План по самообразованию учителя – логопеда в ДОУ. Тема «Развитие познавательных процессов на коррекционных занятиях по автоматизации звуков у дошкольников с ТНР»
методическая разработка по логопедии
Обоснование выбранной темы.
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности. Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobr._23-24_g.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
План по самообразованию
учителя – логопеда
Алескеровой Светланы Николаевны
Тема «Развитие познавательных процессов на коррекционных занятиях по автоматизации звуков у дошкольников с ТНР»
на 2023 – 2024 учебный год
Обоснование выбранной темы.
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности. Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция. Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем в педагогике. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцировано и специфично для каждого из компонентов речи. Для детей с ТНР характерными являются:
- неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;
- снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;
- отставание в развитии словесно-логического мышления.
- низкий уровень сформированности восприятия.
В этой связи одной из главных задач является необходимым проводить работу по развитию всех компонентов психического развития не вырывая функцию речи из общей системы. Именно поэтому, в структуру логопедического занятия педагогу необходимо внедрять мероприятия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия для эффективной коррекции речевых нарушений.
Цель: подобрать дидактические игры и упражнения для коррекции звукопроизношения и развития познавательных процессов у старших дошкольников.
Задачи: - повысить собственный уровень знаний. - Изучать методическую литературу по теме. - Создать картотеки игр по коррекции звукопроизношения и развитию познавательных способностей на все группы звуков, подобрать наглядный материал, изготовить дидактические пособия.
- использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи игровой материал. - подготовить и провести консультации для педагогов и родителей по теме самообразования; - обобщить свой педагогический опыт и распространить его.
№ п\п | содержание работы | способы оформления материала для использования в практике | срок выполнения |
1 | - подбор методической литературы по теме; - дидактических игр и упражнений: - работа с банком педагогической информации в системе интернета. | конспекты, презентации, картотеки, буклеты, выставка наглядного материала, информационные листы. | В течение года |
2 | работа с педагогами: - консультирование по запросам педагогов | консультации, картотеки игр, семинар – практикум, | Вторая половина года |
3 | - анкетирование родителей относительно развития речи у детей | анкеты | сентябрь |
4 | - родительское собрание «Какие игры помогают развивать речь детей»; - подбор методической литературы по теме | конспект, презентации, выставка | октябрь |
5 | - консультация для родителей «Роль родителей в речевом развитии детей» - «Игры для развития внимания и памяти» | буклеты | ноябрь |
6 | - консультация для родителей «Давайте поиграем дома с детьми» | картотека домашних игр на развитие мышления | Декабрь |
7 | Консультации для педагогов - «речевая активность детей с ТНР на занятии в ДОУ» | консультация, выставка наглядного материала | Январь |
8 | - игры у упражнения для развития памяти, внимания | Подборка материалов для картотеки | Февраль |
9 | Выступление на ГМО учителей – логопедов и учителей -дефектологов. | конспект. презентация | Март |
10 | - отчет по самообразованию | сообщение на педсовете | Апрель |
11 | консультирование по запросам родителей | консультирование | Май |
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
2. Дроздова Н.В. Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Минск, 2001.
3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998
4 Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.
5 Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985.
6. Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:· Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...
Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука «Л» с использованием современных образовательных технологий (техника оригами, мнемотехника) в старшей группе Тема: «Прогулка на теплоходе»
Конспект коррекционного занятия по автоматизации звука "Л" с использованием современных образовательных технологий (техника оригами, мнемотехника) в старшей группе...
Индивидуальное коррекционное занятие по автоматизации звука Л в словах
Тема: Звук [Л]Цель. Автоматизация звука [Л] в словах.Задачи:1.Обазоательные:- закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах.- закреплять правильное произношение звука [Л] в словах.2. Разв...
Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника с ОВЗ»
Основной целью данного занятия является оказание помощи ребенку с ОВЗ в усвоении программного материала, в развитии и корректировке познавательных и интеллектуальных процессов, а также разв...
Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [ш] в словосочетаниях и предложениях.
Конспект индивидуального коррекционного занятия по автоматизации звука [ш] в словосочетаниях и предложениях.Цель: автоматизация звука [ш] в словосочетаниях и предложениях....
Конспект коррекционного занятия (индивидуального) «Автоматизация звука «С» в слогах, в начале слов у ребенка с Дизартрией 5 лет.
Коррекционно-логопедическая работа – это система логопедических занятий, включающих воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, упражнения на развитие мотор...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты учителя-логопеда в использовании инновационных методов и приёмов по постановке и автоматизации звуков у дошкольников»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты учителя-логопеда в использовании инновационных методов и приёмов по постановке и автоматизации звуков у дошкольников»...