Карточки для взаимодействия с педагогами подготовительной к школе группе
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Материал адресован педагогам группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_-_aprel.docx | 47.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Апрель, 1-я неделя
Лексическая тема «Мы читаем. С. Я. Маршак
Предва Предварительная работа. Беседа о творчестве С. Я. Маршака на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки «Двенадцать месяцев». Просмотр мультипликационного фильма «Двенадцать месяцев». Разучивание стихотворных отрывков и ролей из сказки «Двенадцать месяцев-». Подготовка к игре-драматизации. Чтение «Сказки о глупом мышонке», «Сказки об умном мышонке» и других произведений С. Я. Маршака. Просмотр мультфильма «Сказка о глупом мышонке». Заучивание отрывков из стихотворений, работа над общими речевыми навыками, просодической стороной речи. Рисование иллюстраций к произведениям С.Я.Маршака на занятии по изобразительной деятельности. Разыгрывание сказок в разных видах театра в совместной с воспитателями деятельности. Повторение пальчиковой гимнастики «Где обедал, воробей?». Чтение сказки «Кошкин дом». Разучивание фрагментов сказки. Изготовление элементов костюмов и фигурок для настольного театра в совместной с родителями и педагогами деятельности. Чтение стихов и сказок С. Я. Маршака. Заучивание отрывков из любимых произведений. Рисование иллюстраций к любимым произведениям С. Я. Маршака в совместной с родителями деятельности.
181.Упражнение «Подбери символ». [Уточнение временных представлений. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).
Педагог раскладывает на столе карточки с символами.
Педагог. Вспомните и перечислите названия месяцев по порядку.
Дети. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Педагог. А теперь выберите символ для каждого месяца и расставьте символы на наборном полотне по порядку. Работайте все вместе, дружно, постарайтесь не мешать друг другу.
Дети расставляют на наборном полотне символы.
Педагог. Расскажите, почему вы выбрали именно эти символы для каждого из месяцев. Составьте предложения со словами потому что. Старайтесь говорить правильно и красиво, следите за произношением звуков.
1-й ребенок. Символ января — Рождественская звехта, потому что в январе мы отмечаем Рождество.
2- й ребенок. Символ февраля — снежные вихри, потому что в феврале бывают сильные метели.
3- й ребенок. Символ марта — веточка вербы, потому что верба цветет в марте.
4- й ребенок. Символ апреля — подснежник, потому что подснежники расцветают в апреле.
1- й ребенок. Символ мая — ветка березы с молодыми листочками и гнездом с птенцами, потому что в мае деревья покрываются листьями и у многих птиц появляются птенцы.
2- й ребенок. Символ июня — зайчонок, потому что первые зайчата рождаются в июне.
3- й ребенок. Символ июля — кустик земляники, потому что земляника созревает в июле.
4- й ребенок. Символ августа — корзинка с малиной, потому что малина созревает в августе.
1- й ребенок. Символ сентября — береза с зелеными и желтыми листьями, потому что в сентябре листья начинают желтеть.
2-й ребенок. Символ октября — кленовые листья, потому что в октябре наступает золотая осень и начинается листопад.
3- й ребенок. Символ ноября — голые деревья и темные тучи с дождем, потому что в ноябре часто идут дожди, а деревья стоят голые.
1-й ребенок. Символ декабря — новогодняя елка, потому что в декабре мы готовимся к встрече Нового года.
182. Игра с мячом «Скажи наоборот». [Пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.)
Пед Педагог. Давайте вспомним о других героях сказки и поиграем в игру «Скажи наоборот».
Падчерица добрая, а мачеха...
1- й ребенок. ...злая.
Педагог. Королева капризная, а падчерица...
2- й ребенок. ...послушная.
Педагог. У падчерицы косая длинная, а у дочки...
3- й ребенок. ...короткая.
Педагог. Январь холодный, а апрель...
- й ребенок. ...теплый.
183.Игра с мячом «Вспомни сказки». (Развитие памяти, ловкости.
Обогащение экспрессивной речи наречиями.)
Педагог. Следующая игра называется «Вспомни сказки».
