Нейропсихологические игры как средство развития речи дошкольников.
методическая разработка

Анашкина Татьяна Геннадьевна

Методический материал для развития речи дошкольников нетрадиционными методами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aster_klass_2_variant.docx156.77 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические игры

как средство развития речи дошкольников.

Педагоги в детских садах часто сталкиваются с проблемами в развитии детей: это речевые нарушения, нарушения внимания, координации, общей и мелкой моторикой, памяти. В последнее время число таких детей неуклонно растет.

Детям зачастую сложно выполнять инструкции воспитателя. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть информации. Они слушают, но не слышат взрослого. Отсюда в дальнейшем страдают навыки, необходимые для обучения в школе и дальнейшего гармоничного развития ребенка.

Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся сложности и предупредить их появления у остальных детей, необходимо решать все эти реальные и потенциальные проблемы в дошкольном возрасте.

Я хочу поговорить с вами о применении нейропсихологических игр в образовательном процессе для решения этих вопросов.

Нейропсихологические игры (нейроигры) — это специальные игровые упражнения, способствующие развитию психических процессов, которые в свою очередь помогают дошкольнику полноценно воспринимать, перерабатывать и воспроизводить информацию.

 Среди нейроигр стоит особо выделить кинезиологические упражнения. Кинезиология – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности через выполнение определенного комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушарий, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушарий делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции.

За что отвечает правое полушарие:

  •  обработка невербальной информации, эмоциональность;
  • музыкальные и художественные способности;
  • ориентация в пространстве;
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
  • обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
  • воображение;
  • отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

  • логика, память;
  • абстрактное, аналитическое мышление;
  • обработка вербальной информации;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена между правым и левым полушариями, каждый из которых постигает внешний мир по – своему.

Стоит отметить, что кинезиологические упражнения направлены на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга. Чтобы регулярно выполнять нейропсихологические игры, достаточно уделять от 5 до 7 мин. в день.

Игры выборочно можно включать в любые занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.

Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится детям.

Предлагаю Вашему вниманию нейроигры, которые можно использовать в ходе работы над речевым развитием дошкольников.

Цель: Развитие речи детей с помощью нейропсихологических игр.

Что включает в себя работа по использованию нейроигр с целью развития речи дошкольников:

1. Развитие межполушарных взаимодействий в упражнениях  по развитию мелкой моторики.

2. Работа с ритмом, как основой речи.

3. Одновременное использование движений и речи.

Начнем с простой разминки (пока осваиваем без слов, работаем над мелкой моторикой)

«Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).

Потом добавляем речь, получаем пальчиковую гимнастику. Помним о правилах ее выполнения. Сначала одной рукой, потом другой, потом одновременно!!!

Потом мы добавляем речь и получаем пальчиковую гимнастику, не забываем о технике выполнения.

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

Нейроупражнения под музыку.

1) Кольцо

2) Лягушка

3) Кулак-ребро-ладонь

4) Зайчик-кольцо-цепочка

5) Оладушки

6 ) Лезгинка

Нейроигра с массажным мячом.

Нейроигра на развитие моторики «Ходилки - бродилки» или «Нейродорожки».

Материал: лист А4, фломастеры, линейка.

Структура: лист кладем вертикально, расчерчиваем и рисуем круги, прямоугольники или другие фигуры

Как играть: предложите ребенку погулять пальчиками по листу, где круг там находится 1 пальчик, где овал – там 2 пальчика. Пусть пальчики погуляют сверху вниз, а затем обратно. Со временем, усложняйте темп: сначала медленно – быстрее – быстро.

Освоив данную игру, можно добавить речевое наполнение, счет, считалку, стихотворение.

Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
– Я! – ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос!

«Нейропрописи» и рисование двумя руками.

Нейроигра «Найди и обведи» (двумя руками одновременно)

Материал: 2 листа с одинаковыми картинками, изображения при этом расположены на листе по-разному.

Как играть: Найти одинаковые картинки и обвести их карандашом, проговаривая названия.

Игра «Нейропризнаки»

Одновременно двумя руками находим овощ или фрукт, согласуем с определением «красное яблоко».

Список литературы:

  1. Иванов С.Е. Йога для пальцев. Исцеляющие мудры. – Минск.: Попурри, 2014.
  2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд/
  3. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей/ прописи.- Ростов н/Д.: Феникс, 2020.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.
  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  6. Статья «Нейроигры в работе с дошкольниками». Дошкольник.рф doshkolnik.ru/motorika/29603-neiroigry-v-rabote-s-doshkolnikami.
  7. Интернет – ресурс https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...

СТАТЬЯ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С БИОНЕРГОПЛАСТИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Данная статья посвящена изучению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой как средства для развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи....