Отчет о работе учителя-логопеда за 2023-2024г.
материал по логопедии

Колчинская Ольга Сергеевна

Отчет о работе учителя-логопеда за 2023-2024г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_rabote_23-24.docx145.04 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\сканы\2024-05-20\001.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звездочка»

Годовой отчет учителя-логопеда

на 2023- 2024 учебный год

Подготовила: учитель-логопед Колчинская О.С.

Гагарин 2024г.

В соответствии с поставленными годовыми задачами Доу и их реализации:

Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.

Задачами логопедической работы являются:

- формирование звуковой стороны речи;

- коррекция дефектов звукопроизношения;

- формирование лексико-грамматического строя речи и словарного запаса;

-  развитие навыков связной речи;

- развитие психических процессов;

- оказание консультативной и практической помощи специалистам, родителям (законным представителям);

- методическая помощь воспитателям.

Свою работу реализую по следующим направлениям:

  1. Диагностическая работа.

В период с 1 по 15 сентября 2023г. мною было проведено логопедическое обследование. Было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста, 46 детей подготовительных групп. С 1 декабря 2023г. обследовано 13 детей средней группы, дети младших групп обследовались в течение года.  На логопункт по решению ППК было зачислено 25 детей. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

  • Общее недоразвитие речи – 6 человек,
  • ФФНР – 9 человек,
  • ФН      - 10 человека.

По результатам логопедического обследования были сформированы  подгруппы в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Фронтальные занятия проводились 2 раза в неделю. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2023-2024 уч.год.

В запланированные сроки (май) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающихся в группе.

Систематически проводилась работа по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи методом индивидуальных занятий. Занятия проводились в игровой форме с использованием наглядного материала и дидактических игр, которые либо приобретались в магазине, либо были сделаны своими руками. Детям для усвоения пройденной темы регулярно предлагались дополнительные задания. Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.

Все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи взяты на учёт, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы для направления на ППК для определения дальнейшего маршрута.

Принимала участие в ППК ДОУ по плану работы.

2. Коррекционно-развивающая работа.

Учебный год начинаю с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально беседовала с родителями, уточняла анамнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя - логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.

В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза, обучения элементам грамоты. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания. Велась работа с воспитателями.

3. Работа с родителями.

За период с сентября по май проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих коррекционную группу, даны рекомендации и советы по всем вопросам. Посещала родительские собрания по вопросам обследования детей и набора их коррекционную группу. Проводила консультации для родителей на темы:

«Индивидуальное консультирование для родителей по результатам логопедического обследования»;

«Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик. Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики»;

«Использование мнемотехники для развития речи детей с нарушениями речи»;

«Рекомендации родителям по развитию графомоторных навыков»;

«Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»;

«Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду»;

«Развитие связной речи ребенка в семье»;

«Правильно ли говорит ваш ребенок?»;

«Почему у ребенка возникло нарушение речи?»;

«Скоро в школу: готов ли ваш ребенок к началу школьного обучения»;

«Рекомендации учителя-логопеда на летний период».

Консультировала родителей по необходимости, проводила открытые индивидуальные занятия по запросу родителей. В период карантина оказывала дистанционное индивидуальное консультирование  на темы:

«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»;

« Обогащаем словарь дошкольника»;

« Речевая подготовка детей к школе в семье»

« Как воспитывать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»;

« Играем пальчиками и развиваем речь»;

« Развитие связной речи детей в семье»;

« Фонематический слух- основа правильной речи»;

« Обучение дошкольников элементам грамоты»;

«Логопедические скороговорки»;

«Развивающая игра «Четвёртый лишний»;

«Автоматизация звуков в домашних условиях»;

«Подбери нужные предлоги»;

«Игра на внимание»;

«Здоровьесберегающие технологии на логозанятиях»;

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»;

Провела мастер-классы для родителей: «Логопедические игры с мамой  нетрадиционным способом».

В течение года реализовался проект «Мой послушный ветерок»

Рекомендовала ссылки на развивающие и обучающие игры онлайн для дошкольников дома: пазлы, раскраски, ребусы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление – всё то, что способствует успешному обучению ребёнка в школе.

4.Работа с педагогами.

Для воспитателей проводились индивидуальные консультации, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года. Консультации на темы:

«Взаимосвязь работы учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы в коррекционной работе по устранению фонетико – фонематического недоразвития речи».

«Речевое общение детей с ОНР».

  «Фонематический слух - основа правильной речи».

 «Тренинг по развитию фонематического слуха для воспитателей и специалистов».

«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи».

 «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста».

Проводился анализ совместной работы учителя-логопеда и воспитателей подготовительной коррекционной группы за учебный год:

- обсуждение рабочих моментов

- рекомендации по организации совместной деятельности

Выступление на малом методическом совете «Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопункта».

Выступление на педагогическом совете «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью».

5. Самообразование.

Участвовала в прослушивании вебинаров.

6. Методическая работа.

1. Принимала активное участие в мероприятиях детского сада.

2. В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: Удостоверение - о повышении квалификации «Использование I-T технологий в речевом развитии дошкольников в условиях ФГОС ДО»,

Удостоверение - «Речевая подготовка детей к школе на современном этапе»

Удостоверение - «Организация тьютерского сопровождения детей в условиях образовательной среды ОО»

Удостоверение - «Организация деятельности учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами   аутического спектра в образовательных учреждениях»

3. Систематизировала материал для обследования детей по словарному запасу, развитию фонематического слуха (буклеты, картотека).