Я буду бросать каждому из вас мяч и задавать вопрос. Вы будете
ловить мяч и отвечать на мой вопрос одним словом, при этом бросив
мяч мне. Как пела колыбельную песенку мама-мышка?
1- й ребенок. Тихо.
Педагог. Как стала петь мышонку утка?
- й ребенок. Громко.
- Педагог. Как стала жаба важно квакать?
3- й ребенок. Скучно.
Педагог. Как пела лошадка?
4- й ребенок. Страшно.
Педагог. Как кудахтала наседка?
1-й ребенок. Нехорошо.
Педагог. Как стала петь мышонку щука?
2- й ребенок. Неслышно.
Педагог. Как стала петь мышонку кошка?
3- й ребенок. Сладко.
Педагог. Как вел себя в этой сказке мышонок?
4-й ребенок. Глупо.
184. Упражнение «Возле дома». [Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).]
Педагог предлагает детям сесть на стульчики и ответить на его вопросы.
Педагог. Рассмотрите картинку и составьте предложения о том, где находится каждый герой сказки.
1- й ребенок. Кошка выходит из дома.
2- й ребенок. Кот Василий стоит на крыльце.
3- й ребенок. Котята стоят перед крыльцом.
4- й ребенок. Грачи летают над домом.
185. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка анализа предложений)
Педагог ставит на стол контейнер с материалами для анализа предложений.
Педагог. Повторите свои предложения, определите, сколько слов в каждом из них, выложите схемы предложений.
Дети выгадывают схемы.
Педагог задает им контрольные вопросы.
просЛо Педагог. Сколько слов в этом предложении? Какое слово третье по счету? Есть ли в твоем предложении предлог? (И т. п.)
186. Игра «Подскажи словечко».
Педагог. А потом ты покатился
И назад...
1 -й р е б е н о к. ...не воротился.
Педагог. Ни перинки,
Ни простынки.
Ни подушки
Не видать,
А усатый-
Полосатый
Перебрался...
2- й ребенок. ...под кровать.
Педагог. Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а...
3- й ребенок. ...не киска.
Педагог. А зубастый крокодил
Чуть меня...
4- й ребенок. ...не проглотил.
Педагог. А помните ли вы, из каких стихотворений эти строчки?
1- й ребенок. Первый отрывок из стихотворения «Мяч».
2- й ребенок. Второй отрывок из стихотворения «Усатый-полосатый».
3- й ребенок. Третий отрывок из стихотворения «Детки в клетке».
4- й ребенок. Последний отрывок из стихотворения «Где обедал, воробей?»
187. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи
(навыки словообразования).]
Педагог предлагает образовать слова из одной семейки со словом шел. Педагог катит детям мяч по очереди и задает вопросы. Дети отвечают на вопросы и катят мяч обратно взрослому.
Педагог. Что сделал петух?
1- й ребенок. Пришел.
Педагог. Что сделал кот?
2- й ребенок. Ушел.
Педагог переставляет плоскостное изображение козла на другое место.
Педагог. Что сделал козел?
3- й ребенок. Перешел на другое место.
Педагог ставит изображение кота рядом с изображение кошки.
Педагог. Что сделал кот?
4- й ребенок. Кот подошел к кошке.
188. Игра называется «Будь внимательным»
Слушайте меня внимательно и отвечайте на мои вопросы.
В каком стихотворении Маршака мы встречаем льва, лисицу,
слона, журавля, носорога, кенгуру, мохнатого медведя, зубастого крокодила?
1й ребенок. Мы встречаем этих героев в стихотворении «Где обедал, воробей?»
Педагог. Кого из героев этого стихотворения я не назвала?
2- й р е б с н о к. Вы не назвали моржа.
Педагог. В каком стихотворении перечисляются диван, чемодан, картина, саквояж, картонка, корзина?
3-й ребенок. В стихотворении «Багаж».
Педагог. Весь ли багаж дамы я перечислила?
4- й ребенок. Нет. Вы не назвали собачку.
