РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ (КИНЕЗИОЛОГИЕСКИЙ МЕТОД)
консультация по коррекционной педагогике

Веретенникова Ольга Ивановна

Межполушарное взаимодействие - это определенный механизм объединения левого и правого полушария мозга в единую систему.

Нарушение межполушарного взаимодействия может быть устранено, в том числе путем овладения специфическими двигательными упражнениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpoluusharnoe_vzaimodeystvie.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

(КИНЕЗИОЛОГИЕСКИЙ МЕТОД)

Дисграфия (от греческого «графио» - писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Выделяют основные нарушения письменной речи:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Проблема связана с неверным звукопроизношением, т.е. дети пишут точно так же, как и произносят слова. В данном случае, первым делом необходимо скорректировать звукопроизношение, после чего переходить к коррекции письма.
  • Акустическая дисграфия. Для этой проблемы характерна замена букв из одной группы другими (звонких – глухими, свистящих – шипящими и т.д.).
  • Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Как правило, это нарушение обнаруживается после третьего класса, когда дети начинают изучать грамматические правила. В итоге обнаруживается, что ребенок испытывает сложности с изменением слова по числам, падежам и т.д. На письме это выражается в неверном написании окончаний, а также неправильном согласовании слов между собой.
  • Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Проблема выражается в перестановке букв, их пропуске, повторении слогов и букв, написанием лишних букв в слове.
  • Оптическая дисграфия. Она связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений. Дети с этим нарушением не в состоянии уловить тонкие различия между очертаниями букв (овалов, палочек и т.д.), что приводит к неправильному отображению на письме. Среди ошибок: зеркальное написание букв, добавление лишних элементов, недописывание или добавление элементов букв.
  • Моторная дисграфия. Она характеризуется трудностями движений руки во время письма, нарушениями связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами. 

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.

Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной специфических его нарушений – дисграфией.

Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в дошкольном детстве, а тем более у детей с таким сложным нарушением речи, как ОНР, является актуальным вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего практического рассмотрения, в дальнейшем обучении, т. к. в письме интегрируются психические, физиологические, двигательные, социальные функции человека.

Межполушарное взаимодействие - это определенный механизм объединения левого и правого полушария мозга в единую систему.

Межполушарное взаимодействие формируется в процессе развития ребенка под влиянием биологического и социальных факторов.

. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами и, как следствие, приводит к трудностям в обучении.

 Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до8-ми – 8,5 лет.

Нарушение межполушарного взаимодействия может быть устранено, в том числе путем овладения специфическими двигательными упражнениями.

Рассмотрим кинезиологиеский метод

  • Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е путём физической активности.
  • Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезеология – призвана гармонизировать работу мозга, активизируя оба полушария

Целью метода   является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия.
Задачи:
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие ручной и общей моторики;
- развитие памяти, внимания, речи, мышления;
- профилактика  дисграфии

Метод кинезеологической коррекции  улучшает у ребенка не только познавательную сферу, но и повышают способность к самоконтролю и саморегуляции.   Если нет согласованности между полушариями, то человек не может одновременно слушать, писать и видеть написанное

Упражнения на межполушарное взаимодействие  улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

КИНЕЗЕОЛОГИЯ  включает:

- дыхательные упражнения

- глазодвигательные упражнения

- пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж пальчиков

- упражнения  с тренажерами и нейромоторные

                -  двуручное рисование

                -  нейропрописи

                -  нейротренажеры

- телесные упражнения, на координацию и развитие двигательных навыков

НЕЙРОМОТОРИКА – уникальный метод. Направление, связывающее мозговую и моторную активность.

Нейромоторные упражнения включают:

-        двуручное рисование

-        нейропрописи

-        нейротренажеры.

Многие логопеды используют в своей работе

Такие упражнения как«Уши»«Лезгинка»«Кулак –ребро –ладошка»«Лягушка»«Колечко» и т. д. Упражнения для развития правого полушария развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, развивают интуицию.

Колечки: Поочередно и быстро перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Задание выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе двумя руками.

Кулак—ребро—ладонь: Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Кулак, ладонь ребром, ладонь на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем — двумя руками вместе. Повторите по 8-10 раз.

Ухо-нос: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Лезгинка: Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. Одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Змейка: Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Игра в процессе подготовки детей 5-7 лет с ОНР к освоению письма дает возможность использования большого количества разнообразных методов и приемов, повышающих интерес современных детей к данному виду деятельности таких как, совместное сочинение игр, их вариантов, усложнение уже знакомых упражнений; образное представление графических элементов, разнообразные пальчиковые игры и т. д.

Двуручное рисование активизирует работу обоих полушарий мозга.

Когда мы сосредоточиваемся на выполнении непривычных движений, то мы становимся более внимательными.  Двуручное рисование поможет понять ребенку что такое симметрия. Улучшится пространственная ориентировка.

Во время рисования листок должен быть неподвижен,   по середине должна быть линия – граница для левой и правой стороны.  Простой вариант рисования – обвести несложную фигуру.    Самостоятельное создание рисунка, в этом случае начинать всегда от линии симметрии.  Еще вариант – дорисовывание половины рисунка.   Ведущая рука  - обводит готовый контур.   Готовые  и самодельные  межполушарные тренажеры  развивают плюсом и мелкую мускулатуру кисти рук,

   Так же этот метод можно использовать для автоматизации звуков.

Есть у меня альбом со звуковыми дорожками на развитие межполушарного взаимодействия.

