Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов дошкольника.
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов дошкольника.
В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход.
Ценность данного подхода возрастает в связи с насущной проблемой современного образования, а именно – ростом количества детей с различными отклонениями в развитии. При этом речь идет не столько о росте грубых дефектов психики, сколько о фиксации варианта развития в пределах нижних нормативных границ.
Так, один ребёнок начинает говорить в год, а в четыре — уже читать. А другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детишек. Чаще всего школьники испытывают трудности с русским языком, чтением и математикой. причиной трудностей обучения может быть несформированность различных отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.
Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями, специалистам, работающим с ним, необходимы знания нейропсихологии.
Нейропсихология — это наука о мозговой организации высших психических функций человека. которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.
Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:
- нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
- ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.
- на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
- Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Такие упражнения полезны и детям и взрослым.
- «Нейротаблицы на внимание»
- Игра «Соедини точки»
- Межполушарные доски.
- Игра «Умные дорожки».
- «Веселые пальчики».
- «Найди такую же цифру».
- «Узнай цифру на ощупь».
- «Составь фигуру».
- «Большие, маленькие, средние».
- Зеркальное рисование.
- Кинезиологические упражнения («Ухо – нос», «Цветочек», «Коза-корова», «Молчу — шепчу — кричу», «Прикосновения» и т.д.)
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Так как в поле зрения педогога попадают чаще всего дети с трудностями обучения и проблемами поведения, кому трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, то становится понятным, что круг таких детей достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Так что такие игры родители могут покупать и без рекомендаций специалиста — они в любом случае полезны и интересны.
В своей работе мы используем нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Преимущества использования нейроигр:
игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Нейропсихологические игры представляют собой увлекательные и обучающие игры, которые помогают детям раскрыть их способности и развить их мышление. Они помогают сформировать положительные психологические качества, такие как память, креативность, логика и проникновение. Они помогают улучшить мотивацию, саморегуляцию, способность к концентрации и способность к пониманию и анализу.
Нейропсихологические игры помогают развивать практические умения и навыки, такие как решение задач, анализ и восприятие информации, а также критическое мышление. Эти игры также помогают развить социальные и коммуникативные навыки, такие как слушание, внимание, понимание и общение.
Нейропсихологические игры могут быть полезными для развития психопроцессов у детей. Они могут помочь детям раскрыть их потенциал и развить их мышление, помочь им в получении практических умений и навыков и помочь им развить социальные и коммуникативные навыки. Таким образом, нейропсихологические игры являются ценным инструментом для развития психологических процессов у детей.
Нейропсихологические игры относятся к набору игр, разработанных для улучшения когнитивных способностей, таких как память, внимание и навыки решения проблем. Эти игры приобретают все большую популярность как средство развития психопроцессов у детей. В этом отчете мы обсудим преимущества нейропсихологических игр и то, как их можно использовать для улучшения когнитивных способностей у детей.
Преимущества нейропсихологических игр:
1. Улучшение когнитивных способностей. Было обнаружено, что нейропсихологические игры эффективны для улучшения когнитивных способностей у детей. Эти игры помогают детям развивать навыки решения проблем, память, внимание и другие когнитивные навыки.
2. Улучшает способность к обучению. Нейропсихологические игры могут улучшить способность к обучению у детей. Эти игры могут помочь детям освоить новые концепции и навыки в веселой и увлекательной форме. Они также могут помочь детям запоминать информацию и вспоминать ее при необходимости.
3. Улучшает социальные навыки. Нейропсихологические игры могут улучшить социальные навыки у детей. Эти игры часто требуют, чтобы дети работали в командах или парах, что может помочь им развить социальные навыки, такие как общение, работа в команде и сотрудничество.
4. Снижает стресс и беспокойство. Нейропсихологические игры могут помочь уменьшить стресс и беспокойство у детей. Эти игры могут отвлечь внимание от стрессовых ситуаций и помочь успокоить ум.
Использование нейропсихологических игр для развития психопроцессов:
Нейропсихологические игры могут быть использованы для развития различных психопроцессов у детей. Например, игры, ориентированные на память, могут помочь улучшить рабочую, кратковременную и долговременную память. Игры, которые фокусируют внимание, могут помочь улучшить устойчивое внимание, избирательное внимание и разделенное внимание. Игры, ориентированные на решение проблем, могут помочь улучшить логическое мышление, критическое мышление и навыки принятия решений.
Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой. Работу с детьми можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребёнка, в отличие от мозга взрослого, находится в стадии формирования. У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. Какие же психические процессы должны быть на хорошем уровне для успешного обучения? В первую очередь — внимание. Причём внимание должно обладать произвольностью, достаточной концентрацией, устойчивостью, распределением и объёмом. Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Важен хороший объём внимания, особенно акустического. Это нужно для понимания инструкции, к тому же если она большая по содержанию. С нейрофизиологической точки зрения, внимание может страдать из-за недоформирования глубинных отделов мозга. Но ко времени обучения в школе уровень развития этих отделов и, соответственно, все свойства внимания должны быть у ребёнка на достаточной высоте. Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хорошую работоспособность. Если ребёнок быстро утомляется, то появляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает цикличность активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуются с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на уроке или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения. За хорошую работоспособность также отвечают различные глубинные отделы головного мозга, так называемый «ствол». Следующий пункт — это хороший уровень саморегуляции и контроля собственной деятельности. Иногда ребёнку приходится прилагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание. Для этого необходима воля. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблюдать какие-либо требования и инструкции. За сферу самоконтроля отвечают лобные отделы головного мозга.
Большое значение имеет хороший уровень всех видов восприятия. Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может сказаться на восприятии отдельных признаков предмета, вызвав фрагментарность, неполноту образа. При недоформировании зрительно-пространственного восприятия ребёнок может зеркалить буквы, путать их при написании. Ему трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы головного мозга. При несформированности акустического восприятия могут возникнуть трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематического характера: различение звуков на слух, особенно оппозиционных фонем б-п, д- т и т. д. За это отвечают височные отделы головного мозга. Качественному обучению мешают и проблемы в речевой сфере: небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя, связной речи. Также для обучения необходим хороший уровень развития памяти. Как правило, зрительная память является у многих людей ведущей. Поэтому проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой. За слухоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребёнка плохо развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной), то это показатель несформированности глубинных отделов головного мозга, общего блока питания всех отделов мозга. Необходим и хороший уровень мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения. Также следует обратить внимание на ребёнка, если он импульсивен или медлителен, имеются трудности переключения с одной деятельности на другую. Это может проявляться, например, в письме (переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд). За процессы переключения отвечают заднелобные отделы головного мозга. Важный аспект — сформированность межполушарного взаимодействия, которое уже к 5 годам быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого и правого полушарий необходимо, например, в математике (при решении задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде схемы), при письме (связь фонема — графема), особенно на начальных этапах обучения письму и чтению (ребёнок при диктовке не может вспомнить, как пишется та или иная буква). У ребёнка должен отсутствовать гипер- / гипотонус в руке. Важна правильная постановка руки при письме. Очень важна хорошая зрительно-моторная координация при чтении, списывании с доски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"
В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"
Консультация "Дидактическая игра в развитии психических процессов дошкольников"...
Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...
«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик» Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...
«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик» Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...
«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик» Презентация на тему: «Нейропсихологические игры –как основа...
Нейропсихологические игры как средство развития речи дошкольников.
Методический материал для развития речи дошкольников нетрадиционными методами...