Апрель, 2-я неделя
Лексическая тема «Мы читаем. К. И. Чуковский»
Предварительная работа. Беседа о творчестве К. И. Чуковского по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки «Мойдодыр». Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Разучивание отрывков из сказки. Чтение сказки «Айболит». Просмотр мультфильма «Айболит*. Разучивание упражнения «Лимпопо». Чтение стихов и сказок К. И. Чуковского. Заучивание отрывков из любимых произведений поэта.Рисование иллюстраций к любимым произведениям К. И. Чуковскогов совместной с родителями деятельности.
189. Рассмотрите предметы, нарисованные на карточках. Вспомните отрывки из сказки Корнея Ивановича Чуковского. Прочитайте их. Старайтесь декламировать выразительно, правильно произносите звуки.
1- й ребенок.
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня.
И подушка,
Как лягушка.
Ускакала от меня.
2-й ребенок.
Я за свечку.
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
3-й ребенок.
Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами.
4-й ребенок.
- И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ним и пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!
Педагог. Почему же все предметы в начале сказки убегают от мальчика?
1- й ребенок. Мальчик был грязнулей и неряхой, он не мылся, на причесывался, поэтому от него убежали все предметы.
Педагог. А почему же они потом вернулись к мальчику?
2- й ребенок. Они вернулись, потому что мальчик вымылся и причесался, стал чистым и опрятным.
190. Упражнение «Раздели на слоги и забери». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.)
Педагог помещает на коврограф плооскостные изображения
(Мойдодыр, щетка, мыло, мочалка, полотенце, гребешок, ванна, таз, умывальник).
Педагог. Вы видите предметы, которые упоминаются в сказке «Мойдодыр». Назовите их.
Дети. Мойдодыр, щетка, мыло, мочалка, полотенце, гребешок, ванна, таз.
Педагог. Для чего нужны эти предметы?
Д е т и. Они нужны для того, чтобы приводить себя в порядок, быть чистым и опрятным.
Педагог. Разделите названия этих предметов на слоги. По очереди подходите к коврографу. выбирайте картинку и делите ее название на слоги. Посмотрим, кто наберет наибольшее количество картинок.
191. Упражнение «Для чего они нужны?» [Развитие синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).
Педагог оставляет плоскостные изображения на столе.
Педагог. Теперь выберите по одному предмету и расскажите, для чего нужен именно он.
Дети выбирают по одному изображению, остальные изображения педагог убирает.
1- й ребенок. Мыло нужно для того, чтобы намыливать руки и лицо и смывать с них грязь.
2- й ребенок. Щетка нужна для того, чтобы оттирать сильные загрязнения.
3- й ребенок. Гребешок нужен для того, чтобы расчесывать волосы.
4- й ребенок. Полотенце нужно для того, чтобы вытираться.
192. Игра «Семейка слов». [Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования.]
Педагог. Давайте попробуем образовать слова одной семейки со словом мыть. Как называется приспособление для умывания?
1- й ребенок. Умывальник.
Педагог. Что вы делаете утром?
2- й ребенок. Умываемся.
Педагог. Что люди делают в бане?
3- й ребенок. Моются.
Педагог. Чем вы намыливаете руки?
4- й ребенок. Мылом.
Педагог. Повторите все слова из одной семейки.
Дети. Мыть, умывальник, умываемся, моются, мылом.
193.Упражнение «Подскажи словечко». ( Развитие речевого слуха, чувства рифмы.)
Педагог.Давайте же мыться, плескаться.
Купаться, нырять...
Дети. ...кувыркаться.
Педагог. В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке...
Дети. ...в океане.
Педагог И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава...
Дети. ...воде!
194.Игра «Подскажи словечко». [. Развитие речевого слуха, чувства рифмы.
Педагог.
И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету...»
1-й ребёнок
...Айболита.
Педагог.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает...
2-й ребенок
..головой.
Педагог. Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там...
3- й ребенок...лягушку.
Педагог. Прибегали два курчонка,
Поливали...
4- й ребенок. ...из бочонка.
195. Игра «Кто лишний?» [Развитие зрительного внимания и восприятия.]