Игра «Круглые словечки»

Игра позволяет закрепить правильную артикуляцию звука в словах в разной позиции и предложении - развивать зрительное восприятие; - формировать умение составлять предложение - межполушарное взаимодействие

Варианты игр: 1. Изолированный звук. Играем с полем с кругами без картинок, левой рукой показывай синие и произноси звук длительно, правой рукой показывай жѐлтые круги и звук произноси коротко. Можно задать два цвета для каждой руки.

 2. Так же с пустым полем можно автоматизировать слоги, шифруем цветом слог, даѐм зрительную опору и проходим по карточке поле и называем слоги соответственно. Можно звонить в звонок и проходить поле, использовать резинки, колокольчики, яйца-шейкеры. Предложить чередовать: на первый круг звени два раза и произноси слог СА, на второй один раз и произноси СО, на третий снова два СА, на четвѐртый один СО и т.д. Можно использовать два поля и работать двумя руками.

 3. Можно предложить пальцевой праксис: на 1ый круг показывай один палец и говори СА, на 2ой – два пальца и говори СО, на третий 3 пальца и СУ, на 4ый четыре пальца СЭ. Или положить ластики жесты и соответственно цвету ребѐнок выполняет движения и повторяет слоги.

Ход игры: выкладываем перед ребѐнком одно игровое поле или два (поле с кругами и картинками). Посередине кладѐм карточку (горизонтально/вертикально). Первый вариант карточка с одним рядом кругов. Показываем в той же последовательности, двигаясь сверху вниз (по полю и по карточке) и двумя руками одновременно/поочерѐдно и называем картинки (можно использовать одно поле, или сразу два). 2 вариант: карточка с двумя рядами, левый ряд для левой руки и поля слева и правый ряд для правой руки и поля справа. Также идѐм последовательно и называем картинки. 3 вариант: карточка, где два столбика в каждом по два ряда кругов. Столбик слева для поля слева и левой руки, столбик справа для поля справа и правой руки. Здесь можно называть слова или составлять предложения по схеме у кого? Где? Что? (У совы в сундуке пушка и шишка). 4 вариант: 4 столбика для чередования полей и рук право/лево/право/лево – берѐм по одному слову в каждой строке, каждый раз чередуя поле, из которого называем картинки. Тут также можно составлять предложения по схеме у кого? Где? Что? Меняем поля местами и получаются новые словосочетания и предложения. Используем звоночки, колокольчики, резинки, яйца-шейкеры

 «Цветная песенка»

Цель: автоматизация звуков С в слогах, словах, предложениях; Задачи: - закреплять правильную артикуляцию звука в словах/предложениях в разной позиции; - формировать умение различать и воспроизводить различные ритмические рисунки; - развивать слуховое восприятие; - формировать умение составлять предложение. Ход игры: выкладываем перед ребѐнком карточки и объясняем, что для каждой картинки соответствует своя «цветная песенка»: каждая палочка соответствует цвету звоночка (колокольчика, яйца, маракаса и т.д.). А сейчас, я буду загадывать тебе разные «песенки», а ты угадай, какая картинка соответствует этой «песенке». Второй вариант игры – это карточки с предметами или героями. Нужно догадаться, что где находиться или что у кого. Загадываем карточку по цветовому рисунку и узнаѐм, что в сумке или что у Соника. И третий вариант, можно подобрать из всех карточек, только с одинаковыми «цветными песенками» и составлять фразу (что у кого), или предложение

Игра «Стрелочки»

 Цель: автоматизация звуков К, Г, С, Ш, Л, Р изолированно/в слогах/словах/фразе.

Задачи: - закреплять правильную артикуляцию звуков; - развивать пространственную ориентировку; - продолжать совершенствовать моторное планирование; - формировать переключение, последовательность, внимание.

 Ход: разрезаем схемы-карточки, прикладываем на поле с картинками внизу, проходим последовательно по стрелкам и соотносим месторасположение с картинками и называем их. Используем звоночки, колокольчики, шейкеры, маракасы, кубики, кастаньеты, резинки, стаканчики и др. материалы тех же цветов.

Игра «Кнопочки»

Цели и задачи те же

Предлагаем ребёнку поле с картинками и кладём рядом поле с героем и «кнопочками». Ход игры: Рома (Артур) загадал для тебя задачку, узнай с помощью кнопочек, что у Ромы и где? Также и с остальными героями Рая (Ира), Лада (Мила, Милана), Слава (Володя). Задача: поле из картинок 6*6 и кнопочек на Pop-it 6*6. Кнопки соответствуют картинкам. В итоге составляем предложение: У Ромы в корзине … смотрим на схему и на расположение чёрных кнопочек, нажимаем на Pop-it и соответственно расположению на поле ищем подходящие картинки.

Игра «Найди сокровище»

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что эффективность профилактической работы тесно связана с особенностями речевых нарушений у детей с ОНР, работа носит комплексный характер и реализуется на основе игровой деятельности.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики

Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие....

Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики

Тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие...

Профилактика дисграфии у детей с ОНР III уровня методом тестопластики

Использование приёмов тестопластики в коррекционно-логопедической работе позволяет педагогам центра развивать у наших воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обу...

Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Буклет - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов

Известно, что дидактические и речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и р...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал  логопедам и воспитателям детского сада для детей подготовительной к школе группе....

Профилактика дисграфия и методы ее коррекции

Трудности, возникающие в просессе овладения письменной речью, частое явление у детей младшего школьного возраста. С каждым годом количество детей с различными видами дисграфии только растатет, а на ло...