семинар - практикум для учителей начальных классов "Дисграфия. Приёмы и методы её коррекции. Игры и упражнения"
презентация по логопедии по теме
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий характер. В связи семинар посвящен как преодолению таких ошибок, так и их предупреждению.
Ø Цель семинара: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар | 420.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения. Теоретическая часть Понятие дисграфия Речевая и неречевая симптоматика дисграфии . Причины возникновения дисграфии . Классификация дисграфии и её характеристики. Игры и упражнения по предупреждению и преодолению стойких нарушений письменной речи. Практическая часть .( анализ диктанта учеников 2-го класса) Заключительная часть Итоги . Рефлексия Цель семинара: План семинара:
Неречевые симптомы Неврологические нарушения Н арушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д . Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения Речевые симптомы Симптомы дисграфии Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма .
несформированность фонетико-фонематических процессов несформированность лексико-грамматической стороны речи биологические причины (нарушения головного мозга ребенка). Причины:
Формы дисграфии : Артикуляторно -акустическая Акустическая оптическая аграмматическая дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Артикуляторно -акустическая дисграфия
Отражает дефектное произношение на письме: « салф » вместо «шарф», « колова », « коова », « кохова » - «корова», « ченок » - щенок, « сыплёнок » - цыплёнок, « вось » - «лось». Характерные ошибки:
Причиной возникновения этого является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи, при этом произношение звуков является нормальным. Акустическая дисграфия
Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие-шипящие (САПКА – ШАПКА) з вонкие- глухие ( ТЫМ - ДЫМ ) аффрикаты ( Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д .). лабиализованные гласные( О – У; Е -Ю ) (« тОча » - туча) cоноры ( Р – Л; й – Ль) Неправильное обозначении мягкости согласных на письме: " писмо ", " лубит ", " больит " и т.д. Характерные ошибки:
1 . Записать только гласные из слова, предложения. 2 . Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком ( слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). 3 . Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками . 4 . Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са , ла-ля-ла, ба-ба-па-па. 5 . Прочитай слова, найди в них букву «ю» , скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю). 6 . Прочитай слова, найди в них букву «е» , скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (поездка, ежевика, учение). 7 . Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных). 8 . Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»). Упражнения для профилактики и устранения акустической дисграфии :
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса , зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Оптическая дисграфия
замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов: - не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш» ; «ш» - «щ»; «л»- «м»; «х» - «ж», «и» - «у» - добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ ». Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В - Д, Б - Д, Ш - Т и т.д .); « зеркальное» изображение букв. (З-Е). Характерные ошибки:
1 . Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.); 2 . Лепка смешиваемых букв из пластилина; 3 . Письмо смешиваемых букв в воздухе; 4 . Вырезание букв из картона или бумаги; 5 . Обводка контуров букв; 6 . Узнавание букв, наложенных друг на друга; 7 . Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные); Упражнения для профилактики и устранения оптической дисграфии
8 . Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»); 9 . Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы). 10 . Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). 11 . Нахождение правильно изображённой буквы среди других. 12 . Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. 13 . Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. 14 . Выделить буквы, наложенные друг на друга.
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза .
пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук"; повторение букв и (или) слогов; контоминация - в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (" настоле ", "на ступила"). Характерные ошибки:
Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них (бусы, гроза, чайник, снегирь) . Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: ли с т (лифт), к орона (ворона), горо д (горох). 3 . Вставка букв в слова. Вставить разные гласные, чтобы слова не повторялись : Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА . Вставить разные согласные , чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА, О_ДА . Добавить букву, чтобы получилось новое слово: кот(р ) - крот, стол(в) - ствол. Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза
5 . Прочитать 4 слова (столбик ). Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них . __руг д __ озд __ венит __ стреча д__ уг др __ зд з __ енит вс __ реча др __ г дро __д звен __т вст __ еча дру __ дроз __ звени __ встр __ ча 6. Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст , грз , грд , брбн . 7. Работа со слогами Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (-- буз , лод --, ка- -- даш ). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру ) . Нахождение лишнего слога в слове ( ли-гав- са ).
8 . Составление слов из букв Задание , развивающее навыки звукобуквенного синтеза. Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них . Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка). Можно выполнить, подобное задание отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например: Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)
Причина возникновения – недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений. Это выражается в неправильном согласовании и управлении Аграмматическая дисграфия .
Проявляются – в виде аграмматизмов . неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями; нарушение согласования («бела дом») ("красивый сумка", "веселые день"); Характерные ошибки:
на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – « козлёнки »); нарушение падежных окончаний («много деревов »); нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом »); изменение падежа местоимений (около него - «около ним »); числа существительных («дети бежит »). персеверации ( застревание ). « За зомом росла мамина». (За домом росла малина).
Развитие лексико-грамматического строя речи. 1.Уточнение и обогащение словаря : -подобрать синонимы, антонимы; -подобрать глагол, прилагательное к существительному; -образовывать прилагательное от существительного; -образовывать глаголы с различными приставками. Пути коррекции аграмматической дисграфии :
2 . Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. -добавить существительное к глаголу, к прилагательному , к числительному; -вставить пропущенное слово или предлог в предложение; -найди общую часть в однокоренных словах; -впиши приставку, окончание; -изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);
3. Формирование структуры предложения: -составление графической схемы предложения; -изменение порядка слов в предложении; -изменить одно слово в предложении; -дополнить предложение /распространить второстепенными членами/; -увеличивать предложение по одному слову; -считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении ; - сократить предложение по одному слову; -составить из данных слов предложение.
- это несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма. Смешанная форма дисграфии
Упражнение « Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Упражнение "Пропущенные буквы" Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Упражнение "Пишем вслух" Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание) Пример: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком " . Упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии
Упражнение "Корректурная правка« Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, подчеркивает , обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.) Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Упражнение «Лабиринт» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги
«Соедини зверушек со своим любимым лакомством
«Помоги Деду Морозу добраться до дому» «Помоги Деду Морозу добраться до дому»
Н аиболее часто встречающиеся ошибки в письменных работах детей, которые свидетельствуют о том, что ребёнку нужна помощь: Пропуск букв и слогов ( моко – молоко, комата , всят ). Не дописывание слов ( сосн -сосна). Перестановка букв, слогов ( мотолок ). Слитное написание слов в предложении ( Мыкупались вморе ). Орфографические ошибки при знании правил ( снига , лыжы ). Замена букв (сапка, шираф ). Зеркальное написание букв
Списывание «В лагере». Это наш лагерь. Около него большая роща. Мы часто ходим в рощу. В роще много грибов. Мы очень любим собирать белые грибы. Диктант «Осень». Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу.
Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях. Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха». Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций. Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке Рекомендации:
Выходы : натаскивание отправить к репетитору проигнорировать поиск и изучение специальной литературы овладение логопедическими приемами Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?
Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005. Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо -Пресс», 2013 г. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г. Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г. Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д « МиМ », 1997 г. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г. Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007. Список использованной литературы :
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного ...
Семинар-практикум для учителей начальной школы
семинар-практикум...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике»
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.В настоящее время слово «у...
Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»
Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников».
Семинар для воспитателей ДОУ...
Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"
Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"...
Семинар - практикум для родителей "Использование нетрадиционных приёмов для развития мелкой моторики рук с детьми ЗПР"
Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в дошкольном учреждении....