Педагог предлагает детям поиграть в следующую игру и закрепляет на коврографе плоскостные изображения (корова, волчица, жучок, червячок, медведица, Мойдодыр).
Педагог. Рассмотрите и назовите картинки. Вспомните, из какой сказки эти герои. Определите, кто лишний.
Дети. Это корова, волчица, жучок, червячок и медведица из сказки «Айболит», а лишний Мойдодыр.
Педагог убирает плоскостные изображения и помещает на коврограф следующий комплект (курица, тараканы, лягушка, коза, Тотоша и Кокоша).
Дети. Это курица, тараканы, лягушка и коза из сказки «Федорино горе», а лишние Тотоша и Кокоша из сказки «Мойдодыр».
196. Игра «Четвертый лишний». Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).
Педагог помещает на наборное полотно четыре картинки: гоголь-моголь, градусник, шоколадка и банан.
Педагог. Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».
Посмотрите на картинки и расскажите, что здесь лишнее и почему.
1- й ребенок. Здесь лишний банан, потому что Айболит не давал бананов больным зверятам.
Педагог помещает на наборное полотно следующие четыре картинки: бегемотик, тигренок, верблюжонок и кобыла.
Педагог. Кто лишний?
2- й ребенок. Лишняя кобыла, потому что Айболит не лечил ее, а прискакал на ней, а бегемотиков, тигрят и верблюжат он лечил.
Педагог помещает на наборное полотно следующие четыре картинки: волки, кит, орел, автомобиль.
Педагог Что лишнее?
3- й ребенок. Лишний автомобиль, потому что Айболит не ехал на автомобиле. Его везли волки, кит и орел.
Педагог помещает на наборное полотно следующие четыре картинки:
корова, волчица, жучок и гиппопотам.
Педагог. Кто лишний?
4-й ребенок. Лишний гиппопотам, потому что он не приходил на прием к Айболиту, а корова, волчица и жучок приходили.
197.Игра с мячом «Что делал герой сказки?» [Пополнение экспрессивной речи глаголами. Развитие ловкости.]
Педагог бросает мяч и называю одного из героев, а ребёнок ловите мяч и говорите, что он
делал в сказке. Айболит.
1- й ребенок. Лечил зверей, летал на орле, ехал на волке, плыл на ките.
Педагог. Шакал.
2- й ребенок. Скакал на кобыле, принес телеграмму.
Педагог. Зайчиха.
3- й ребенок. Прибежала, закричала, стала танцевать.
Педагог. Гиппопотам.
4- й ребенок. Сидел, плакал, глядел, пел.
198. Упражнение «Замени похожим словом». (Обогащение экспрессивноречи словами-синонимами.)
Педагог. Игра называется «Замени похожим словом».
Айболит был доктором. Как его назвать по-другому?
1- й ребенок. Врач.
Педагог. Один из героев сказки — гиппопотам.
Как его назвать по-другому?
2- й ребенок. Бегемот.
Педагог. Айболит лечил зверят. Как их назвать по-другому?
3- й ребенок. Детеныши.
Педагог. Когда Айболит вылечил зверят, все на радостяхтанцевали. Как сказать по-другому?
4- й ребенок. Плясали.
199. Игра «Мяч по кругу». (Обогащение экспрессивной речи прилагательными. Формирование умения понимать главную идее произведения, правильно оценивать поступки героев.)
Педагог. Будем бросать мяч по кругу и вспоминать, какой доктор Айболит. Добрый.
1- й ребе но к. Смелый.
2- й ребенок. Отважный.
3- й ребенок. Умный.
4-й ребенок. Смешной.
200. Игра «Подскажи словечко». (Развитие речевого слуха и чувства рифмы.)
. Игра «Подскажи словечко». Сядет тот, кто закончит стихотворение.
Педагог.В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые...
1-йребенок. ...крокодилы.
Педагог. Из какой сказки эти строки?
1- й ребенок. «Бармалей».
Педагог. Но, как черная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй...»
2- й ребенок, «...держи, держи, держи, держи, держи!»
Педагог Из какой сказки эти строки?
3- й ребенок. «Федорино горе».
Педагог. Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и...
3- й ребенок. ...пропал.
