Конспект логопедического занятия на тему: "Поздняя осень.Ягоды.Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах, предложениях".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данный конспект поможет учителям -логопедам спланировать логопедическое занятие по теме: "Поздняя осень. Ягоды. Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах и предложениях".
При планировании занятия я поставила перед собой цель и задачи.
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Ягоды»;
- закрепление умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;
- умение согласовывать относительные прилагательные с существительными;
- умение подбирать противоположные по смыслу слова;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- закрепление правильного произношения звуков [с], [ш];
- формирование умения различать звуки [с], [ш] на слух;
- развитие умения дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;
- развитие навыка звукового анализа слов;
- закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами;
- закрепление умения составлять описательный рассказ;
- формирование умения выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемой ягоды;
- расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук;
- развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти, мышления;
- развитие навыка связной речи;
- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozdnyaya_osen.yagody.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра
Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.
Тема: «Поздняя осень. Ягоды.
Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и предложениях».
Подготовила:
учитель-логопед
МКДОУ«Детский сад
«Улыбка» г. Жиздры
Абрамова Л.В.
Жиздра - 2016
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Ягоды»;
- закрепление умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;
- умение согласовывать относительные прилагательные с существительными;
- умение подбирать противоположные по смыслу слова;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- закрепление правильного произношения звуков [с], [ш];
- формирование умения различать звуки [с], [ш] на слух;
- развитие умения дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах и словах;
- развитие навыка звукового анализа слов;
- закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами;
- закрепление умения составлять описательный рассказ;
- формирование умения выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемой ягоды;
- расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук;
- развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти, мышления;
- развитие навыка связной речи;
- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
для обучающихся: наглядный материал по теме “Ягоды”; картинки: уши, усы, мишка, миска, крыска, крышка, каска, кашка, смурфики; Букварь Н.С. Жуковой;
для учителя-логопеда: предметные картинки по теме «Ягоды», Букварь Н.С. Жуковой, маркер.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Обучающиеся: Здравствуйте!
Логопед: Посмотрите в окно, какое сейчас время года?
Обучающиеся: Осень.
Логопед: Правильно. А какая это осень, ранняя или поздняя.
Обучающиеся: Поздняя.
Логопед: Правильно. Несмотря на то, что уже выпал снег, на улице третий месяц осени, поздней осени, а как называется этот месяц?
Обучающиеся: Ноябрь.
Логопед: Верно.
II. Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами совершим путешествие в лес. Лес - это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Давайте представим, что мы с вами увидим в лесу. Кого вы увидите в лесу?
1-й обучающийся: Я увижу птиц.
2-ой обучающийся: Я увижу зверей.
3-й обучающийся: Я увижу деревья.
4-й обучающийся: Я увижу кусты.
1-й обучающийся: Я увижу цветы.
2-ой обучающийся: Я увижу грибы.
3-й обучающийся: Я увижу ягоды.
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о ягодах.
III. Беседа о ягодах по вопросам.
Логопед: Ребята, а какие ягоды вы знаете?
(Обучающиеся рассматривают картинки ягод и называют их).
- Малина.
- Клубника.
- Вишня.
- Земляника.
- Черника и т.д.
Логопед: А как называются ягоды, которые растут в лесу?
- Лесные.
Логопед: Правильно. Какие ягоды растут в лесу?
- Черника, голубика, земляника.
Логопед: А еще где растут ягоды?
- В саду.
Логопед: А они как называются?
- Садовые.
Логопед: Посмотрите на картинки и назовите садовые ягоды.
- Малина, клубника, крыжовник, смородина.
Логопед: Как называется место, где продают ягоды?
- Рынок, базар.
Логопед: Что делают из ягод?
Обучающиеся: Варят компот, напиток, кисель, повидло, сироп, желе, варенье, джем, сок, делают начинку для пирожков.
Логопед: А знали ли вы, что арбуз – это тоже ягода?
Обучающиеся: Да, знали, он тоже растет на земле.
Логопед: Какие вы молодцы! Все уже знаете о ягодах.
IV. Загадки о ягодах.
Логопед: Сейчас я раздам вам картинки с изображением ягод, затем загадаю вам загадки, а тот, у кого окажется отгадка, поднимет руку и скажет правильный ответ.
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
1-й обучающийся: Земляника.
В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что за ягодка?
