Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет по теме «Посуда. Федорино горе»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: коррекция и развитие лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы «Посуда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posuda_starshaya.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет
по теме «Посуда. Федорино горе»
учитель-логопед Зайцева Любовь Викторовна
Цель: коррекция и развитие лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы «Посуда» .
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана. Обобщить понятия чайная, столовая и кухонная посуда. Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда».
Коррекционно-развивающие:
продолжать развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
автоматизировать звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]в речи;
продолжать работу над речевым дыханием;
совершенствовать грамматический строй речи;
продолжать формировать словообразовательные процессы;
совершенствовать фонематические процессы;
развивать звуковой анализ слов;
продолжать работу над развитием связной речи;
развивать мышление, память, целостное восприятие.
Коррекционно- воспитательные:
воспитывать бережное отношение к посуде;
воспитывать навыки речевой активности, сотрудничества на занятии, умения слушать и выполнять инструкцию логопеда.
воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
Оборудование: ноутбук, книга Чуковского , портрет Чуковского И.К., картинки с изображением посуды, предметы посуды в мешочке, мяч, бутылки с водой и трубочки, наборное полотно, фарфоровая чашка, металлический чайник, деревянные ложки, пластмассовый салатник, металлическая ложка, парные картинки для игры «Найди пару», счетные палочки, раскраска Федора.
Предварительная работа: проработка лексической темы «Посуда»
Разучивание пальчиковой гимнастики
Разучивание физультминутки
Ход занятия:
1. Организационный момент. Вводная беседа. Сообщение темы.
Логопед: ребята давайте поприветствуем гостей, и как всегда наше занятие мы начнем с речевки.
Говорим всегда красиво ,четко и неторопливо
Внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят, тогда отвечай!
Дети:
садимся
Логопед: Ребята, сейчас я вам прочитаю строки из стихотворения, а Вы догадайтесь, из какого они произведения.
«Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму"».
Вы узнали, из какого произведения эти строки? Кто написал эту сказку?
Ответы детей: Корней Чуковский, «Федорино горе»
Демонстрация книги и портрета К.И.Чуковского.
Логопед: А вот и Федора! ( слайд) Посмотрите на нее, она плачет! Почему?
Дети: От Федоры ушла вся посуда.
Логопед: Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла?
Дети: Потому что она не мыла посуду, посуда была грязная, обижала ее.
Логопед: Правильно! Посмотрите , посуда убегает от Федоры.
Кто из Вас помнит, чем закончилась история?
Дети: К Федоре вернулась посуда.
Ребята, Федора просит нас рассказать ей о посуде все что мы знаем и тогда она будет знать как о ней заботиться. Поможем Федоре? Тогда начинаем!
Федора оставила мне мешочек, вам нужно определит на ощупь какая посуда спряталась в мешочке и составит предложение, для чего нужен этот предмет.
*Это стакан, из него пьют сок. ( тарелка, ложка, чашка, кастрюля, сковорода)
Ответы детей:
Логопед: Как одним словом назвать то, что было спрятано?
Дети: – Посуда.
Логопед: Верно
Посуда любит, когда Федора с ней разговаривает, а чтобы говорить красиво и произносить все звуки четко, нужно выполнять артикуляционную гимнастику.
Цель: совершенствование артикуляционной моторики.
Упражнения: накажем язычок, блинчик, индюк, варенье, маляр, чашечка, грибок
А теперь пошипите как Федорины коты.
В каком положении у нас находятся губы, язычок, какой воздух теплый или холодный?
- «Топни-хлопни»
Цель: Развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа слов.
Логопед: Посмотрите , а вот и посуда! Сейчас нам с вами нужно определить в каких словах есть звук [Ш].
Давайте четко произнесем слова.
2. «Какая бывает посуда?»
Цель: активизация словаря по теме «Посуда».
Логопед: Ребята, каждая посуда имеет свое назначение.
Если мы гостей позовем на чай, какая посуда нам нужна?
Дети: (чайная).
Логопед: - Если гости придут на обед, то какую посуду мы поставим на стол?
Дети: столовую.
Логопед: - Когда мама на кухне готовит обед, какой посудой она пользуется?
Дети: кухонной.
Логопед: Посмотрите, а у Федоры вся посуда в куче, давайте поможем ей разобрать посуду. Поочереди, берите по одной карточке и называйте к какой посуде она относится.
Еще раз обратить внимание детей на обобщающие понятия!
Логопед: Вы отлично справились с заданием!
3. Пальчиковая гимнастика
Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики
Давайте подумаем, что нужно делать с посудой, чтобы она была чистая? Предлагаю научить Федору мыть посуду. А сделаем мы это с помощью пальчиков.
Мы посуду для Федоры Дети сжимают, разжимают кулачки.
Вымоем без уговоров: Трут одной ладошкой другую.
Моем вилку, чашку, ложку, Загибают пальчики по одному, начиная с
Сковородку, поварёшку, большого.
Моем блюдце и стакан, Опять трут ладошки
И закроем крепко кран. Закручивают кран
Логопед: - Молодцы ! Вы хорошо вымыли посуду
4. «Из чего сделана посуда?»
Цель: образование относительных прилагательных .
Логопед: - Посуду делают из различных материалов. Как вы думаете из каких? Дети: стекла, дерева, металла, глины, пластмассы, чугуна, хрусталя.
