Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет по теме «Посуда. Федорино горе»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Зайцева Любовь Викторовна

Цель: коррекция и развитие лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы «Посуда» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_starshaya.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет

по теме «Посуда. Федорино горе»

учитель-логопед Зайцева Любовь Викторовна

Цель: коррекция и развитие лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы «Посуда» .

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана. Обобщить понятия чайная, столовая и кухонная посуда. Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда».

Коррекционно-развивающие:

продолжать развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

автоматизировать звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]в речи;

продолжать работу над речевым дыханием;

совершенствовать грамматический строй речи;

продолжать формировать словообразовательные процессы;

совершенствовать фонематические процессы;

развивать  звуковой анализ слов;

продолжать работу над развитием связной речи;

развивать мышление, память, целостное восприятие.

Коррекционно- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к посуде;

воспитывать навыки речевой активности, сотрудничества на занятии, умения слушать и выполнять инструкцию логопеда.

воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Оборудование: ноутбук, книга Чуковского , портрет Чуковского И.К.,  картинки с изображением посуды, предметы посуды в мешочке, мяч, бутылки с водой и трубочки, наборное полотно,  фарфоровая чашка, металлический чайник, деревянные ложки, пластмассовый салатник,  металлическая ложка, парные картинки для игры «Найди пару», счетные палочки, раскраска Федора.

     

 Предварительная работа:  проработка лексической темы «Посуда»

Разучивание пальчиковой гимнастики

Разучивание физультминутки

Ход занятия:

1. Организационный момент. Вводная беседа. Сообщение темы.

Логопед:  ребята давайте поприветствуем гостей, и как всегда наше занятие мы начнем с речевки.

 Говорим всегда красиво ,четко и неторопливо

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай!

Дети:

садимся

Логопед: Ребята, сейчас я вам прочитаю строки из стихотворения, а Вы догадайтесь, из какого они произведения.

«Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму"».

Вы узнали, из какого произведения эти строки? Кто написал эту сказку?
Ответы детей: Корней Чуковский, «Федорино горе»

Демонстрация книги и портрета К.И.Чуковского.

Логопед: А вот и Федора!     ( слайд)   Посмотрите на нее, она плачет! Почему?

Дети: От Федоры ушла вся посуда.

Логопед:  Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла?

Дети: Потому что она не мыла посуду, посуда была грязная, обижала ее.

Логопед:  Правильно! Посмотрите , посуда убегает от Федоры.

Кто из Вас помнит, чем закончилась история?

Дети: К Федоре  вернулась посуда.


Ребята,  Федора просит нас рассказать ей о посуде все что мы знаем и тогда она будет знать как о ней заботиться. Поможем Федоре? Тогда начинаем!

Федора оставила мне мешочек,  вам нужно определит на ощупь какая посуда спряталась в мешочке и составит предложение, для чего нужен этот предмет.

*Это стакан, из него пьют сок. ( тарелка, ложка, чашка, кастрюля, сковорода)  

Ответы детей:

Логопед: Как одним словом назвать то, что было спрятано?

Дети: – Посуда.

Логопед: Верно

Посуда любит, когда Федора с ней разговаривает, а чтобы говорить красиво и произносить все звуки четко, нужно выполнять артикуляционную гимнастику.

Цель: совершенствование артикуляционной моторики.

Упражнения: накажем язычок, блинчик, индюк, варенье, маляр, чашечка, грибок

А теперь пошипите как Федорины коты.

В каком положении у нас находятся губы, язычок, какой воздух теплый или холодный?

  1. «Топни-хлопни»

Цель: Развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа слов.

Логопед: Посмотрите  , а вот и посуда! Сейчас нам с вами нужно определить в каких словах  есть звук [Ш].

Давайте четко произнесем слова.

    2. «Какая бывает посуда?»

Цель: активизация словаря по теме «Посуда».

Логопед: Ребята, каждая посуда имеет свое назначение.

Если мы гостей позовем на чай, какая посуда нам нужна?

Дети: (чайная).

Логопед: - Если гости придут на обед, то какую посуду мы поставим на стол?

Дети: столовую.

Логопед: - Когда мама на кухне готовит обед, какой посудой она пользуется?

Дети: кухонной.

Логопед: Посмотрите, а у Федоры вся посуда в куче, давайте поможем ей разобрать посуду. Поочереди, берите по одной карточке и называйте к какой посуде она относится.

Еще раз обратить внимание детей на обобщающие понятия!

Логопед: Вы отлично справились с заданием!

3. Пальчиковая гимнастика

Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики

Давайте подумаем, что нужно делать с посудой, чтобы она была чистая? Предлагаю научить Федору мыть посуду.  А сделаем мы это с помощью пальчиков.

Мы посуду для Федоры                Дети сжимают, разжимают кулачки.

Вымоем без уговоров:                       Трут одной ладошкой другую.

Моем вилку, чашку, ложку,         Загибают пальчики по одному, начиная с                                                                              

Сковородку, поварёшку,                              большого.

Моем блюдце и стакан,                      Опять трут ладошки

И закроем крепко кран.                         Закручивают кран

Логопед: - Молодцы ! Вы хорошо вымыли посуду

4. «Из чего сделана посуда?»

Цель: образование относительных прилагательных .

Логопед: - Посуду делают из различных материалов. Как вы думаете из каких? Дети: стекла, дерева, металла, глины, пластмассы, чугуна, хрусталя.

