследования детей и набора их коррекционную группу. Проводила консультации для родителей на темы:
«Индивидуальное консультирование для родителей по результатам логопедического обследования»;
«Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик. Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики»;
«Использование мнемотехники для развития речи детей с нарушениями речи»;
«Рекомендации родителям по развитию графомоторных навыков»;
«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»;
«Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»;
«Развитие связной речи ребенка в семье»;
«Правильно ли говорит ваш ребенок?»;
«Почему у ребенка возникло нарушение речи?»;
«Скоро в школу: готов ли ваш ребенок к началу школьного обучения»;
«Рекомендации учителя-логопеда на летний период».
Консультировала родителей по необходимости, проводила открытые индивидуальные занятия по запросу родителей. В период карантина оказывала дистанционное индивидуальное консультирование на темы:
«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»;
« Обогащаем словарь дошкольника»;
« Речевая подготовка детей к школе в семье»
« Как воспитывать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»;
« Играем пальчиками и развиваем речь»;
« Развитие связной речи детей в семье»;
« Фонематический слух- основа правильной речи»;
« Обучение дошкольников элементам грамоты»;
«Логопедические скороговорки»;
«Развивающая игра «Четвёртый лишний»;
«Автоматизация звуков в домашних условиях»;
«Подбери нужные предлоги»;
«Игра на внимание»;
«Здоровьесберегающие технологии на логозанятиях»;
Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»;
Провела мастер-классы для родителей: «Логопедические игры с мамой нетрадиционным способом».
В течение года реализовался проект «Мой послушный ветерок»
Рекомендовала ссылки на развивающие и обучающие игры онлайн для дошкольников дома: пазлы, раскраски, ребусы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то, что способствует успешному обучению ребёнка в школе.
4.Работа с педагогами.
Для воспитателей проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года. Консультации на темы:
«Взаимосвязь работы учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы в коррекционной работе по устранению фонетико – фонематического недоразвития речи».
«Речевое общение детей с ОНР».
«Фонематический слух - основа правильной речи».
«Тренинг по развитию фонематического слуха для воспитателей и специалистов».
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи».
«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».
Проводился анализ совместной работы учителя-логопеда и воспитателей подготовительной коррекционной группы за учебный год:
- обсуждение рабочих моментов
- рекомендации по организации совместной деятельности
Выступление на малом методическом совете «Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопункта».
Выступление на педагогическом совете «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью».
5. Самообразование.
Участвовала в прослушивании вебинаров.
6. Методическая работа.
1. Принимала активное участие в мероприятиях детского сада.
2. В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: Удостоверение - о повышении квалификации «Использование I-T технологий в речевом развитии дошкольников в условиях ФГОС ДО»,
Удостоверение - «Речевая подготовка детей к школе на современном этапе»
Удостоверение - «Организация тьютерского сопровождения детей в условиях образовательной среды ОО»
Удостоверение - «Организация деятельности учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутического спектра в образовательных учреждениях»
3. Систематизировала материал для обследования детей по словарному запасу, развитию фонематического слуха (буклеты, картотека).
4. В ДОУ обновляется постоянно логопедический уголок для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка, сделана папка-передвижка с заданиями по временам года. В средней и подготовительной группах сделаны папки с материалом для родителей и воспитателей.
5. Победила в Вяземском межрайонном конкурсе видеороликов по пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях среди дошкольных образовательных организаций Вяземского, Тёмкинского, Угранского, Гагаринского, Новодугинского и Сычёвского районов «Пожару нет!».
6. Победила в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Мастерство педагога - успех учителя» в номинации «Мастер-класс в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми инвалидами».
7. Победила во всероссийском творческом конкурсе «Альманах логопеда» в номинации «Логопедические пособия».
8. Победила в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Методическая разработка воспитательного мероприятия в дошкольной образовательной организации».
5. Провела методику: «Определение мотивов учения» автор М.Р. Гинзбург с целью выявления относительной выраженности различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста
Участники:дети подготовительной группы.