4. В ДОУ обновляется постоянно логопедический уголок для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка, сделана папка-передвижка с заданиями по временам года. В средней и подготовительной группах сделаны папки с материалом для родителей и воспитателей.

5. Победила в  Вяземском межрайонном конкурсе видеороликов по пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях среди дошкольных образовательных организаций Вяземского, Тёмкинского, Угранского, Гагаринского, Новодугинского и Сычёвского районов «Пожару нет!».

6. Победила в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Мастерство педагога - успех учителя» в номинации «Мастер-класс в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми инвалидами».

7. Победила во  всероссийском творческом конкурсе «Альманах логопеда» в номинации «Логопедические пособия».

8. Победила в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Методическая разработка воспитательного мероприятия в дошкольной образовательной организации».

5. Провела методику: «Определение мотивов учения» автор М.Р. Гинзбург с целью выявления относительной выраженности различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста

Участники:дети подготовительной группы.

Выявляется мотивация в целом. Для этого мотивам присваивается следующие баллы:

Картинка №1 внешний мотив  0 баллов

Картинка №3 игровой мотив  1 балл

Картинка № 6 получение отметки  2 балла

Картинка №4  позиционный мотив  3 балла

Картинка №5 социальный мотив  4 балла

Картинка № 2 учебный мотив   5 баллов

Баллы выбранных вариантов картинок суммируются и по оценочной таблице выявляются итоговые уровни учебной мотивации

I уровень

13-15 баллов

Очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов

II уровень

10-12 баллов

Высокий уровень мотивации, преобладание социальных мотивов

III уровень

7-9 баллов

Нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов

IV уровень

4-6 баллов

Сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов

V уровень

До 3 баллов

Низкий уровень мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов

Входной контроль

Итоговый контроль

уровни

кол.детей

%

кол.детей

%

I

3

12%

18

72%

II

7

28%

4

16%

III

9

36%

3

12%

IV

3

12%

0

0%

V

3

12%

0

0%

Анализ мониторинга по освоению общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Звездочка».

Проанализировав диагностические карты наблюдения индивидуального развития детей 6-7 лет по освоению общеобразовательной программы, а также используя методики Верещагина Н.В. «Результаты мониторинга детского развития», Волковой Г.А. «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи», Белопольской Н.Л. «Исключение предметов (четвёртый лишний)» получила следующие метапредметные результаты:

Наименование метапредметного результата

Результаты стартовой диагностики

Результаты итоговой диагностики

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Коммуникативные: овладение средствами общениями и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

18%

60%

22%

10%

52%

38%

Регулятивные: овладение универсальными предпосылками к учебной деятельности

19%

55%

26%

10%

44%

46%

Познавательные: использование речевых средств для решения познавательных и интеллектуальных задач

10%

74%

16%

5%

64%

31%

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2020/2021 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

Цель и задачи на следующий 2024-2025 учебный год:

Цель – формирование воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Задачи:

  • диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация;
  • профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам детского сада в нормальном речевом развитии;
  • коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков речи;
  • консультативная – привлечение родителей и педагогов к активному в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

Учитель-логопед Колчинская О.С

Приложение №1

Сводная таблица результатов диагностики.

Уровни развития

Звуковое произношение

Фонематическое восприятие

Лексика

Грамматический строй речи

Связная речь

Мелкая моторика

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

-

68%

-

80%

-

85%

-

60%

-

75%

-

92%

Средний

40%

32%

20%

20%

54%

15%

36%

40%

30%

25%

32%

8%

Низкий

60%

-

80%

-

46%

-

64%

-

70%

-

68%

-

             

Результаты усвоения программного материала детьми логопункта за 2023-2024гг.

Учебный год

Количество обучающихся зачисленных в логопункт

Динамика речевого развития

Начало года

Конец года

2023-2024

ФФНР-9 человек

ФН-10 человека

ОНР-6 человека

Всего-25 человек

Низкий

уровень

Средний уровень

Высокий  уровень

Низкий

уровень

Средний уровень

Высокий  уровень

65%

35%

-

-

24%

76%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитический отчет о работе учителя-логопеда

В данном документе представлен информационно-аналитический отчет учителя-логпеда Кривошеевой Людмилы Павловны....

Отчет о работе учителя-логопеда Рыжковой Е.Т., проделанной в первом полугодие 2015-2016 учебного года

Отчет о работе учителя-логопедаРыжковой Е.Т., проделанной в первом полугодие 2015-2016 учебного годаВключает в себя работу на логопункте и в ПМПк....

Аналитический отчет о работе учителя-логопеда

Аналитический отчет о работе учителя-логопеда в 2015/2016 учебном году на логопедическом пункте...

годовой отчет о работе учителя-логопеда 2015-2016 учебный год

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы, составлением сводной таблицы и графика....

Годовой отчет коррекционной работы учителя - логопеда Дильман И. А. за 2017 - 2018 учебный год

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематич...

Отчет о работе учителя-логопеда Бурдейной Е.В. за 2017 учебный год

Отчет о работе учителя-логопеда Бурдейной Е.В. за 2017 учебный год...

Отчет о работе учителя-логопеда Бурдейной Е.В.

Отчет о работе учителя-логопеда Бурдейной Е.В. за 2017 учебный год...