Педагог. А эти строчки из какой сказки?
3-й ребенок. «Краденое солнце».
Педагог. Но веселые зверята —
Поросята, медвежата —
Пуще прежнего шалят.
Зайца слушать...
4-й ребенок. ...не хотят.
Педагог. А этот отрывок из какой сказки?
4-й ребенок. «Путаница».
201. «Семейка слов». (Совершенствование грамматического(навыки словообразования).]
Педагог. Давайте, образуем слова из одной семейки со словом читать.
Педагог. Как называется человек, который берет книги вбиблиотеке?
I -и р е б е н о к. Читатель.
Педагог Чем занимается читатель?
2- й ребенок. Чтением.
Педагог. Что вы сделали вчера вечером?
3- й ребенок. Дочитали сказки Чуковского.
Педагог. И теперь все сказки Чуковского вы...
4- й ребенок. ...прочитали.
Педагог. Все вместе повторите слова из одной семейки со словом читать.
Дети. Читать, читатель, чтение, дочитали, прочитали.
202.Игра «Будь внимательным». (Развитие речевого слуха и памяти.)
Педагог. Следующая игра называется «Будь внимательным». Слушайте меня внимательно и отвечайте на мои вопросы. В какой сказке Чуковского «скачет сито по полям»?
1- й ребенок. В сказке «Федорино горе».
Педагог. В этой сказке бежали друг за другом чайник, утюги, блюдца, стаканы. Какое название посуды я пропустила?
2- й ребенок. Кофейник.
Педагог. В какой сказке «звери задрожали, в обморок упали»?
3- й ребенок. В сказке «Тараканише».
Педагог. В какой сказке «прибегали светляки, зажигали огоньки»?
4- й ребенок. В сказке «Муха-Цокотуха».
Апрель, 3-я неделя
Лексическая тема «Мы читаем. С. В. Михалков»
ПрП Предварительная работа. Беседа о творчестве С. В. Михалкова на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Чтение стихотворений «Дяди Степа» и «Дядя Степа — милиционер». Просмотр мультфильма «Дядя Степа — милиционер». Разучивание отрывков из стихотворений «Дядя Степа» и «Дядя Степа — милиционер». Упражнение в подборе слов-синонимов. Чтение стихов С. В. Михалкова. Заучивание из любимых произведений поэта. Рисование иллюстраций к любимым произведениям С. В. Михалкова в совместной с родителями деятельности. Чтение стихотворений С. В. Михалкова. Чтение отрывков из стихотворения «А что у вас?», подготовка к игре - драматизации. Чтение стихотворений С. В. Михалкова. Заучивание стихотворения «Трезор», работа над общими речевыми навыками, просодической стороной речи. Пение «Песенки друзей» на музыкальном занятии.
203.Упражнение «Раздели на слоги н забери». (Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
Педагог помещает на наборное полотно предметные картинки (жезл, фуражка, шинель, сапоги, ботинки, перчатки, книжка, диван, ружье, мишень).
Педагог. Вы видите предметы, которые упоминаются в стихотворениях «Дядя Степа» и «Дядя Степа — милиционер». Назовите их.
Дети. Жезл, фуражка, шинель, сапоги, ботинки, перчатки, книжка, диван, ружье, мишень.
Педагог. Разделите названия этих предметов на слоги. По очереди подходите к наборному полотну, выбирайте картинку и делите ее название на слоги. Посмотрим, кто наберет наибольшее количество картинок.
204.Упражнение «Для чего они нужны?» [Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).]
Педагог выставляет картинки на наборном полотне.
Взрослый. Теперь выберите по одному предмету и расскажите, для чего нужен именно он.
Дети выбирают по одной картинке, остальные картинки взрослый убирает.
1- й ребенок. Жезл регулировщику нужен для того, чтобы регулировать движение.
2- й ребенок. Ружье нужно для того, чтобы стрелять по мишеням.
3- й р е 6 е н о к. Диван нужен для того, чтобы отдыхать на нем.
4-й р е б е н о к. Книга нужна для того, чтобы читать ее.
205. «Скажи по-другому». [Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.]
