методические рекомендации учителя- логопеда "Логопедический массаж дома"
методическая разработка по логопедии

рекомендации по проведению простого ручного  логопедического массажа в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logomassazh_doma.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя - логопеда для родителей.

«Логопедический массаж для детей в домашних условиях».

Логопедический массаж — один из современных технологий, которая используется для исправления речевых расстройств. Одним из его преимуществ является возможность самостоятельного выполнения. Но нужно соблюдать технику и правильно выполнять массаж.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж позволяет расслабить или укрепить артикуляционные мышцы, стимулирует чувствительность мышц. Показанием к процедуре является наличие следующих проблем у ребенка:

  • короткая подъязычная уздечка — это одна из причин дислалий — нарушений речи, при котором нет поражений центральной нервной системы и органа слуха, поэтому основная работа ведется с артикуляционным аппаратом;
  • ринолалия — нарушение звукопроизношения вследствие патологии носовой полости и ротоглотки;
  • непроизвольное слюноотделение, одной из причин которого является потеря тонуса мышц языка;
  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи, причиной которого является повреждение речевых центров головного мозга;
  • нарушение тонуса мышц, как в сторону повышения, так и в сторону понижения, которые участвуют в звукопроизношении;
  • заикание невротической природы;
  • невнятная речь.

Польза логопедического массажа

При перечисленных отклонениях массаж ускоряет постановку правильного произношения звуков, закрепляет результат работы логопеда. Он эффективен в комплексе с другими методами коррекции речи — дыхательной и артикуляционной гимнастикой, работой с голосом.

Преимуществом является простота и безболезненность — логопедический массаж для детей в домашних условиях может выполнять любая мама. Процедуры положительно влияют на нервную систему и мышечный аппарат, улучшают кровообращение, повышают эластичность мышечных волокон, нормализуют речевое дыхание, снижают гипертонус мышц речевого аппарата, увеличивают амплитуду артикуляционных движений. Также формируют активные движения органов артикуляции, улучшая их координацию.

Противопоказания

Логопедический массаж можно выполнять только при хорошем общем состоянии ребенка. Он противопоказан при:

  • вирусных заболеваниях, которые сопровождаются повышенной температурой, кашлем, насморком;
  • стоматитах, гингивитах, ангине и других заболеваниях полости рта;
  • кожных заболеваниях — герпесе, ветряной оспе, аллергической сыпи;
  • любых заболеваниях и состояниях, при которых самочувствие малыша нарушено — прорезывание зубов или выпадение молочных зубов, усталость;
  • эписиндроме;
  • грубых психических отклонениях.

При этих состояниях с массажем лучше подождать или отказаться от них окончательно. Если ребенок болеет простудными заболеваниями, у него на слизистой воспалительный процесс, необходимо обратиться к врачу, чтобы вам назначили лечение. К коррекции речи можно приступить после нормализации состояния.

Виды логопедического массажа

  1. Ручной, или классический, выполняют руками, воздействуя на различные зоны.
  2. Самомассаж, который ребенок выполняет самостоятельно с гимнастикой.

Мама может выполнить обычный ручной массаж. Другие виды должен выполнять только специалист.

Условия для проведения

Логопедический массаж для детей, как правило, начинают проводить в возрасте 4 – 5 лет. По показаниям курс можно начать и раньше.

Дома нужно создать благоприятные условия, чтобы сеансы не приносили дискомфорта. В комнате должно быть тихо, тепло и светло. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Проследите, чтобы на руке не было царапин, воспаления, постороннего запаха — духов, ароматических масел, кремов. Снимите все украшения. Также необходимо, чтобы ребенок был расположен к лечению, относился к нему спокойно. Недопустимо, чтобы малыш плакал и вырывался.

Первая процедура логопедического массажа для детей может быть короткой — не более 5 минут, особенно если это впервые для него. Затем постепенно увеличивайте продолжительность: через неделю можно заниматься уже 20 – 30 минут. Ориентируйтесь на возраст и на реакцию малыша: если ему становится неудобно, некомфортно, появляется страх, нервное напряжение, сеанс лучше прервать. Если продолжить, невзирая на протест, в следующий раз он может и вовсе отказаться от лечения.

Для хорошего результата нужно, чтобы занятия были регулярными. Оптимально 2 – 3 процедуры в неделю. Если сочетать их с артикуляционной гимнастикой и другими занятиями, эффект вы увидите быстрее. Старайтесь не делать длинных перерывов между сеансами.

На полный курс, в среднем, необходимо 10 – 20 сеансов, иногда больше.

Для массажа необходимо подготовить специальный крем. Обязательно проверьте на переносимость: нанесите небольшое количество средства на кожу предплечья и оцените реакцию.

После  массажа промойте ребенку  лицо, ополосните рот.

Техника проведения массажа на дому.

Массирующие движения лучше начинать со всего лица, чтобы он привык к обстановке, у него прошло напряжение. Затем постепенно переходите к зоне подбородка, носогубной складке. Движения — мягкие и плавные.

Для губ.

Сначала растираем губы пальцами, делаем круговые движения от одного уголка к другому. Направление на нижней и верхней губе разные: слева направо, и справа налево. Затем пощипываем губы и кожу вокруг рта, делаем круговые движения с надавливанием. Завершаем логопедический массаж губ легкими шлепками.

