«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».
план-конспект урока по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Коньякова Дарья Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Еткульский детский сад «Золотой ключик»

 

 

Презентация на тему:

 

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов,

для успешного преодоления речевых нарушений».

 

 

 

Автор: Коньякова  Д.А.

Учитель-логопед первой

квалификационной категории

 

 

 

 

с. Еткуль, 2023г.

 

Всем известно, что ребенок развивается в движении, а любые ритмические движения активизируют деятельность мозга. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение.

В нашем детском саду, на занятиях мы используем нейропсихологические игры (или другое название- кинезиологические)– это одна из составляющих логоритмики.

Кинезиология- эффективная здоровьесберегающая технология, которая способствующие развитию головного мозга, в том числе его участков, отвечающих за формирование ВПФ, т.е. психических процессов, таких как: памяти, внимания, мышления, зрительно – моторной пространственной координации, оптимизации межполушарного взаимодействия, творческих способностей, обучение и усвоение новой информации, помощь в выявлении скрытых способностей детей.

Нейропсихологические игры служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые целесообразно использовать при коррекции речевых нарушений и созданию базы, для развития и активизации связной речи.

Коррекция начинается с простых действий. По мере усвоения, задания постепенно усложняются, увеличивается их объем.

Практически все кинезеологические игры требуют участия обеих рук и ног, согласованного их действия, посредством чего синхронизируется работа обеих полушарий.

Очень эффективно в работе –игры на координацию равновесия, как руками, так и всего тела. Такие игры позволяют развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование ВПФ. Упражнения направленные на коррекцию нарушения баланса, и зрительной моторной координации. Способствуют повышению скорости работы   всего головного мозга в целом.

 

Используют такую игру – «Удержись на балансире», когда ребенок, удерживая равновесие произносит какой-либо речевой материал.

 

Для усложнения возможно одновременно перекидывание мешочков или мяча из руки в руку, при этом ведение речевого материала, кот произносит педагог или совместно и у ребенка воспитывается произвольное внимание к речи. Совершенствуется умение вслушиваться в обращенную речь.

 

Упражнение на координацию речи с движением, позволяет не только эффективно воздействовать на развитие внимания, координированность, и ловкость моторики, улучшение мыслительной деятельности, но и благотворно влияют на развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, формирует правильное речевое дыхание, воспитывают умеренный темп речи.      

 Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий. Испытывая нагрузку, мелкая мускулатура пальцев развивается, связки укрепляются, становятся более сильными –это важно, для правильного развития мозга, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи.

-«Су-джок терапия»

-«Передай мячик» -массажные и  обычные мячики (движения двумя руками или в паре, обмен мячами

-«Мозаика» (выкладывание изображения 1, двумя руками по образцу, с усложнением – определенные заданные цвета+придумать свою картинку+в это время проговорить  стих, рассказать о времяпровождении на выходных и т.п)

-«Попробуй повтори» (стрелки с направлениями-закрась по образцу+проговаривание)

 

- «Нарисуй двумя руками» (обвели по точкам-1 рисунок пополам, 1 рисунок по двум сторонам) 

«Разукрась двумя руками» (1 рисунок пополам, 1 рисунок по двум сторонам)   

-«Построй дорожку двумя руками» (На фетре из рыбок и кружков+прямоугольники в разные стороны, кружочки)

-«Тактильный стол» (ладони и кулаки, ладони и кружки)

-«Чудо пальчики» (игры пальчиками)

Для усложнения упражнений, мы вводим речевой материал, когда ребенок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием: потешек, частушек, чистоговорок, стихотворений, проговаривание звуков слогов, слов (при автоматизации и дифференциации).

Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно влияет на его развитие. Используют для усложнения при выполнении заданий речевой материал, мы можем расширить объем правильного произношения существительных, в названии предметов, объектов, частей по всем изучаемым лексическим темам, учить группировать предметы по признакам, обеспечить усвоение порядка количественных и числительных.

Для еще большего усложнения занятия можно проводить под музыку. Таким образом происходит:

-развитие пальчиков (пальчиковая гимнастика)

- зрительно-двигательная координация

-концентрация и переключение внимания

- под музыку со сменой темпа и ритма, формируется темпо-ритмическая сторона, для лучшего развития техники чтения и письма.

Самое главное в практике необходимо использовать нейроигры, чтобы ребенку было приятно играть, был позитивный настрой.

Работа выстраивается в подобном ключе активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребенка.

Постепенно расширяет его познавательные возможности, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на становление личности.

Коррекция нарушений в развитии речи прерогатива учителя –логопеда.  Задача педагога-активизация речевой деятельности ребенка. Поэтому взаимодействие учитель-логопеда и воспитателя позволит учесть речевые и индивидуальные особенности детей, их компенсаторные возможности, сформулировать объективное заключение, наметить программы коррекционной работы по речевому развитию.

 

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА

А сейчас мы попробуем сделать очень полезные упражнения, для оптимизации межполушарного взаимодействия, развития интеллектуальных и творческих способностей к обучению новой информации.

  1. «Нос-ухо» через хлопок 12 раз
  1. «Колечки» каждый палец сначала пр. рука, затем левая, затем 2 по 30 сек.
  1. «Дом- ежик- замок  
  1. «Коза-заяц»
  1. «Лезгинка"
  1. «Заяц-колечко-цепочка»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon neyropsihologicheskie_igry_v_kont.pdf0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи....

Консультация для педагогов Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

        На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению...

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями....

Развитие психических процессов - залог успешного познавательного развития.

Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.Ежедневно выполняя несложные упражнения в игровой форме, можно достичь хороших резу...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»    Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...

«Нейропсихологические игры –как основа развития психических процессов, для успешного преодоления речевых нарушений».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеЕткульский детский сад «Золотой ключик»    Презентация на тему: «Нейропсихологические игры &nda...