Логопед : Давайте посмотрим, из чего сделана посуда. Я вам буду показывать предмет и говорить из чего он сделан, а вы подберете слово отвечающее на вопрос какая? какой? (презентация)
Логопед : Ложка из дерева – дети: деревянная…
Чашка из фарфора – фарфоровая…
Графин из хрусталя – хрустальный
Чайник из металла – металлический
Стакан из стекла – стеклянный
Хлебница из пластмассы – пластмассовая
Сковорода из чугуна – чугунная
Миска из глины – глиняная
Нож из стали – стальной
Логопед: Здорово, теперь Федора знает, что из чего сделано. Вы молодцы!
5. Цель: развитие слухового внимания
Логопед: Ребята, посуда оказывается умеет звучать по разному. Послушайте….. Так звучат деревянные ложки, металлический чайник, пластмассовый салатник, фарфоровая чашка. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Узнай посуду», закройте глаза и приготовьте ушки, я буду издавать звуки, а вы узнайте, что же это за посуда звучит.
Вы молодцы!
6. «Вскипятим воду»
Цель: развитие речевого дыхания
Логопед: Устали? Тогда предлагаю попить чай. Для этого нам нужно вскипятить воду. Когда вода кипит она бурлит…. Возьмите бутылку и трубочку. Помните, что воздух мы набираем носиком, плавно, плечи не поднимаем, при выдыхании воздуха щеки не раздуваем.
Логопед: Вода у нас только начинает закипать, пузырьков немного, значит как нужно дуть? – медленно, протяжно.
Дети выполняют.
Логопед: А сейчас вода у нас вскипела и очень сильно бурлит, как нам нужно дуть? - сильно.
Дети выполняют.
7. «Семейка слов»
Цель: подбор однокоренных слов
Логопед: Воду для чая мы с вами вскипятили. Сейчас мы с Вами попробуем подобрать слова, которые произошли ( образовались) от слова чай.
Чай…… чайник, чайничек, чайники , чаепитие, чайная (ложка), чайный (набор), чаинка
Вы такие молодцы!
8. «Найди пару»
Цель : закреплять умение соотносить предметы, развитие связной речи
Логопед: - Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Для каждого продукта есть своя посуда , место для хранения. Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется и какие продукты в ней хранятся.
- Найдите пару и положите продукт в соответствующую посуду. И расскажите , что и во что вы положили.
Дети:
Хлеб я положу в хлебницу
Конфеты я положу в конфетницу
Сахар я положу в сахарницу
Масло я положу в масленку
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
9. Физминутка.
Логопед: Предлагаю размяться. У Федоры много красивой посуды, давайте изобразим её.
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник! (одна рукой на поясе другой делаем «носик»)
Вот фарфоровые чашки: (одна рука на поясе, вторая вытянута вдоль туловища)
Очень хрупкие, бедняжки!
Вот фарфоровые блюдца: (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются!
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке. (вытягиваются, руки смыкают над головой)
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принёс. (наклоняются вперёд, руки, вытягивают вперёд)
Молодцы!
10. Игра «Сосчитай-ка»
Цель: согласование существительных с числительными
Логопед: Ребята, Федора просит, чтобы мы ее научили считать посуду. Научим Федору?
Логопед: Сколько чашек? Дети: - Одна чашка
Логопед: Сколько кастрюль? Дети: - Две кастрюли
Логопед: Сколько ложек? Дети: - Три ложки
Логопед: Сколько сковородок? Дети: - Четыре сковороды
Логопед: Сколько стаканов? Дети: - Пять стаканов
Что мы с вами не посчитали?
Умники, вы и с этим заданием справились
11. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Цель : подбор антонимов
Логопед: - Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Я называю слово, а вы называете противоположное.
Логопед: Ложка чистая – Дети: ложка грязная.
Логопед: Тарелка глубокая – Дети: тарелка мелкая.
Логопед: Чашка большая – Дети: чашка маленькая.
Логопед: Сковорода тяжелая – Дети: сковорода легкая.
Логопед: Ножик острый – Дети: ножик тупой.
Логопед: Кастрюля новая – Дети: кастрюля старая
12. «Четвертый лишний»
Цель: закрепление умения выделять на слух четвертый лишний предмет и обосновывать свой ответ.
Следующая игра « Четвертый лишний»
Сковорода – кастрюля – мяч – чайник …… Почему? Ребенок:
Чашка – стакан – тарелка – бокал …… Почему? Ребенок:
Сахарница – масленка – конфета – хлебница …… Почему? Ребенок:
Жарить – варить – есть – тушить …… Почему? Ребенок:
13. «Чайник их счетных палочек»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, образного мышления
Вы такие молодцы! Теперь Федора устроит чаепитие для своих друзей и расскажет, что она узнала о посуде. Чтобы напоить гостей чаем ей нужно много чайников. Давайте спасать Федору! Выложим чайники из счетных палочек
14. Итог занятия:
Логопед: О чём мы с вами сегодня говорили на занятии? Кому помогали? Что больше всего вам понравилось?
Дети:
Ребята, Федора очень вам благодарна, за то, что вы ей рассказали о посуде и дарит вам подарки. А сейчас нам пора возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие лексико-грамматическое "Овощи - фрукты" в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ОНР.
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет по ознакомлению с окружающим миром и формированию грамматического строя речи. Проводится с целью обобщения и систематизации...
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дикие животные весной"
Целями данного конспекта является систематизация и обобщение знаний детей о диких животных и их детёнышах, а также развитие грамматической стороны речи, психических процессоов....
Конспект занятия по развитию речи с элементами формирования лексико-грамматических категорий в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Насекомые наши знакомые»
Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп....
"Вслед за весной "Конспект ООД по формированию фонетических средств языка и развитию лексико- грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
В конспекте приведены актуальные формы работы с дошкольниками , имеющими нарушения речевого развития...
Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 лет по теме «Комнатные растения»
Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 летпо теме «Комнатные растения»...