2-ой обучающийся: Калина.
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
3-й обучающийся: Красная и чёрная смородины.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
4-й обучающийся: Рябина.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
1-й обучающийся: Малина.
Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
2-ой обучающийся: Крыжовник.
- Длинноножка хвалится —
Я ли не красавица,
А сама-то — косточка
Да красненькая кофточка.
3-й обучающийся: Вишня.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
4-й обучающийся: Арбуз.
И красна, и кисла
На болоте росла.
1-й обучающийся: Клюква.
Логопед: Молодцы! С легкостью отгадали все загадки.
V. Совершенствование грамматического строя речи.
Упражнение «Скажи, какая ягода».
Логопед: Ответьте на вопросы, посмотрев на картинки.
- Брусника какая?
1-й обучающийся: Красная, кислая, мелкая.
Логопед: Малина какая?
2-й обучающийся: Розовая, крупная, сладкая, сочная.
Логопед: Черника какая?
3-й обучающийся:Синяя, сладкая, мелкая.
Логопед: Земляника какая?
4-й обучающийся: душистая, мелкая, сладкая.
VI. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
VII. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Логопед: Кисель из вишни, какой?
1-й обучающийся: Вишнёвый.
Логопед: Пирог из малины, какой?
2-ой обучающийся: Малиновый.
Логопед: Сок из смородины, какой?
3-й обучающийся: Смородиновый.
Логопед: Компот из земляники, какой?
4-й обучающийся: Земляничный.
Логопед: Морс из клюквы?
Обучающиеся: Клюквенный.
VIII. Упражнение «Скажи наоборот».
Логопед: Какие вы молодцы! А теперь поиграем в игру «Скажи наоборот».
Клубника крупная, а малина ...
1-й обучающийся: Мелкая.
Логопед: Крыжовник твёрдый, а черника ...
2-й обучающийся: Мягкая.
Логопед: Ежевика сладкая, а смородина ...
3-й обучающийся: Кислая.
Логопед: Рябина горькая, а клубника ...
4-й обучающийся: Сладкая.
Логопед: Молодцы, вы отлично справились с упражнением.
IX. Дифференциация звуков [с] и [ш]. Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Развитие фонематического восприятия и связной речи.
Логопед: Ребята, давайте вспомним, с какими звуками мы уже с вами познакомились?
- [А].
- [У].
- [О].
- [М].
- [С].
- [Х].
-[Ш].
- [Р].
Логопед: Какие бывают звуки?
Обучающиеся: Гласные и согласные.
Логопед: Чем они отличаются друг от друга?
1-й обучающийся: Гласные можно пропеть.
2-й обучающийся: Согласные произносятся отрывисто.
Логопед: Назовите гласные звуки.
Обучающиеся: [А],[у],[о].
Логопед: Назовите согласные звуки.
Обучающиеся: [М],[с],[х],[ш], [р].
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли два смурфика. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник. Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
Логопед: С какого звука начинается имя первого героя?
1-й обучающийся: Со звука [с].
Логопед: С какого звука начинается имя второго героя?
2-й обучающийся: Со звука [ш].
Логопед: Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
X. Анализ органов артикуляции при произнесении звуков [с], [ш] .
Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?
1-й обучающийся: Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
Логопед: А как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?
2-ой обучающийся: При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.
Логопед: Эти звуки гласные или согласные?
Обучающиеся: Эти звуки согласные. Их нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.
Логопед: Эти звуки глухие или звонкие?
Обучающиеся: Эти звуки глухие.
Логопед: Докажите, что это звуки глухие.
(Дети закрывают ладошками уши, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]).
Логопед: Мы с вами сейчас учимся различать звуки: один из них - свистит [с], другой - шипит [ш].
XI. Произношение изолированных звуков.
Логопед: Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, язык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка.
- С-С-С-с-с-с (сначала громко, а потом тихо, и наоборот).
Логопед: Теперь, «пошипим» для Шутника. Губы «трубочкой», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы.
- Ш-Ш-Ш-ш-ш-ш (сначала громко, а потом тихо, и наоборот).
XII. Дифференциация звуков в слогах.
Логопед: Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.
Логопед: Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.
XIII. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру и покажем Соне и Шутнику, как у нас хорошо слышат ушки. Если я скажу слово со звуком [c], вы должны опустить ручки вниз, а если я скажу слово со звуком [ш], вы поднимите ручки вверх. Поднимаем и опускаем ручки так же, как поднимается и опускается язычок, произнося эти звуки.