Педагог. Я буду говорить, каким был дядя Степа, а вы будете подбирать похожие слова. Дядя Степа был огромным.
1- й ребенок. Высоким.
Педагог. Дядя Степа был смелым.
2- й р е б е н о к. Отважным.
Педагог Дядя Степа был находчивым.
3- й ребенок. Умным.
Педагог Дядя Степа был хорошим.
4- й ребенок. Добрым.
206.Упражнение «Подскажи словечко». [ Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]
Педагог. Шли из школы две подружки —
В белых фартуках болтушки.
В сумках — книжки и тетрадки,
А в тетрадках...
Дети. ...все в порядке.
Педагог. Дядей Степою гордится
Вся милиция столицы:
Степа смотрит сверху вниз.
Получает...
Дети. ...первый приз.
Педагог. Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень...
Дети. ...важной нахожу.
207.Игра «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха и чувства рифмы.]
Педагог. В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый...
1-йребенок. ...Фома.
Педагог. Из какого стихотворения эти строки?
1- й ребенок. «Фома».
Педагог. Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу.
На ней быка нарисовал.
А рядом с ним...
2- й ребенок. ...корову.
Педагог. Из какого стихотворения эти строки?
2- й ребенок. «Рисунок».
Педагог. Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот...
3- й ребенок. ...компания какая!
Педагог. А эти строчки из какого стихотворения?
3- й ребенок. «Песенка друзей».
Педагог. Но веселые зверята —
Поросята, медвежата —
Пуще прежнего шалят.
Зайца слушать...
4- й ребенок. ...не хотят.
Педагог. А этот отрывок из какой сказки?
4-йребенок. «Путаница».
208.Игра с мячом «Мяч по кругу». [Пополнение экспрессивной речи прилагательными.]
Педагог. Давайте расскажем о том, какие это стихи, катая мяч друг
другу по кругу. Стихи Сергея Владимировича Михалкова добрые...
1- й ребенок. ...умные...
2- й ребенок. ...веселые...
3- й ребенок. ...интересные...
4- й ребенок. ...забавные.
Педагог. Все вместе повторите слова, которые мы сказали
о стихах Михалкова.
Дети. Стихи Михалкова добрые, умные, веселые, интересные, забавные.
208.Игра «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха и памяти.]
Педагог. Слушайте меня внимательно и отвечайте на мои вопросы.
В каком стихотворении Михалкова «шенка в воде и мыле два часа мочалкой мыли»?
1- й ребенок. В стихотворении «Трезор».
Педагог. В каком стихотворении в далекие края ехали кот,чижик, собака, обезьяна и попугай?
2- й ребенок. В стихотворении «Песенка друзей*.
Педагог. Кого из друзей я не назвала?
3- й ребенок. Петьку-забияку.
Педагог. В каком стихотворении Михалкова дети считали котят?
4- й ребенок. В стихотворении «Котята».
209.Упражнение «Составь схему предложения». (Совершенствование навыка анализа предложений. )
Педагог. Теперь я предлагаю вам вспомнить любимые стихи Сергея Михалкова и составить предложения об их героях.
1- й ребенок. Дядя Степа служил в милиции.
2- й ребенок. Упрямого Фому во сне проглотил крокодил.
3- й ребенок. Капризного мальчика Витю прозвали мимозой.
4- й ребенок. Трезор залез в кувшин и перевернулся.
Педагог. Очень хорошо. А теперь сосчитайте слова в этих предложениях и составьте схемы предложений.
210. Игра «Наша выставка». (Совершенствование синтаксической
стороны речи (сложноподчиненные предложения). Автоматизация правильного произношении и дифференциация ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности.)
Педагог приглашает детей к мольберту, на котором стоят и.1-люстрации к произведениям Чуковского, нарисованные детыми дома.
Педагог. А теперь давайте рассмотрим картинки, которые вы нарисовали дома. Расскажите, что вы нарисовали и почему. Составьте предложение со словами потому что. Отвечая, следите за произношением звуков.
1- й ребенок. Я нарисовал дядю Степу, потому что он смелый и отважный.
