Конспект подгруппового занятия на тему «Слуховая и артикуляционная дифференциация звуков «С» - «Ш» у детей с ОНР»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Данная педагогическая разработка была успешно апробирована в виде открытого занятия. Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа). Развитие фонематического слуха является неотъемлемой частью коррекции речевых нарушений. В данной разработке закрепляются приобретенные на индивидуальных занятиях навыки: умение слышать заданный звук в слове, умение отличать его от других звуков, умение привильно произносить заданный звук и обьяснять его артикуляцию. Отрабатывается навык определение места звука в слове.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluhovaya_i_artikulyatsionnaya_differentsiatsiya_s_sh.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая разработка

Конспект подгруппового занятия на тему «Слуховая и артикуляционная дифференциация звуков «С» - «Ш» у детей с ОНР»

Разработал:

Учитель-логопед Леонова В.А.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»

Г.Снежинск

Образовательная область: Развитие речи

Тип: Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Тема: Дифференциация свистящих и шипящих. Звуки «С» - «Ш»

Цель: Развитие умения различать звуки «С» и «Ш» в словах на слух и артикуляционно

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 - Закрепить знания о артикуляции звуков «С» и «Ш»

 - Учить определять наличие заданного звука в словах

 - Учить находить место звука в слове с помощью схематических изображений

 - Учить дифференцировать на слух свистящие и шипящие звуки в словах

Коррекционно-развивающие:

 - Развивать слуховую память, внимание

 - Развивать мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные:

 - Воспитывать умение выслушивать ответы других детей

 - Побуждать к проявлению взаимопомощи

 - Приучать к самостоятельному мышлению

Методы и приемы: сюрпризный момент, наглядность, объяснение педагога, постановка проблемной ситуации.

Оборудование:

Игрушечный медведь, коробка с прорезью и картинкой пчелиных сот («улей»), изображение пчелок, игрушечная рыбка-ерш (либо изображение рыбки), кукла Маша, картинки со звуками «С» и «Ш» в названии (нос, сом, солнце, усы, уши, сок, мешок, мышка), раздаточный материал: трафареты для обведения рисунка рыбки по точкам (для детей и педагога), карандаши, демонстрационная магнитная доска, задание из пособия Е.Азовой, О.Черновой «Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Ц, Щ-Сь. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет» (задание «Распредели игрушки») – по числу детей.

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап: Артикуляционная разминка

Педагог: Какое у нас время года?

Дети: Весна.

Педагог: Почему вы так считаете?

Ответы детей.

Педагог: Ваши глазки видели весну, ушки – слышали, давайте и язычку покажем, что наступила весна.

Далее педагог проговаривает текст, дети выполняют артикуляционные упражнения по ходу текста.

 - Язычок выглянул в окошко (упр. «Окно»). Посмотрел вверх - где солнышко? Посмотрел вниз - много ли луж? И пошел гулять. Идет, сапогами шлепает (упр. «Месим тесто»). Видит – горка (упр. «горка). А за горкой – большая лужа. Решил ее обойти по кругу (упр. «Вкусное варенье» - круговые движения языка по губам). С одной стороны обошел. С другой. Захотел пустить по ней кораблик (упр. «Лодочка»). Ветер дует, кораблик хорошо плывет по луже. Как ветер дует? («Ветерок» по языку, сложенному в «Лодочку»). Побежал язычок за корабликом и промочил себе ноги. Замерз, задрожал: «д-д-д…» (упр. «Барабанщик»). Убежал домой греться чаем. Во что наливаем чай? Правильно, в чашечку (упр. «Чашечка»). Согрелся и снова выглянул в окошко. Видит – кто-то прячется…

2. Основная часть.

  1. Этап «Улей». Определение заданного звука в слове.

Педагог показывает на игрушку, накрытую тканью

 - (Имя ребенка) посмотри, кто это?

Ребенок: Мишка!

Педагог: Не хочет просыпаться! Все вместе позовем: мишка, просыпайся.

Педагог (от лица игрушки): Уже весна настала?

Дети: Да.

Педагог (от лица игрушки): А где мои друзья?

Педагог: ребята, спросите, кто у мишки друзья?

Дети спрашивают.

Педагог (от лица игрушки): Пчелки, рыбка и кукла Маша. Наверное, еще не пришли. Тогда пойду дальше спать.

Педагог укладывает игрушку.

Педагог: Если мишка не хочет просыпаться без своих друзей, значит нужно их найти. Где живут пчелки?

Дети: В улье.

Совместно находят коробку-«улей».

Педагог: Есть там пчелки?

Дети: Здесь нет. В улье другие картинки.

Рассматривают картинки со звуками « С» и «Ш» в названии. Находят пчел неподалеку от «улья».

Педагог: Наверное, пчелки не могут найти дорожку в улей. Как помочь?

Дети предлагают свои варианты ответа (построить, выложить)

Педагог (обращает внимание детей на наклеенную картинку сот): Это пчелиные соты. Послушайте, какой звук я выделю в этом слове: СССоты…

Дети: Звук «С».

Педагог: Значит, строим дорожку из слов, где есть звук «С». А как мы произносим этот звук?

Дети рассказывают про артикуляцию звука «С». Выбирают нужные картинки и называют: Нос. Сом. Солнце. Усы. Сок.

