Модель совместной работы учителя- логопеда и педагога- психолога
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кострова Оксана Сериковна

Согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области

________________________________________________________________________

МОДЕЛЬ  

деятельности  учителя-логопеда и педагога-психолога в МБДОУ № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области

 

Составила:

Учитель-логопед  

 Кострова О.С.

2024

Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в МБДОУ № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области

 

Кострова О.С. учитель-логопед, МБДОУ № 8 «Сказка»;

. педагог-психолог.

 

           В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. Опыт. Однако работу учителя-логопеда осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога.

Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Схема взаимодействия специалистов при работе с ребенком, имеющим нарушения речи, составлена на основе схемы О.А. Степановой «Взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи»:

В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Нами разработана карта взаимодействия специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.

Задачи работы логопеда

· Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

· Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

· Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

· Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

· Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

· Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи работы психолога

· Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

· Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

· Совершенствование мелкой моторики.

· Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

· Развитие зрительно-моторной координации.

· Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

· Активизация отработанной лексики.

· Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

· Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

· Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Реализация данной модели потребовала изменения и уточнения ряда функциональных обязанностей и направлений деятельности специалистов.

Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога

Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда

Диагностика

Получение запроса / плановая диагностика.
Подбор психодиагностических программ.
Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.
Обработка результатов.
Работа с диагностической информацией:
— информирование по итогам диагностической работы;
— предоставление психолого-педагоги-ческих рекомендаций;
— применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности;
— разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики

Первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда.
Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи.
Раннее выявление детей с проблемами в развитии.
Диагностика результативности коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Постановка задач коррекционно-развива-ющей работы.
Разработка программы работы.
Планирование работы, организация условий для ее проведения.
Реализация программ.
Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы.
Планирование дальнейшей работы

Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.
Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков

Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов

Постановка задач работы.
Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию.
Прием родителей по их запросу.
Проведение консультаций, тренингов.
Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости).
Оформление информационных выставок

Составление плана просветительской работы с родителями.
Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию.
Проведение консультаций, практикумов.
Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК.
Оформление информационно-методических выставок.
Предоставление рекомендаций по ведению индивидуальных логопедических тетрадей

Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов

Постановка задач и разработка сценария консилиума.
Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов.
Участие в консилиуме.
Реализация решений консилиума

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей.
Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом.
Изучение логопедического, медицинского обследования.
Осуществление необходимой диспетчерской работы

Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ.
Сдача списков детей в РПМПК, зачисленных на логопункт.
Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений.
Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза.
Составление сетки занятий и графика работы.
Составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы.
Изучение медицинских карт

 

 

 

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный (сентябрь — октябрь)

Первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Заполнение индивидуальных карт развития детей.
Организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов.
Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.
Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.
Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей

Основной (ноябрь — февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса

Устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии

Заключительный (март — май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
Определение коррекционно-образо-вательных перспектив выпускников ДОУ

Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.
Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных и групповых программ

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. 2004. № 6. С. 50—59.

Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог. 2003. № 32.

Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. 2004. № 4. С. 4—13.

Степанова О.А. Организация логопедической работы в до-школьном образовательном учреждении. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ.

Планирование работы взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога....

Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении

Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и  психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...

Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении

Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...

«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на логопунте»

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...

«Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие  тяжелые речевые, ...

Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...

совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога

Материал совместной деятельности специалистов учителя-логопеда и педагога-психолога...