2- й ребенок. Я нарисовал Фому, потому что ему приснился интересный сон.
3- й ребенок. Я нарисовала мальчика Витю, которого прозвали мимозой, потому что он укутанный и смешной.
4- й ребенок. Я нарисовала Трезора. который опрокинул кувшин.
211.Упражнение «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия.
Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).]
Педагог закрепляет в вагончиках плоскостные изображения героев стихотворения «Песенка друзей».
Педагог. Кто теперь едет в поезде?
Дети. Это кот, чижик, собака, Петька-забияка, обезьяна и попугай.
Педагог. Сейчас вы будете по моей команде закрывать глаза. А потом, когда я разрешу вам открыть глаза, вы будете говорить, что изменилось.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет героев стихотворения
местами или убирает одного из них. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Необходимо, чтобы по очереди ответит се присутствующие на занятии дети. В конце игры все плоскостные изображения должны оказаться на месте.
212.Игра «Узнай стихотворение». (Развитие речевого слуха.)
Педагог предлагает детям игру.
Педагог Послушайте названия предметов и подумаете, в каком стихотворении они упоминаются. Велосипед, санки, шарф, пальто, музыкальное лото, книга стихов Михалкова, книга стихов Барто.
Дети. Эти предметы упоминаются в стихотворении «Несбывшиеся мечты».
Педагог. А о чем еше мечтал герой стихотворения?
Дети. Герой стихотворения мечтал о том, чтобы ему подарили щенка.
213.Игра с мячом «Слова одной семейки». (Совершенствование навыков словообразования. Развитие ловкости.)
Давайте образуем слова одной семейки с этим словом.
Как называю большую елку?
1- й ребенок. Ель.
Педагог. Как можно назвать маленькую елку?
2- й ребенок. Елочка.
Педагог. Какие лапы у елки?
3- й ребенок. Еловые.
Педагог. Как называют еловый лес?
4- й ребенок. Ельник.
Педагог Повторите все слова одной семейки.
Дети. Елка, ель, елочка, еловые, ельник.
214.Игра с мячом «Скажи наоборот». [Пополнение экспрессивной речи словами-антонимами. Развитие ловкости. |
Педагог. Заканчивайте мое предложение словом-«наоборот».
Дядя Степа высокий, а бедный Костя...
1- й ребенок. ...низкий.
Педагог. Друзья, которые едут в далекие края, веселые, а
Трезор, которого оставили одного...
2- й ребенок. ...грустный.
Педагог. Дядя Степа смелый, а первоклассник из стихотворения
«Прививка»...
3- й ребенок. ...трусливый.
Педагог. Щенок, которого покусали пчелы, маленький, а Трезор...
4- й ребенок. ...большой.
Апрель, 4-я неделя
Лексическая тема «Мы читаем. А. Л. Барто»
Пр Предварительная работа. Беседа о творчестве Барто на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Чтение и заучивание стихов А.Л.Барто. Повторение подвижного упражнение «Игра в стадо». Чтение сказки А. Барто «Медвежонок-невежа». Разучивание упражнения «В лесу». Чтение произведений С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто. Оформление выставки рисунков и поделок к произведениям поэтов. Пение«Песенки друзей» на музыкальном занятии. Разучивание стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!»
215. Рассмотрите иллюстрации, подумайте, к каким стихам Барто они сделаны, прочитайте
отрывки из этих стихотворений. Я надеюсь, что вы будете говорить красиво, не забудете о правильном произношении звуков.
1- й ребенок. Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
- й ребенок. Черемуха, черемуха
В овраге расцвела.
Черемуха, черемуха
Стоит белым-бела.
3- й ребенок. Начинается гроза.
Потемнело в полдень.
Полетел песок в глаза,
В небе — вспышки молний.
- й ребенок. Листья... Листья...
Листопад.
Не расчистить
Школьный сад.
Из отрывков получился маленький календарь: зима, весна, лето, осень.
216. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха, памяти. Пополнение экспрессивной речи глаголами.]
