совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Материал совместной деятельности специалистов учителя-логопеда и педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы работы с родителями детей со статусом ОВЗ | 32.31 КБ |
презентация Формы работы с родителями детей со статусом ОВЗ | 1.42 МБ |
Неговорящие дети семинар. | 48.43 КБ |
презентация Неговорящие дети семинар | 212.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы с родителями детей
со статусом ОВЗ
Терпение – это дерево, корни которого горьки, а плоды – очень сладкие. (Персидская пословица)
В современном мире, который полон новыми тенденциями, разработками, внедрениями, все также остается место для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, которые могут никогда не услышать, не почувствовать, не увидеть то, что для нас - здоровых людей, кажется привычным.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но очень часто не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами. Хочется найти ту нить, которая бы соединяла педагогов и семью.
Поэтому одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической работы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, врач, др.)
Актуальность темы.
Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Необходимым условием комплексного подхода к воспитанию личности ребенка является взаимное влияние общественного и семейного воспитания. Эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Следовательно, в соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития и инклюзивного образования ребенка”.
Практическая значимость
Поведение родителей, зачастую не имеющих глубоких знаний о природе задержки психического развития, умственной отсталости, о детях с нарушением эмоциональной сферы (аутизм) характеризуется рядом особенностей:
- Родители не всегда понимают трудности детей в обучении.
- Неадекватно оценивают возможности детей.
- Не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития.
- Родители испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей:
повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Концепция взаимодействия ДОУ и семьи
1. Семья – центр жизни ребенка.
2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.
4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования.
Противоречие между восприятием родителями ребенка с особенностями в развитии и предъявлением к нему требований как к нормально развивающемуся чаще всего является причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми.
Практическая значимость разрабатываемой темы заключается в определении наиболее эффективных способов взаимодействия с семьей с целью оптимизации реализуемой коррекционно-развивающей программы, разработанной индивидуально для ребенка.
Поэтому рассмотрим формы организации психолого-педагогической помощи семье.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
- Традиционные формы работы
- Нестандартные формы работы с семьей
Познавательные;
Информационно – аналитические;
Досуговые;
Наглядно – информационные
Традиционные формы работы
1. Коллективные формы взаимодействия.
1.1. Общие родительские собрания.
1.2. Групповые родительские собрания.
1.3. “День открытых дверей”.
1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары, лекции.
1.5. Проведение детских праздников и развлечений.
1.6. Участие родителей в конкурсах и соревнованиях совместно с детьми.
1.7 Беседы за круглым столом
2. Индивидуальные формы работы.
2.1. Беседы и консультации специалистов.
2.2. Родительский час.
2.3. Анкетирование и опросы.
2.4. “Служба доверия”.
2.5 Индивидуальные тетради взаимодействия.
2.6 Тренинги, мастер-классы
2.7 «Книга предложений»
2.8 Телефонное консультирование
2.9 Библиотека семейной литературы
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды, буклеты, листовки
и тематические выставки.
3.2. Выставки детских работ.
3. 3. Открытые и совместные занятия специалистов и воспитателей.
3.4. Стенгазеты.
3.5. Инфостенд .
3.6. Создание групп Вконтакте .
Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.
Нестандартные формы работы с семьей
Видеокоррекция это форма работы с семьей с использованием видеозаписи занятия с целью выявления негативных моментов взаимодействия родителей и ребенка (запись домашнего занятия) , а также с целью демонстрации эффективных методов взаимодействия с ребенком (запись занятия с логопедом) для оптимизации процесса коррекции.
«Почта доверия» это форма работы с семьей посредством электронной почты в сети Internet
Видеокоррекция
1 этап Предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений
Эффективные формы организации предварительной работы по взаимодействию с семьей :
Индивидуальные консультации, которые позволяют установить контакт с родителями и уточнить их представления об уровне развития ребенка.
Индивидуальные тетради взаимодействия позволяют родителям своевременно получить всю интересующую их информацию и ответы на возникающие вопросы.
«Открытые» и совместные занятия формируют практический опыт эффективного взаимодействия с ребенком
Данные формы предварительной работы с родителями наглядно демонстрируют уровень компетентности специалиста, что позволяет сформировать доверительные отношения между логопедом и семьей ребенка.