Слова: СОК, ШУМ, КОСА, ПУШОК, ШАГ, СОМ; СУП, ШИНА.
XIV. Работа по букварю Н.С. Жуковой.
Логопед: Давайте откроем букварь, прочитаем слоги по цепочке.
1-й обучающийся: Са, со, су.
2-ой обучающийся: Ша, шо, шу.
3-й обучающийся: Ша, шо, шу.
4-й обучающийся: Са, со, су.
1-й обучающийся: Ар, ор, ур.
2-ой обучающийся: Арш, орш, урш.
3-й обучающийся: Ар, ор, ур.
4-й обучающийся: Арс, орс, урс.
1-й обучающийся: Са, Са-ша.
2-й обучающийся: Су, су-ша.
3-й обучающийся: Ма, Ма-ша.
4-й обучающийся: Ма, марш.
1-й обучающийся: Хо-ро-шо, хорош.
2-й обучающийся: Хо-рош марш!
3-й обучающийся: Марш хо-рош.
4-й обучающийся: Са-ша хо-рош.
1-й обучающийся: Ма-ша хо-ро-ша.
2-й обучающийся: Шар хо-рош.
Логопед: Молодцы!
XV. Дифференциация звуков в словах и предложениях.
Логопед: Посмотрите на картинки. Их названия очень похожи, будьте внимательны. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
Логопед: Придумайте предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш].
1-й обучающийся: Мама попросила подать ей крышку.
2-й обучающийся: В подвале мы увидели маленькую крыску.
3-й обучающийся: У зайца длинные уши.
4-й обучающийся: Папа отрастил усы.
1-й обучающийся: Мне подарили плюшевого мишку.
2-й обучающийся: Брат съел целую миску клубники.
3-й обучающийся: На стройке мне выдали каску.
4-й обучающийся: Я очень люблю манную кашку.
Логопед: Отлично! Ребята, какие звуки мы с вами сегодня учились различать?
Обучающиеся: Звуки [с] и [ш].
XVI. Составление описательного рассказа.
Упражнение «Забывчивый покупатель».
- На прошлом занятии мы с вами играли в интересную игру «Забывчивый покупатель». Покупатель пришел в магазин, но забыл название ягоды, которую он хочет купить. Он должен рассказать, какая это ягода. Мы выберем сейчас одного покупателя, а все остальные ребята будут продавцами и постараются догадаться, какую ягоду хочет купить покупатель.
(Обучающийся описывает ягоду малину по плану: Где растет? Внешний вид.
Какая на вкус? Что из неё готовят?)
- Эта ягода растет как в лесу, так и в саду. Ягоды небольшие по размеру, на одном кустике может вырасти сразу несколько ягод. Она красного цвета, в желтую крапинку. На вкус она сладкая. Из нее готовят варенье.
XVII. Итоги занятия.
- Ребята, какую тему мы с вами сегодня изучали?
- Ягоды.
- А какие звуки учились различать?
- Звуки [с] и [ш].
XVIII. Домашнее задание.
- Выполнить задания в альбоме №1 (Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР), стр. 20- 22 № 9-12.
XIX. Рефлексия.
- Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки. А вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали? До свидания.
- До свидания.
Литература.
1. Жукова Н.С. – Букварь. – Екатеринбург, 2014.-112с.
2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. М.: ТЦ Сфера, 2015.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство-Пресс», 2016.
4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., «Детство-Пресс», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста ТЕМА: Автоматизация звука [Ц] в словах и предложения
Конспект занятия по автоматизации [Ц] в словах и предложениях....
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»...
Конспект открытого НОД по развитию речи Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».
Старый пират Весельчак предлагает ребятам пройти испытания чтобы получить ключи от замка, где лежит клад...
2021. Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в ДОУ Тема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, во фразе»
Технологическая карта подгруппового логопедического занятия в ДОУТема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л] в слогах, словах, во фразе»...
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звука Ш в словах
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР по автоматизации звука Ш в словах...
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков С и Ш в словах»
Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционны...
КОНСПЕКТ логопедического занятия в старшей группе: «Дифференциация звуков С и Ш в словах».
Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Дифференциация звуков С и Ш в словах». Цель: Учить детей различать звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.Упражнят...