Строят дорожку из картинок.

Педагог: А если бы я выбрала эту картинку – «уши»?

Дети: Нет. Там звук Ш!

Педагог раздает каждому по пчелке.

Дети перемещают пчел по дорожке и опускают в щель коробки.

  1. Этап «Рыбки». Определение места заданного звука в слове. Развитие мелкой моторики.

Педагог: Пчелок мы нашли. Кто у Миши следующий?

Дети: Рыбка.

Педагог: Где она живет?

Дети: Рыбка живет в воде.

 Перемещаясь по кабинету, находят изображение озера и рыбку.

Педагог: Кто знает, какая это рыбка?

Дети: Она называется «ерш».

Педагог: Какой звук есть в названии этой рыбки – «С» или «Ш»? Как сложить язычок, чтобы звук получился правильным?

Дети рассказывают о артикуляции звука «Ш».

Педагог: Правильно! Но ведь так не бывает, что в озере всего одна рыбка. Нужно запустить туда других. Где возьмем других рыбок?

Дети предлагают свои варианты ответа, в том числе нарисовать. Педагог предлагает разместиться за столы. Раздает трафареты «Рыбка» для обведения по точкам. Показывает на магниткой доске или мольберте, как обводить по точкам. Раздает карандаши. Дети обводят свои рисунки рыбок.

Педагог: Смотрите, моя рыбка спряталась за водоросли (рисует вертикальные «водоросли», визуально отделяя голову и хвост рыбки). Кто покажет, где у рыбки головка? Где туловище? Где хвостик?

Один ребенок проходит к мольберту, показывает.

Педагог: Это не простая рыбка, а умная, она помогает определить начало, середину и конец слова. Головка рыбки – начало, серединка рыбки – середина слова. Хвостик – конец. Ведем по рыбке пальчиком, она покажет, где место звука «Ш» в слове ЕРШ.  

Дети с помощью данной условной схемы «рыбка и водоросли» так же определяют место заданных звуков в словах СОМ, МИШКА. Затем несут рисунки рыбок в озеро к ершу.

Физминутка:

Шел по лесу шустрый мишка.  (шагаем на месте)

На него свалилась шишка.  (приседаем)

А на нас, а на нас  (движения ладонями к себе)

Пусть сорвется ананас.  (прыжки)

Проговаривая физминутку, дети выделяют С и Ш.

  1. Этап «Кукла Маша». Дифференцирование «С» и «Ш» в словах.

Педагог: Ну что, пчелок мы для мишеньки нашли, рыбку нашли. Кто остался?

Дети оглядываются. Педагог незаметно достает куклу Машу.

Педагог (от лица куклы): Я принесла вам сюрприз (достает задания из пособия Е.Азовой, О.Черновой).  Здесь нарисованы Соня и Миша. Рядом с ними рассыпались игрушки. Игрушки со звуком «С» – Сонины. Со звуком «Ш» – Мишины.

Педагог с детьми проговаривает названия картинок в задании: мишка, лошадка, самокат, лиса, сумка, шарик, машинка, бусы, петушок, самолет.

Педагог: Проведите линии, где чья игрушка. А карандашики раздаст мыска. Правильно я сказала?

Дети поправляют: «мышка». Выполняют задание.

Педагог: Какие игрушки у Сони?

Дети: Лиса, самокат, сумка, бусы, бусы, самолет.

Педагог: Какие игрушки у Миши?

Дети: Машина, мишка, лошадка, шарик, петушок.

Педагог (от лица куклы): Вы все правильно сделали! А где мой дружок мишка? Пора ему просыпаться. Вы его не видели?

Дети идут будить мишку.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Педагог: Расскажите мишке, что мы делали, пока он спал.

Дети рассказывают о своей деятельности: Делали дорожку из звуков С, рисовали рыбок, которые умеют определять место звука в слове. Кукле Маше помогли разобрать игрушки.

Мишка «раздает» детям наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ подгруппового занятия на тему: «Автоматизация звука Р»

КОНСПЕКТ подгруппового занятия на тему: «Автоматизация звука Р»...

Конспект подгруппового занятия по развитию слухового внимания (средняя группа)

Развитие слухового сосредоточения.Закрепление навыков дифференциации звуков: по высоте, воспроизведение звуков разной высоты, понятия «низкий», «повыше», «высокий»; по силе, понятия «громкий», «потише...

Конспект логопедического занятия на тему: "Поздняя осень.Ягоды.Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах, предложениях".

Данный конспект поможет учителям -логопедам спланировать логопедическое занятие по теме: "Поздняя осень. Ягоды. Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах и предложениях".При планировании занятия я ...

Конспект подгруппового занятия на тему: Автоматизация звука «Ш» в словах, предложениях, чистоговорках.

Цели:1) коррекционно-образовательные ·        Уточнять и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ш] в словах, предло...

Конспект логопедического занятия в микрогруппе по автоматизации и дифференциации звуков [С], [Ш] с использованием метода мозжечковой стимуляции на тренажере Сибирский борд на тему: "Зимние забавы. Сноубордисты."

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С], [Ш в слогах, словах и предложениях. Расширение и активизация словаря по теме: "Зимние забавы"...