2й этап Совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком
В процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком специалист акцентирует внимание на ошибках и негативных моментах их взаимодействия, объясняет, в чём заключаются ошибки в организации процесса совместной деятельности, выявляет неэффективные методы взаимодействия, способы мотивации и стимулирования ребенка.
Располагая доступными возможностями современной техники, реализация такой формы работы с семьей, как видеокоррекция , не вызывает сложностей, и в результате позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе взаимодействия родителей с ребенком, дает возможность пошагового обсуждения и корректирования форм взаимодействия внутри семьи.
3й этап Демонстрация образца правильного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе обучения, посредством просмотра видео занятия логопеда с данным ребенком.
В процессе просмотра видеозаписи занятия логопеда с ребенком наглядно демонстрируется образец правильного взаимодействия:
оптимальные приемы работы с ребенком;
способы доступного объяснения заданий;
эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка;
корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком;
адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения.
Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы.
По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для родителей по оптимизации процесса взаимодействия и домашнего обучения ребенка».
«Родительская почта»
«Почта доверия»
Данная форма взаимодействия с родителями реализуется с помощью электронной почты в сети Internet . Преимущество «Почты доверия» заключается в возможности анонимно задать свои вопросы специалисту и получить на них ответы.
Только при совместной, постоянной и непрерывной работе педагога и семьи, только при большом желании двух сторон будет положительный результат. Появится именно то, взаимопонимание к которому стремятся и педагоги, и родители, и детский сад в целом. Любому ребенку, в любом возрасте, с абсолютно любым ограничением в здоровье хочется быть окруженным теплотой и любовью не только у себя дома, но и в детском саду, который по праву можно назвать вторым домом, где ребенок проводит свою, пускай маленькую, детскую, но очень интересную, насыщенную жизнь.
Детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Выполнила: учитель-логопед ВКК
Соловьёва О.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКУТАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития .
Общая цель психолого-педагогической работы с родителями детей ОВЗ : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество . Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач : 1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; 2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; 3. Сформировать адекватную самооценку.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий . 2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них. 3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями . 4. Принцип доступности.
Концепция взаимодействия ДОУ и семьи 1 . Семья – центр жизни ребенка. 2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития. 3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят . 4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог . 5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Противоречие между восприятием родителями ребенка с особенностями в развитии и предъявлением к нему требований как к нормально развивающемуся чаще всего является причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми. Практическая значимость заключается в определении наиболее эффективных способов взаимодействия с семьей .
РОДИТЕЛИ ПЕДАГОГИ СПЕЦИАЛИСТЫ
Цель совместной работы : тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка .
План совместной работы с детьми ОВЗ учителя-логопеда и педагога-психолога МКДОУ № 1 « Ручеёк » на 2017-2018 учебный год Формы Общие цели Срок I II III Диагностирование детей: обследование речи и психического развития. Выявление детей группы риска. Заполнение МСПП карт. Выявление речевых и психологических нарушений у детей группы риска. Сентябрь-октябрь Совместная деятельность на заседаниях ПМПк ДОУ. Разработка планов по КРР с детьми группы риска. По плану ПМПк Взаимные консультации по проблемам, возникающим в процессе логопедической и психологической деятельности. Уточнение заключений по результатам психолого-логопедической диагностики. В течение учебного года Совместное консультирование педагогов ДОУ по вопросам воспитательно -образовательного процесса. Выработка единой стратегии педагогического воздействия на ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей. В течение учебного года Проведение совместных мероприятий по работе с педагогическим коллективом: семинары, деловые игры. Использование речевого этикета в различных педагогических ситуациях. 1 раз в квартал Совместные посещения занятий воспитателя с детьми. Наблюдение в различных видах деятельности за детьми. 1 раз в месяц Проведение совместных мероприятий с родителями. Родительские собрание: «Развитие эмоциональной лексики» , "Мир эмоций" Установление сотрудничества (установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка) В течение учебного года Проведение коррекционно-обучающей недели. Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении ребёнка в семь По плану специалиста Консультирование родителей Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении ребёнка в семье. В течение учебного года
План коррекционно-обучающей недели Понедельник Тема дня: «День открытых дверей». Учитель-логопед Педагог-психолог Посещения открытых логопедических занятий (для родителей и педагогов). Акция «Добрых дел» в каждой группе плакаты. Пожелания воспитателям в ДОУ. Вторник Тема дня: «Логопед советует. Психолог рекомендует». Индивидуальные и подгрупповые консультаций. Тема консультации: Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду. Почему ребенок говорит неправильно. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи. Индивидуальные и подгрупповые консультации. Тема консультации: Совершенствуем внимание и память ребенка Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Психологическая готовность детей к школе Консультация для родителей в старшей группе «Как победить застенчивость» Среда Тема дня: «Внимание конкурс». Конкурс книжек-малышек: «Сказка в гости к нам пришла». Конкурс рисунков «Рисуем пальчиками». Четверг «День игры» Проведение речевых игр с детьми. Проведение минитренингов Пятница Подведение итогов. Проведение семинара-практикума для педагогов «Приёмы работы с детьми «группы риска»».