Для языка.

Язык непосредственно участвует в звукопроизношении, поэтому сделать логопедический массаж этой части тела — важная часть коррекции речевых нарушений. Следует добиться расслабления мышц верхней и нижней челюсти, плеча, шеи, языка. Если у малыша выраженный рвотный рефлекс, то массируем только кончик языка.

Движения такие:

  • фиксация кончика языка между пальцами, движения им как рычагом — вверх и вниз, назад и вперед;
  • поглаживание спинки языка по кругу и вдоль большим пальцем, при этом указательный палец находится снизу и поддерживает его;
  • поглаживание нижней поверхности языка;
  • вибрирующие движения путем постукивания и покачивания язычка;
  • массирование уздечки движениями пальца вниз и вверх.

Поглаживайте язык ребенка тканью и зубной щеткой. Можно просто водить ими по языку, а можно «рисовать» буквы.

Если у малыша повышенное слюноотделение, используйте салфетку или платочек, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу.

Для лица.

Полезным будет сделать логопедический массаж всего лица: массирование лба, щек, носа, подбородка усиливает эффект сеансов. Процедура включает поглаживание, растирание, разминание, вибрацию этих зон. Делайте именно в этой последовательности.

Щеки массируют так: растираем или разминаем щеки вдоль мышечных волокон. Направления движения — от уголков рта в сторону висков, затем от скул до нижнего края челюсти.

Для шеи.

Массирование шеи выполняется до еды или спустя два часа после приема пищи. Учтите, что движения должны быть мягкими. Недопустимо сильное надавливание: здесь проходят крупные сосуды и нервные стволы. Выполните повороты и наклоны шеи в правую и левую стороны, вперед и назад.

Легкие похлопывающие движения шейного отдела позвоночника нужно выполнять в положении лежа на животе или сидя. Стимуляция этой области не только развивает речь, но и способствует улучшению общего физического состояния. Ведь активируется работа нервной системы, улучшается кровообращение, значит — головной мозг насыщается кислородом. Но родителям следует действовать очень осторожно: нельзя чрезмерно воздействовать на эту зону.

Порядок действий такой: движения сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночник. Действуем 2-мя или 3-мя пальцами. Массируйте трапециевидную мышцу, плечи.

Логопедический массаж шеи захватывает и область ушей. Это дополнительно стимулирует артикуляционный аппарат. Эффективны такие упражнения: потирание мочек ушей, осторожное оттягивание мочки вниз, разминание козелка — хрящевого выступа, который находится перед слуховым проходом.

Для рук.

Массирование пальчиков и ручек детей важно для общего развития и развития речи. Сначала ручки также разминаем, затем начинаем прорабатывать каждый пальчик по отдельности.

  1. «Солнышко» — кисти малыша поглаживаете с обеих сторон, действуя очень мягко и медленно;
  2. «Сорока-белобока» — одна из самых известных прибауток поможет вам развить мелкую моторику и стимулировать развитие речи;
  3. «Улитка» — мама растирает и немного пощипывает края ладоней;
  4. «Мячик» — упражнение заключается в перекатывании массажного мячика с шипами между ладонями. Мама может немного помочь, если малышу тяжело, но нужно стимулировать его самому выполнить это задание;
  5. «Пила» — ребром ладони пилим вдоль и поперек ладошки малыша, повторяя одноименную прибаутку.

Необходимо, чтобы ребенок  наблюдался у логопеда. Специалист выявит причину нарушений, определит, какая проблема у малыша — гипотонус или гипертонус. В зависимости от этого подберет индивидуальную схему коррекции. Уточнит, на какие зоны нужно уделять больше внимания и покажет правильную постановку рук, движения. Так вы гарантированно избежите ошибок.

Также нужен контроль невролога. Многие нарушения речи (дизартрические расстройства, алалия, патология речи при поражении центральной нервной системы, невротическая форма заикания) возникают вследствие неврологических проблем. Поэтому важно получать комплексное лечение невролога: медикаментозную терапию, физиотерапию.

Кроме того, специалисты оценивают динамику после нескольких сеансов логопедического массажа для детей в домашних условиях. И по результатам они могут поменять схему коррекции, внести новые упражнения или убрать неактуальные.

После массажа обязательно похвалите малыша за усидчивость, старание и терпение. Если считаете нужным, можете поощрить его чем-нибудь вкусным, фруктами например, или небольшим подарком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

Информирование родителей о важности благоприятного речевого развития будущих первоклассников. Рекомендации и советы родителям для развития мелкой моторики дошкольников....

6 беседа логопеда с родителями. Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.

6 беседа логопеда с родителями.Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.Если ваш малыш посещает заня...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям

Рекомендации учителя-логопеда родителям по коррекции звукопроизношения и письменной речи....

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям для закрепления произносительных навыков.

Даны рекомендации учителя-логопеда родителям для закрепления произносительных навыков у детей....

Консультация для родителей на тему: «Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников».

Консультация для родителейна тему:«Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников»....

Консультация для родителей на тему: «Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников».

«Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников»...

Рекомендации учителя – логопеда Поиграйте дома с детьми.

        У детей в возрасте  6-7 лет  начинается активная подготовка к школе,  и родители зачастую отодвигают игры на второй план, но играть с детьми нужно и в...