Логопед : Давайте посмотрим, из чего сделана посуда. Я вам буду показывать предмет и говорить из чего он сделан, а вы подберете слово отвечающее на вопрос какая? какой?    (презентация)

Логопед :  Ложка из дерева –      дети:  деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Графин  из хрусталя – хрустальный

Чайник из металла – металлический

Стакан из стекла – стеклянный

Хлебница из пластмассы – пластмассовая

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глиняная

Нож из стали – стальной

Логопед: Здорово, теперь Федора знает, что из чего сделано. Вы молодцы!

5.  Цель: развитие слухового внимания

Логопед: Ребята, посуда оказывается умеет звучать по разному.  Послушайте….. Так звучат деревянные ложки, металлический чайник, пластмассовый салатник, фарфоровая чашка. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Узнай посуду»,  закройте глаза и приготовьте ушки, я буду издавать звуки, а вы узнайте, что же это за посуда звучит.

Вы молодцы!

6. «Вскипятим воду»

Цель: развитие речевого дыхания

Логопед: Устали? Тогда предлагаю попить чай. Для этого нам нужно вскипятить воду. Когда вода кипит она бурлит…. Возьмите бутылку и трубочку.  Помните, что воздух мы набираем носиком, плавно,  плечи не поднимаем, при выдыхании воздуха щеки не раздуваем.

Логопед: Вода у нас только начинает закипать, пузырьков немного, значит как нужно дуть? – медленно, протяжно.

Дети выполняют.

Логопед: А сейчас вода у нас вскипела и очень сильно бурлит, как нам нужно дуть? - сильно.  

Дети выполняют.

7. «Семейка слов»

Цель: подбор однокоренных слов

Логопед: Воду для чая мы с вами вскипятили. Сейчас мы с Вами попробуем подобрать слова, которые произошли ( образовались) от слова чай.

Чай…… чайник, чайничек, чайники , чаепитие, чайная (ложка), чайный (набор), чаинка

Вы такие молодцы!

8. «Найди пару»

Цель : закреплять умение соотносить предметы, развитие связной речи

Логопед: - Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Для каждого продукта есть своя посуда , место для хранения. Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется и какие продукты в ней хранятся.

- Найдите пару и положите продукт в соответствующую посуду. И расскажите , что и во что вы положили.

Дети:

Хлеб  я положу в хлебницу

Конфеты я  положу в конфетницу

Сахар  я положу в сахарницу

Масло  я  положу в  масленку

Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

9. Физминутка.

Логопед: Предлагаю размяться. У Федоры много красивой посуды, давайте изобразим её.

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник! (одна рукой на поясе другой делаем «носик»)

Вот фарфоровые чашки: (одна рука на поясе, вторая вытянута вдоль туловища)

Очень хрупкие, бедняжки!

Вот фарфоровые блюдца: (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются!

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке. (вытягиваются, руки смыкают над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс. (наклоняются вперёд, руки, вытягивают вперёд)

Молодцы!

10. Игра «Сосчитай-ка»

Цель: согласование существительных с числительными

Логопед: Ребята, Федора просит, чтобы мы ее научили считать посуду. Научим Федору?

Логопед: Сколько чашек?  Дети: - Одна чашка

Логопед: Сколько кастрюль?  Дети: - Две кастрюли

Логопед: Сколько ложек? Дети: - Три ложки

Логопед: Сколько сковородок? Дети: - Четыре сковороды

Логопед: Сколько стаканов? Дети: - Пять стаканов

Что мы с вами не посчитали?

Умники, вы и с этим заданием справились

11. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель : подбор антонимов

Логопед: - Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Я называю слово, а вы называете противоположное.

Логопед: Ложка чистая – Дети: ложка грязная.

Логопед: Тарелка глубокая – Дети:  тарелка мелкая.

Логопед: Чашка большая – Дети:  чашка маленькая.

Логопед: Сковорода тяжелая – Дети:  сковорода легкая.

Логопед: Ножик острый  – Дети:  ножик тупой.

Логопед: Кастрюля новая – Дети: кастрюля старая

12. «Четвертый лишний»

Цель: закрепление умения выделять на слух четвертый лишний предмет и обосновывать свой ответ.

Следующая игра « Четвертый лишний»

Сковорода – кастрюля – мяч – чайник  …… Почему?    Ребенок:

Чашка – стакан – тарелка – бокал …… Почему?    Ребенок:

Сахарница – масленка – конфета – хлебница …… Почему?    Ребенок:

Жарить – варить – есть – тушить …… Почему?    Ребенок:

13. «Чайник их счетных палочек»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, образного мышления

             Вы такие молодцы! Теперь Федора устроит чаепитие для своих друзей и расскажет, что она узнала о посуде. Чтобы напоить гостей чаем ей нужно много чайников. Давайте спасать Федору! Выложим чайники из счетных палочек

 

14. Итог занятия:

Логопед: О чём мы с вами сегодня говорили на занятии? Кому помогали? Что больше всего вам понравилось?

Дети:

Ребята, Федора очень вам благодарна, за то, что вы ей рассказали о посуде и дарит вам подарки. А сейчас нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие лексико-грамматическое "Овощи - фрукты" в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ОНР.

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет по ознакомлению с окружающим миром и формированию грамматического строя речи. Проводится с целью обобщения и систематизации...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дикие животные весной"

Целями данного конспекта является систематизация и обобщение знаний детей о диких животных и их детёнышах, а также развитие грамматической стороны речи, психических процессоов....

Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 лет по теме «Комнатные растения»

Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 летпо теме «Комнатные растения»...