Формы организации психолого-педагогической помощи семье. ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Познавательные Информационно – аналитические Досуговые Наглядно – информационные
Традиционные формы работы . Коллективные формы взаимодействия Общие родительские собрания Групповые родительские собрания “День открытых дверей” Тематические доклады, плановые консультации, семинары Проведение детских праздников и развлечений Участие родителей в конкурсах совместно с детьми КВН Деловая игра Арт-терапия Песочная-терапия Глес -терапия Музыко -терапия Изо-терапия « Почта доверия» Общение по электронной почте Использование сайта детского сада. Родительские клубы. Коррекционно-обучающие недели Педагогические гостиные Социологические опрос Беседы за круглым столом
2. Индивидуальные формы работы 2.1. Беседы и консультации специалистов 2.2. Родительский час 2.3. Анкетирование и опросы 2.4. “Служба доверия” 2.7 «Книга предложений» 2.8 Телефонное консультирование 2.9 Библиотека семейной литературы
3. Формы наглядного информационного обеспечения . 3.1. Информационные стенды и тематические выставки. 3.2. Выставки детских работ 3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. 3.4. Стенгазеты 3.5. Инфостенд 3.6. Создание групп Вконтакте
Современные технологии прочно входят в наш у жизнь, позволяя находить новые наиболее дост у пные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стим у лир у ет интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало прод у ктивным и повело за собой развитие.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ Данные формы работы с родителями наглядно демонстрируют уровень компетентности специалиста, что позволяет сформировать доверительные отношения между специалистом и семьей ребенка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Поведение родителей, зачастую не имеющих глубоких знаний о природе задержки психического развития, характеризуется рядом особенностей: Родители не всегда понимают трудности детей в обучении. Неадекватно оценивают возможности детей. Не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития. Родители испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий.
Практическая часть «Мозговой штурм»
Педагогическая ситуация № 1 Ребёнку (6 лет) ему присвоен статус ОВЗ и он зачислен в группу компенсирующего в подготовительную группу. На выпуске в школу специалисты и воспитатели, считают что ребёнок не освоил коррекционную программу и ребёнок не готов к поступлению в школу. Поэтому предлагают родителям остаться ещё на год. Родители против. Кто компетентен в решении вопроса?
Педагогическая ситуация № 2 Девочка ОВЗ с заключение ( ОНР III ур .) нарушение поведения двигательная расторможенность посещает детский сад . У девочки плохое поведение. Она конфликтует со всеми детьми, за столом переворачивает тарелки, не убирает за собой после игры игрушки и др.. Воспитатель постоянно доводят сведения родителям о плохом поведении ребёнка. Беседуя о поведении девочки дома, родители же говорят что дома с ней нет ни каких проблем. Как разрешить данную ситуацию? Ваши действия?
Педагогическая ситуация № 3 Ребёнок с ОВЗ зачислен в группу комбинированного вида. Родители детей с нормой развития против того чтобы этот ребёнок посещал группу с их детьми. Ваши действия в этой сложившейся ситуации?
