Значение логопедических занятий и роль родителей в коррекционном процессе.
консультация по логопедии (старшая группа)

Нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя не устранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее. К тому же не устранённые вовремя дефекты произношения, устной речи будут в дальнейшем препятствовать успешному обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_zanyatiy.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Значение логопедических занятий и роль родителей в коррекционном процессе.

  У некоторых родителей нередко создаётся впечатление, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. Нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя не устранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее. К тому же не устранённые вовремя дефекты произношения, устной речи будут в дальнейшем препятствовать успешному овладению чтением, письмом и даже математикой в случае сложного речевого нарушения (например: ОНР). У ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания лексико-грамматической конструкции текста условия, он не может построить правильного ответа, объяснить своего решения.

   Задача логопеда состоит не только в правильной постановке звуков, работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.

  Индивидуальные логопедические занятия направлены на развитие речи в целом. Красивая связная речь формируется на основе таких понятий и навыков, как:

  • речевая память;
  • способность воспринимать звуки на слух и воспроизводить их;
  • умение образовывать новые слова и правильно употреблять окончания;
  • связывать слова в предложение;
  • строить из предложений связные тексты, объединённые смыслом и логикой.

  Конечно, несомненная польза уроков логопеда состоит в том, что к ребёнку применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько успешно будет проходить коррекция речевых нарушений. Тем более речь идёт не о взрослых детях. Пациенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима. Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения специальных логопедических упражнений.

  Выполнение домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

  Родители все чаще удивляются тому, что логопед просит принести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в неё упражнения, просит каждую пятницу брать эту тетрадь домой и всё выполнять. Зачем? Ведь ребенок уже попал к логопеду, а значит все проблемы с речью у него будут решены.  

  Логопед занимается с детьми несколько раз в неделю, а ещё воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в группе. Они и научат его правильно говорить, подготовят к школе.

  Однако семья и детский сад работают ВМЕСТЕ на благо каждого ребёнка, и даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи, тем более с тяжёлым, в одиночку. Только при совместной и систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи, перестанет делать грамматические ошибки и будет радовать родителей и окружающих красивой речью.  

  Эффективное запоминание и закрепление речевого материала возможно только при многократном повторении его в саду и дома. Поэтому если домашние задания задаются и выполняются регулярно, то мы быстро получаем положительную и стойкую динамику у ребёнка. Тетрадь с домашними заданиями - это диалог с родителями, знакомство их с тем, чем логопед занимается с ребёнком, какую тему проходят, на что нужно обратить особое внимание.

  ВОТ ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТЕТРАДИ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.

   Кратко о том, КАК выполнять задания.
1. Главная ошибка родителей – выполнять с малышами задания, как в школе, за партой.
Но это – дошкольники. Жизнь для них – игра, и игра – это жизнь.
И дома мы играем с детьми с пальчиками, с язычком, со словами, изображаем обезьянок, эхо, помогаем зайчику, ёжику и др.
Получите сами удовольствие от игры и от проведённого вместе времени с пользой.
2. Частая ошибка родителей – выполнять задания за ребёнка.
Помогайте ребёнку – но не делайте работу за него. Он ни чему не научится, если не будет пробовать и ошибаться.
Пусть криво приклеил или неровно нарисовал, зато сам!
3. Также не нужно делать всё и сразу.
Ребёнок с речевыми проблемами очень быстро утомляется. Это нам кажется, что всё это легко, а для него – это сложная работа.
Делайте перерывы, прогуляйтесь, попейте чай и т. д.
4. Ругать или насмехаться над ошибками и неудачами – навсегда отбить желание заниматься.
Хвалите ребёнка за каждое, даже самое небольшое достижение. Он только учится, и вообще – Ваш любимый герой!
Каждую пятницу мы в предвкушении:
Тетрадку от логопеда ждём с нетерпением.
Ведь смело друг другу язык мы покажем!
Разучим стихи и на пальцах покажем!

  Почему надо многократно повторять задания? Потому что у ребенка до занятий с логопедом сформировалась привычка говорить неправильно, ему так удобно, не надо напрягаться. Нам же надо загасить старые привычки «говорения» и выработать новые, а это достигается только при постоянном повторении. (Логопеды знают такой факт: чтобы ребенок научился говорить исправленный звук в слове правильно и легко, надо это слово произнести 40-60 раз).  И вот тут родителям отводится особая роль в исправлении речевых ошибок. Хороший эффект дает закрепление с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку…

  Только при систематической работе логопеда и родителей, ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.

  Есть еще один важный момент. Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности родителей в исправлении речи. Дети – это очень чуткие эмоциональные «антенны». Родители для детей являются самым большим авторитетом в жизни. Если ребенок почувствует, что родитель не особо переживает за качество выполнения заданий, то и ребенок не будет стремится к хорошему результату. Поэтому ребенку необходимо чувствовать Ваше сопереживание, настрой на положительный результат и поддержку всех членов семьи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие с участием родителей с младшей группе.

 Открытое   логопедическое   занятие с участием родителй  в  младшей  группе.     Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспи...

Участие родителей в коррекционном процессе по исправлению нарушений звукопроизношения у детей.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья....

Буклет для родителей: "Роль родителей в коррекционно-педагогической помощи ребенку с ОВЗ"

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровьяДля любого ребенка главное место в жизни занимает семья, являясь главным фактором развития и становления личности ребенка. Именно в с...

Консультация для родителей воспитанников с ОНР "Роль родителей в коррекционной работе"

quot;Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье" В.А.Сухомлинский...