Профилактика дисграфия и методы ее коррекции
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Трудности, возникающие в просессе овладения письменной речью, частое явление у детей младшего школьного возраста. С каждым годом количество детей с различными видами дисграфии только растатет, а на логопункты обращаются все больше родителей с жалобами на трудности с письмом и чтением у детей. Важно правильно определить прчины возникновения данных трудностей и сразу же приступить к коррекционной работе.
В матераиле рассматривается, что такое дисграфия, как она проявляется, ее причины и упражнения для коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_i_metody_ee_korrektsii.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфия – нарушение процесса письма. Дисграфию можно увидеть у школьников, когда они начинают изучать грамоту, писать и читать. И к сожалению, количество детей с дисграфией растет каждый год.
Проявляется дисграфия в виде различных ошибок на письме – диктанты содержат множество грамматических ошибок, дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк (очень мелкий, бисерно-красивый почерк, либо очень крупный, корявый и некрасивый).
И отсюда вытекают такие проблемы как:
- Несформированность образа буквы и слова, путаница букв, слогов;
- Нечитаемый почерк;
- Зеркальное написание букв
- ребенок регулярно путает буквы : б-п, б-в,т-п, а-о, Е-З, д-у, и-у.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения, ребенок пишет так, как говорит: лыба (рыба), зыраф (жираф).
- Если у Вашего ребенка нарушено фонематическое восприятие - смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
- Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, умны (умный).
- Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
- Неумение применить правило в процессе письма;
- Неумение составлять связные, логичные тексты;
- Нелюбовь и даже ненависть к чтению;
- Негативное отношение к урокам русского языка;
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Причин множество – это и патологии беременности, родов, асфиксии,
- различные инфекции, перенесенные ребенком, длительные соматические заболевания,
- двуязычие в семье,
- органическое повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма,
- и самая главная причина это нарушение звукопроизношения и фонематического слуха (то есть различения звуков на слух). Если ребенку трудно различить схожие звуки и слова просто на слух, то представьте как сложно ему это еще и перевести в буквы на бумагу.
А процесс письма очень сложен:
Что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
- Прослушать, проговорить слово.
- Определить какие звуки услышал в слове.
- Потом вспомнить, какими буквами эти звуки обозначаются.
- Затем представить, как же эти буквы выглядят, вспомнить расположение элементов буквы в пространстве.
- После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения ручкой.
- Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
И если хоть на одном этапе возникает сбой, процесс прерывается, и ребенок начинает писать с ошибками.
Что делать, если Вы столкнулись с такой проблемой?
Главное во время обратить внимание и помочь ребенку, не пускать на самотек. Помочь самостоятельно или обратившись к специалистам.
Необходимо заниматься с ребенком каждый день по 10-15 минут. Важно помнить, что за 2-3 занятия дисграфические ошибки не исчезнут. Нужно запастись терпением. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Таким детям возможно необходима помощь специалистов: невролога, нейропсихолога, учителя-логопеда. Но помните, что без вашей помощи ребенку не справиться.
Необходимо, чтобы и ребенок был положительно настроен на зaнятие. Убедите его, что такие занятия, нужны ребенку для того, что бы он вырос грамотным и успешным человеком. Ведь для того, что бы в жизни достичь успехов, необходимо уметь грамотно читать и писать.
Начните работу с 1-2 игр, упражнений. Не перегружайте ребенка. Главное условие - хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, и никогда не унижайте его. Вот тогда он вырастет успешным и уверенным в своих силах.
Используйте такие упражнения:
- Ежедневно в течение 5 мин ребенок в тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например, буква А зачеркни, а букву О обведи. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы.
- Играйте в словесные игры. Например, придумать слово на заданный звук или слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью букву.
- Пишите короткие диктанты карандашом с проверкой. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Ошибки исправляйте на полях ручкой (не красной). Затем ребенку следует исправить ошибки, стерев их и написав правильно.
- Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
- Обводите с ребенком пальцем контура выпуклых рельефов букв, используйте прием дермолексии (взрослый «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее).
- Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга или найти буквы на сюжетной картинке.
- Упражнение «Где находится?». Подберите картинки или предметы и задайте ребенку вопросы (на примере фруктов): что находится между бананом и яблоком, справа/слева от груши, над/под персиком. Затем попросите ребенка загадать вам подобные загадки или спросите «Где находится яблоко?». Ребенку нужно отвечать, используя предлоги над, под, слева от, справа от, между.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики
Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие....
Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики
Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие...
Классификация дисграфии и методы коррекции
Методические рекомендации родителям по предупреждению и исправлению дисграфии...
семинар - практикум для учителей начальных классов "Дисграфия. Приёмы и методы её коррекции. Игры и упражнения"
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается колич...
Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста
Тема 17: Грамматическая тема: "Слова – признаки".Лексическая тема: "Дикие животные".Цель: Знакомство со словами, обозначающими признак предмета....
Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста
Март, 2 - я неделяТема 41: Грамматическая тема: Гласные первого ряда.Лексическая тема: Рыбы.Цель: Познакомить с гласными первого ряда....
РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ (КИНЕЗИОЛОГИЕСКИЙ МЕТОД)
Межполушарное взаимодействие - это определенный механизм объединения левого и правого полушария мозга в единую систему.Нарушение межполушарного взаимодействия может быть устранено, в то...