Только при совместной, постоянной и непрерывной работе педагога и семьи, только при большом желании двух сторон будет положительный результат. Появится именно то, взаимопонимание к которому стремятся и педагоги , и родители, и образовательное учреждение в целом. Любому ребенку, в любом возрасте, с абсолютно любым ограничением в здоровье хочется быть окруженным теплотой и любовью не только у себя дома, но и в детском саду, школе , которыйе по праву можно назвать вторым домом, где ребенок проводит свою, пускай маленькую, детскую, но очень интересную, насыщенную жизнь.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
Предварительный просмотр:
(сл. 2) Ситуация
В детский сад пришёл ребёнок ему 4 года, он безречевой. В беседе воспитателя с мамой выяснилось, что маму эта проблема не пугает. Она говорит, что папа тоже начал поздно говорить и что всё само придёт.
Дайте оценку действия родителей.
Ваши действия в этой ситуации?
Существуют определенные сензитивные (благоприятные) периоды для развития каждого психического познавательного процесса: мышления, памяти, внимания, восприятия и непосредственно речи.
Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления, от гуления до связной речи, проходил своевременно.
Запуск речи у неговорящих детей – это необходимость, если в два года и более ребенок не говорит вообще, либо произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов.
(сл.3) На что нужно обратить внимание
Очень важно понимать, что если закрыть глаза на эту проблему, она не только никуда не исчезнет, но и со временем только усугубит положение.
Это необходимо в случаях, если:
- Лепетные цепочки детей однородные, редкие, не переходят в слова.
- К 1,5 годам интонационно-ритмическая организация речи у малыша не сформирована.
- В 2-3 года ребенок не понимает обращенную к нему речь, даже если взрослый использует односложные предложения и простые слова.
- Ребенок понимает, но не говорит, либо использует в общении только несколько слов.
- Фразовая, и тем более связная, речь отсутствует.
- Было выявлено нарушение физиологического слуха (глухота, тугоухость).
- Малыш «говорит» на каком-то своем (птичьем) языке, который никому не понятен.
Причины и механизмы нарушения
(сл.4,5)
Причины могут быть социального или биологического характера.
Социальные причины
Отсутствие (речевого, эмоционального) общения взрослых с ребенком
Проводимый эксперимент с младенцами основан на сравнении психоэмоционального состояния испытуемых.
На определенный период времени часть новорожденных детей была помещена в комнату с белыми стенами, изолированную от посторонних звуков и других внешних раздражителей. Детей не брали на руки, за ними лишь осуществлялся необходимый уход.
В другом помещении находилась вторая группа испытуемых, где была обустроена благоприятная среда, малышей не только кормили и пеленали, но и брали на руки, баюкали, разговаривали с ними. В конце эксперимента при подведении итогов было отмечено, что показатели психического развития детей первой группы были значительно ниже, чем у детей второй.
Этот опыт подтверждает тот факт, что отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком и дефицит общения могут в дальнейшем негативно сказаться на формировании речи.
Использование нескольких языков в семье
Дети-билингвы – так называют тех, кто воспитывается в двуязычной семье. Если ребенок сталкивается с речью на разных языках, то в какой-то период может произойти «ступор». Логопедическая работа с такими детьми должна вестись только на одном (ведущем) языке, если этим условием пренебречь, можно усугубить ситуацию.
Также нежелательно, чтобы с малышом занимались несколько логопедов, так как разные специалисты могут выбирать для занятий различные друг от друга методики, что только затруднит восприятие нового материала. Биологические причины
Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды).
Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС.
Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии.
Травмы головы, особенно в раннем возрасте.
Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения
Наследственные факторы
Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности
(сл. 6) Классификация нарушений
Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие заключения:
Все нарушения, связанные с патологией речи у детей, объединяют в ОНР (общее недоразвитие речи).
Заключение носит обобщенный характер, поэтому если ребенку написали его после обследования, то важно обратить внимание на его уровень, так как ОНР может быть от первой до четвертой степени.
Если в логопедическом заключении ОНР I типа, то это указывает на то, что у ребенка частично или полностью отсутствует речь и (или) ее понимание. СНР (системное недоразвитие речи) представляет собой стойкие нарушения у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Глубокое СНР характеризуется расстройством связной речи, скудным словарным запасом и проблемами в понимании.
