Модель совместной работы учителя- логопеда и педагога- психолога
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sovmestnoy_raboty_uchitelya-_logopeda_i_pedagoga-_psihologa.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области
________________________________________________________________________
МОДЕЛЬ
деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в МБДОУ № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области
Составила:
Учитель-логопед
Кострова О.С.
2024
Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в МБДОУ № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области
Кострова О.С. учитель-логопед, МБДОУ № 8 «Сказка»;
. педагог-психолог.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. Опыт. Однако работу учителя-логопеда осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога.
Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Схема взаимодействия специалистов при работе с ребенком, имеющим нарушения речи, составлена на основе схемы О.А. Степановой «Взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи»:
В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Нами разработана карта взаимодействия специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.
Задачи работы логопеда
· Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
· Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
· Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
· Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
· Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
· Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи работы психолога
· Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
· Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
· Совершенствование мелкой моторики.
· Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
· Развитие зрительно-моторной координации.
· Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
· Активизация отработанной лексики.
· Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
· Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
· Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Реализация данной модели потребовала изменения и уточнения ряда функциональных обязанностей и направлений деятельности специалистов.
Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога | Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда | |
Диагностика | ||
Получение запроса / плановая диагностика. | Первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда. | |
Коррекционно-развивающая работа с детьми | ||
Постановка задач коррекционно-развива-ющей работы. | Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи. | |
Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов | ||
Постановка задач работы. | Составление плана просветительской работы с родителями. | |
Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов | ||
Постановка задач и разработка сценария консилиума. | ||
Организационная работа | ||
Комплектование подгрупп детей. | Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ. | |
|
|
|
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.
Этап | Основное содержание | Результат |
Организационный (сентябрь — октябрь) | Первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. | Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. |
Основной (ноябрь — февраль) | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. | Устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии |
Заключительный (март — май) | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком. |
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. 2004. № 6. С. 50—59.
Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог. 2003. № 32.
Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. 2004. № 4. С. 4—13.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в до-школьном образовательном учреждении. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ.
Планирование работы взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога....
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении
Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...
Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении
Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...
«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на логопунте»
Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...
«Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»
Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие тяжелые речевые, ...
Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога
Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...
совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога
Материал совместной деятельности специалистов учителя-логопеда и педагога-психолога...