Педагог предлагает детям сесть удобно и послушать стихотворение. Стихотворение Агнии Барто, которое я сейчас прочитаю, вам, конечно же, хорошо известно. Но вы послушайте
его еше раз, чтобы ответить на мой вопрос.
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила.
Села, с мамой посидела.
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
«Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу*.
Перечислите все, что делала Таня.
Дети. Таня ела конфеты, пила чай, сидела с мамой, потом
пошла к бабушке, а потом сказала, что устала.
217.Игра «Скажи наоборот». (Пополнение экспрессивной речи словами-антонимами. )
Педагог. Я качу одному из вас мяч и задаю вопрос. Вы ловите мяч и отвечаете,
подобрав слово-«наоборот». Таня — большая девочка?
1- й ребенок. Нет, маленькая.
Педагог. Таня трудолюбивая девочка?
2- й ребенок. Нет, ленивая.
Педагог. Таня работала весь день?
3- й ребенок. Нет, отдыхала.
Педагог. Это хорошо?
- й ребенок. Нет, плохо.
218. Игра «Семейка слов». (Совершенствование навыков словообразования. )
Педагог. В этой игре мы попробуем образовать слова одной семейки со
словом работаю. Вы же сказали, что Таня не работаю весь день.
1-й р е б е н о к. Работать.
2- й ребенок. Работник.
3- й ребенок. Работница.
4- й ребенок. Рабочий.
1- й ребенок. Обрабатывать.
- й ребенок. Перерабатывать.
- 3- й ребенок. Работа.
4-й ребенок. Работяга.
219.Упражнение «Составь предложение». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]
I -й р е 6 е н о к. Оторвали мишке лапу.
2- й ребенок. Сонный мишка лег в кровать.
3- й р е б е н о к. Я люблю свою лошадку.
- й р е б е н о к. На пара идет отряд.
- (Составить схемы предложений)
220.Игра «Скажи наоборот». [Пополнение экспрессивной речи словами-антонимами. ]
Педагог. Игра «Скажи наоборот» вам уже знакома. Я качу одному из вас мяч и задаю вопрос. Вы ловите мяч и отвечаете, подобрав слово-«наоборот». Медвежонок вел себя хорошо?
1- й ребенок. Нет, плохо.
Педагог. Он вежливый?
2-й ребенок. Нет, он грубый.
- Педагог. Он воспитанный?
3- й ребенок. Нет, он капризный.
Педагог. Он чистюля?
- й ребенок. Нет, он грязнуля.
221. Игра «Семейка слов»
В этой игре мы попробуем образовать слова одной семейки со словом медведь. Тот, кому под руку попадается шарик, вспоминает слово из одной семейки с этим словом.
1- йребенок. Медведица.
2- й ребенок. Медвежонок.
3- й ребенок. Медвежата.
4- й ребенок. Медвежий.
Если детям сложно самим подобрать слова, логопед, как всегда, задает им наводящие вопросы.
222.Упражнение «Составь схему предложение». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]
1- й ребенок. Уляжется медведица под деревом.
2- й ребенок. Сыночек дисциплины совсем на признает.
3- й ребенок. Нашел он мед пчелиный.
- й ребенок. Пришел домой сынок.
223.Игра «Семейка слов». (Совершенствование навыков словообразования.)
Следующая игра называется «Семейка слов».
В этой игре мы попробуем образовать слова из одной семейки со словом гусь.
1-йребенок. Гусыня.
2- й ребенок. Гусенок.
3- й ребенок. Гусята.
4- й ребенок. Гусиный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки подвижных игр для детей подготовительной к школе группы
Карточки подвижных игр для детей подготовительной к школе группы...
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....
Программа саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2019-2020 уч.год/ по теме: «Развитие творческих способностей детей подготовительной к школе группы с ОВЗ через работу с пластилином»
в данной программе представлены цели,задачи,план работы с родителями и детьми подготовительной к школе группы по данной теме...
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе. Способы формирования познавательного интереса у детей.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.Способы формирования познавательного интереса у детей....
Карточки для взаимодействия с педагогами подготовительной к школе группе
Материал адресован воспитателям и родителям для детей с нарушением речи...
Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»
В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА и плана работы с детьми и родителями...