Заключение может быть установлен детям с умственной отсталостью, тяжелой степенью ЗПР, с ДЦП и др.
Алалия. Этот диагноз говорит о том, что у ребенка либо полностью отсутствует сама речь, либо ее понимание.
Первое условие характерно для моторного типа патологии, второе – для сенсорного. Если нарушено и воспроизведение, и понимание, то устанавливают заключение сенсомоторной алалии.
Такое заключение может быть дано параллельно с детским аутизмом, но не обязательно. Также его не стоит путать с эхолалией – расстройством, при котором наблюдается повторение готовых речевых конструкций: предложений, фраз, слов. Выглядит это так, будто ребенок передразнивает. Главной задачей этого специфического речевого нарушения, является взаимодействие с окружающими. Одной из основных причин этого могут быть поражения центральной нервной системы.
Афазия. Такое заключение может быть поставлено даже взрослому человека. От предыдущего отличается тем, что в этом случае могут быть поражены определенные речевые участки коры головного мозга: человек будет испытывать затруднения при изъяснении, либо может не понимать обращенную к нему речь. Афазия часто является следствием инсульта.
ЗРР (задержка речевого развития) – это отставание от норм становления и формирования речи при первично сохранном интеллекте. Иначе говоря, если ребенок использует в активном словаре в два года всего 5-10 слов, тогда как в норме эти показатели достигают 300-400, то, соответственно, ЗРР налицо.
Однако точное заключение установить может только квалифицированный специалист, так как все виды нарушений между собой схожи.
(сл. 7) Характерные особенности неговорящих (безречевых) детей
-отсутствие мотивации к речевой деятельности;
-недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности;
-несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи;
-недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
Весь период речевого развития от 1 года до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянразных факторов внешней и внутренней среды.
(сл.8) Практическое задание
Ситуация
Дима (2 год 10 месяцев), овладев только автономной речью (механическое повторение слов и высказывание окружающих, не понимая смысла), не мог внятно объяснить свое желание: чтобы воспитатель дала ему игрушку. Воспитатель же настаивала на том, чтобы Дима пытался словесно воспроизвести то, что он хочет, а не заменял речь жестами. В другом случае воспитатель старалась включить Диму в игру с детьми во время прогулок.
Верно ли делала воспитатель, когда создавала для ребенка такие условия?
Решение. Педагог сознательно создавала для Димы проблемные речевые ситуации, чтобы мальчик, стремясь преодолеть их, пытался говорить яснее, точнее, правильнее, то есть чтобы он таким образом развивал свою речь. В данных ситуациях существующее противоречие: владение Димой только автономной речью, с одной стороны, а с другой – непонимание этой речи другими детьми во время игры – стало необходимым условием для развития речи мальчика.
Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий, то нормальный процесс речевого развития нарушается.
(сл.9) Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми
1. Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.
2. Стимуляция развития голосовых реакций звукоподражания и собственной речевой активности.
3. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).
(сл.10) Система коррекционно - развивающей работы
с неговорящими детьми
1. Развитие психических функций
Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления.
2. Развитие двигательных функций
Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша.
Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными
Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).
В развитии общей моторики:
формирование контроля над положением головы и её движениями;
обучение разгибанию верхней части туловища; тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти);
развитие поворотов туловища; формирование функции сидения и самостоятельного присаживания;
обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползание на четвереньках; обучение вставанию на колени, затем на ноги;
стимуляция самостоятельной ходьбы и бега и коррекция её нарушений.
В развитии ручной моторики используют: действия с предметами; соотносящие действия; расстегивание и застёгивание; обучение сжиманию и разжиманию кулаков и др. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.
Сенсорное развитие
В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину; при выполнении практических действий, учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине.
3. Логопедический массаж
Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.
- «Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на .. Б-Б-Б .. Движения пальцев вправо, влево.
- «Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.
Упражнения для языка
- «Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
- «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки ... та-та-та ...
4. Артикуляционная гимнастика
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается принцип последовательности (от более простого к более сложному). Все упражнения проводятся в игровой форме.
5. Занятия по развитию речи
- развитие понимания речи;
- развитие фразовой речи;
- расширение словарного запаса (активный и пассивный словарь);
- совершенствование грамматического строя речи (понимание ребёнком грамматических конструкций);
- развитие общих речевых навыков (развитие речевого дыхания, интонационной выразительности речи).