Выявляется мотивация в целом. Для этого мотивам присваивается следующие баллы:
Картинка №1 внешний мотив 0 баллов
Картинка №3 игровой мотив 1 балл
Картинка № 6 получение отметки 2 балла
Картинка №4 позиционный мотив 3 балла
Картинка №5 социальный мотив 4 балла
Картинка № 2 учебный мотив 5 баллов
Баллы выбранных вариантов картинок суммируются и по оценочной таблице выявляются итоговые уровни учебной мотивации
I уровень | 13-15 баллов | Очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов |
II уровень | 10-12 баллов | Высокий уровень мотивации, преобладание социальных мотивов |
III уровень | 7-9 баллов | Нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов |
IV уровень | 4-6 баллов | Сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов |
V уровень | До 3 баллов | Низкий уровень мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов |
Входной контроль | Итоговый контроль | |||
уровни | кол.детей | % | кол.детей | % |
I | 3 | 12% | 18 | 72% |
II | 7 | 28% | 4 | 16% |
III | 9 | 36% | 3 | 12% |
IV | 3 | 12% | 0 | 0% |
V | 3 | 12% | 0 | 0% |
Анализ мониторинга по освоению общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Звездочка».
Проанализировав диагностические карты наблюдения индивидуального развития детей 6-7 лет по освоению общеобразовательной программы, а также используя методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития», Волковой Г.А. «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи», Белопольской Н.Л. «Исключение предметов (четвёртый лишний)» получила следующие метапредметные результаты:
Наименование метапредметного результата | Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики | ||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Коммуникативные: овладение средствами общениями и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | 18% | 60% | 22% | 10% | 52% | 38% |
Регулятивные: овладение универсальными предпосылками к учебной деятельности | 19% | 55% | 26% | 10% | 44% | 46% |
Познавательные: использование речевых средств для решения познавательных и интеллектуальных задач | 10% | 74% | 16% | 5% | 64% | 31% |
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2020/2021 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
Цель и задачи на следующий 2024-2025 учебный год:
Цель – формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи:
- диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация;
- профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам детского сада в нормальном речевом развитии;
- коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи;
- консультативная – привлечение родителей и педагогов к активному в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
Учитель-логопед Колчинская О.С
Приложение №1
Сводная таблица результатов диагностики.
Уровни развития | Звуковое произношение | Фонематическое восприятие | Лексика | Грамматический строй речи | Связная речь | Мелкая моторика | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Высокий | - | 68% | - | 80% | - | 85% | - | 60% | - | 75% | - | 92% |
Средний | 40% | 32% | 20% | 20% | 54% | 15% | 36% | 40% | 30% | 25% | 32% | 8% |
Низкий | 60% | - | 80% | - | 46% | - | 64% | - | 70% | - | 68% | - |
Результаты усвоения программного материала детьми логопункта за 2023-2024гг.
Учебный год | Количество обучающихся зачисленных в логопункт | Динамика речевого развития | |||||
Начало года | Конец года | ||||||
2023-2024 | ФФНР-9 человек ФН-10 человека ОНР-6 человека Всего-25 человек | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
65% | 35% | - | - | 24% | 76% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-аналитический отчет о работе учителя-логопеда
В данном документе представлен информационно-аналитический отчет учителя-логпеда Кривошеевой Людмилы Павловны....
Отчет о работе учителя-логопеда Рыжковой Е.Т., проделанной в первом полугодие 2015-2016 учебного года
Отчет о работе учителя-логопедаРыжковой Е.Т., проделанной в первом полугодие 2015-2016 учебного годаВключает в себя работу на логопункте и в ПМПк....
Аналитический отчет о работе учителя-логопеда
Аналитический отчет о работе учителя-логопеда в 2015/2016 учебном году на логопедическом пункте...
годовой отчет о работе учителя-логопеда 2015-2016 учебный год
Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы, составлением сводной таблицы и графика....
Годовой отчет коррекционной работы учителя - логопеда Дильман И. А. за 2017 - 2018 учебный год
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематич...
Отчет о работе учителя-логопеда Бурдейной Е.В. за 2017 учебный год
Отчет о работе учителя-логопеда Бурдейной Е.В. за 2017 учебный год...
Отчет о работе учителя-логопеда Бурдейной Е.В.
Отчет о работе учителя-логопеда Бурдейной Е.В. за 2017 учебный год...