Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты учителя-логопеда в использовании инновационных методов и приёмов по постановке и автоматизации звуков у дошкольников»
статья по логопедии (старшая группа)

Задыхина Марина Николаевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты учителя-логопеда в использовании инновационных методов и приёмов по постановке и автоматизации звуков у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты учителя-логопеда в использовании инновационных методов и приёмов по постановке и автоматизации звуков у дошкольников»

Уважаемые участники! Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Начну своё выступление со слов заслуженного учителя, отличника народного просвещения, логопеда высшей квалификации Т.А. Ткаченко "Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу"

Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

сделай - и ты научишься !

Цель мастер-класса: 1. Применять полученные знания о традиционных и инновационных методах и приёмах постановки звуков речи на практике.

2. Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

3. Повышать уровень профессионального мастерства

Актуальность Каждый профессиональный учитель-логопед имеет свои подходы и навыки ведения занятия, применяя различные методы и приёмы в своей работе. Проводя традиционные занятия с воспитанниками, я заметила, что очень трудно бывает удержать внимание детей. Деятельность с ребенком должна быть динамичной, эмоциональной, неутомляемой, разнообразной. И это объективно подтолкнуло меня к поискам нетрадиционных приемов, к созданию речевой среды. Инновационные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с дошкольниками, имеющих нарушения речи.

ВКУСНЫЕ РАДОСТИ Важнейшая задача учителя-логопеда – учить детей правильно произносить звуки. В работе над звукопроизношением очень важны артикуляционные упражнения, которые необходимо выполнять несколько раз в день. Часто родители говорят, что их дети не хотят делать артикуляционную гимнастику. Причины:                                                                                                                    - ребята устают от ежедневного повторения однообразных упражнений; - некоторым детям они даются с большим трудом; - или традиционные упражнения кажутся скучными. Тогда можно разнообразить домашние занятия.

Вспомним: что любят дети? Они любят всё необычное, весёлое и вкусное. Найти интересное для детей, а особенно вкусное   совсем не сложно. Летом это могут быть свежие ягоды,  фрукты.  Зимой  –  варенье,  соки,  фруктовые   и овощные  пюре. Молочные продукты – сметана, йогурты. Мёд  или   даже жидкий шоколад. Мы говорим ребенку, что Язычок не жадный,  а щедрый.  Он  любит угощать   своих соседей. Двигаясь во рту вправо, влево, вниз и вверх, Язычок может угостить губы, щёки, нёбо и нижнюю челюсть соком или вареньем.

Особенно Язычок любит угощать  нёбо. Если вкусно, они вместе хлопают в ладошки. Получается упражнение «Лошадка». Горлышко живёт высоко   и    далеко.   Чтобы   угостить   вкусным   мёдом   горлышко, продвигаем язык   от   верхних   зубов по нёбу как можно дальше. Получается упражнение «Маляр», только вкусное и полезное, если ваш малыш простужен. Дети любят ягоды. Посчитайте, сколько ягод поместится в язык – «чашечку». Крупных вишен и малинок – всего 2 -3, а мелких черничек или земляничек – больше.

Мармелад и различные жевательные  конфеты  можно «приклеивать» языком за верхними зубами. Это важное умение для артикуляции звуков.

Многие видели телевизионные передачи  о  том, как  слоны   рисуют хоботом картины. Дети  могут попробовать рисовать кончиком языка на блюдечках  разноцветными вкусными жидкостями   или  украшать готовые продукты.   Рисунки должны быть простые: солнышко, звезда, цветок, сердечко, гриб. Можно рисовать губами. Если ребенок поёт песенки гласных звуков  и  при   этом   прикладывает   накрашенные вареньем губы к бумаге – получится пособие для игры «Угадай звук». Можно также делать вкусный массаж. Возьмите обычную сушку. Если   кончик   языка   двигать внутри сушки, то почувствуешь, как кровь приливает к   мышце. Это язык получает  дополнительное  питание  и  делается более сильным. Сушкой можно помассировать губы, язык сверху и снизу. И всё у вас получится, если в занятия добавить капельку тёплого и хорошего настроения.

Сладкая гимнастика – это действительно сладкие и приятные упражнения.

Такое занятие лучше не проводить перед самым обедом или перед завтраком.Для тех детей, которые не очень любят делать скучные однообразные упражнения.

1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.

2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.

3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!

4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.

7. Выполняем задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком.

8. Удержи шарик-конфетку (или шарик из сухих завтраков) в языке, как в чашке.

9. Оближи чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

И только после правильного усвоения артикуляционных упражнений начинайте работу по закреплению чистого, устойчивого звука в слогах, словах и т.д. Традиционные методы логопедической работы сочетаются с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями, благодаря которым результативность обучения заметно повышается, а сроки коррекции сокращаются. Игры со светом - самый доступный и самый зрелищный вид занятий с дошкольниками. Это - настоящая магия и волшебство.

ИГРЫ С ФОНАРИКОМ Фонарик и не игрушка, а тем не менее любой ребенок будет счастлив такому предмету. Отличная идея для маленького сюрприза. И тут по счастливой случайности я узнала о существовании  "Игр с фонариком" Натальи Коняхиной. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!!! Ничего сложного, а эффект колоссальный. Дети как на чудо реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач  можно с интересом решать при помощи этой серии игр. Сейчас, у вас будет возможность в этом убедиться. Правила этих игр просты. Нужно лишь распечатать карточки с картинками. Соединить эти листы между собой, причем картинка должна быть лицевой стороной приклеена за карточкой с предметом. Я ламинирую эти склеенные карточки, для более продолжительного использования . Затем мы подносим к карточке фонарик с  обратной стороны. И у нас проступает рисунок заданного предмета.  Давайте поиграем.

Игра "Чем обедал Хомячок?" ( Лексическая тема: "Овощи - фрукты")

Игра "Чьё яйцо?" (дифференциация звуков Г-К)

Грамотная , четкая, чистая речь ребенка-это не дар, она приобретается благодаря усилиям всех участников процесса формирования речи детей. Безусловно, все указанные особенности работы учителя -логопеда предполагают огромное терпение и творчество, благодаря которым ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.

 И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое актуально для данного профессионального конкурса.

С детьми мы щедро делимся талантом и умением,

Терпением, заботою, искусным ремеслом,

И вскоре все исчезнут проблемы, без сомнения.

О встречах наших вспомнят с любовью и добром.

Трудна и так ответственна работа логопеда

Но не грусти, коллега, а ну-ка улыбнись!

Мы с нею не расстанемся, успеха вкус отведав,-

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей- логопедов ДОУ «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.В последние годы наблюдается рост  числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагопри...

Мастер-класс «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи:1.    Создание условий дл...

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи Куликова Елена Михайловнаучитель-логопед МАДОУ №57г. НижнекамскУ детей с проблемами в...

«Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формиров...

Мастер – класс для родителей Тема: «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

Мастер – класс для родителей Тема: «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »...

Использование связной речи, как приёма при постановке и автоматизации звуков у дошкольников в логопедической работе

Рассуждение о влиянии использования связной речи, как психологического средства для расположения и раскрепощения дошкольников при коррекции речи в логопедической работе....

План по самообразованию учителя – логопеда в ДОУ. Тема «Развитие познавательных процессов на коррекционных занятиях по автоматизации звуков у дошкольников с ТНР»

Обоснование выбранной темы.  Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речев...