Вызывание речевой активности у неговорящего ребёнка должно проходить постепенно и ненавязчиво.
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребёнок понимает взрослого. Первоочередная цель, которая стоит перед педагогом, занимающимся с неговорящим ребёнком, понимающим обращённую к нему речь - сформировать потребность в общении, вызывать звукоподражания, лепетные и упрощённые слова по речевому образцу, данному взрослым. Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослого переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определённой, конкретной ситуацией.
Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.
Наряду с развитием активной речи продолжается развитие у детей внимания к обращенной речи и её понимания. Если ребёнка тренировать только в произнесении слов и не уделять достаточного внимания развитию понимания обращённой речи, то он не научится ориентироваться в окружающем, выделять существенные и несущественные связи и устанавливать причинно-следственные отношения.
Формирование собственной активной речи ребёнка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Необходимо учитывать, что в пассивной речи ребёнка существительных больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляют существительные, чем глаголы. Глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи, поэтому при ознакомлении с окружающим миром необходимо одновременно работать над обогащением словаря различными категориями слов. Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию понимания значения слов - ребёнок начинает понимать, что каждый предмет, действие, признак имеют свои названия.
Работа по развитию речи направлена не только на активизацию словаря ребёнка, но и на овладение им фразовой речью. Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой: «Дай то-то ... », «Тётя, дай машину»; затем с предложением сотрудничества: «Давай играть»; и, наконец, с сообщением: «Мишка плачет» и вопросом: «Где ляля?». На этом этапе формирование речи включает работу над различными формами высказываний: обращение - побуждение - просьба; обращение сообщение, обращение - вопрос. взрослого.
(сл.11) Для развития речевого общения необходимо:
- На первом этапе обучения - научить ребёнка пользоваться побудительной формой общения (дай, помоги, надень, пойдём). Научить ребёнка выражать свою просьбу одним словом.
- На втором этапе обучения - научить ребёнка выражать свою просьбу предложением, словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?)
Работа по развитию активной речи не должна ограничиваться лишь рамками занятий и игр. Также необходимо использовать наблюдения, экскурсии, режимные процессы - для активизации речевых навыков. Одним из направлений коррекционно-развивающей работы являются индивидуальные занятия. Цель этих занятий – обеспечить каждому ребёнку посильные для него темы и способы усвоения навыков и знаний.
(сл.12) Особенности организации работы с неговорящими детьми в ДОУ
- Занятия должны быть основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе.
- Важно создание ситуаций, которые эмоционально заинтересовывают ребенка, вызывают побуждение к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных легко произносимых слов.
- Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр.
- Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком.
- Необходимо многократное повторение словесного материала.
- Ни в коем случае не запрещать ребенку использовать жесты в общении.
- Поощрять речевую реакцию ребенка как с правильным так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивать на четком произношении.
- Обязательно уделять внимание развитию понимания речи.
- Большое внимание следует уделять работе над пальчиковой моторикой, в том числе с использованием кинезиологических (развитие головного мозга через движения) упражнений.
- Коррекционный процесс должен охватывать все формы детской деятельности.
(сл. 13) Практическое задание
Вопрос
Какие методы и приемы нужно использовать для формирования словарного запаса?
(сл.14) Методы обучения
Словесные:
-речевой образец;
-прием имитации;
-объяснение, указания, словесное упражнение, повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое);
-вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые);
-оценка детской речи
Наглядные:
-показ предмета, движения, игрушки, картинки;
-показ с называнием;
-приемы работы с техническими средствами обучения
Практические:
-дидактические игры;
-игры-драматизации;
-инсценировки;
-пластические этюды;
-дидактические упражнения;
-хороводные игры
(сл.15) Приёмы для стимуляции речевой активности
вопросы; инсценировки; театр игрушек; пальчиковый театр; поручения; имитация звуков; имитация звуков животных; договаривание потешек; договаривание сказок; договаривание стихотворений.
Побуждение речи через вызывание ориентированного рефлекса:
Что там? Что это?
Привлечение внимания через проигрывание любимой игрушки.
Различные игры: «Прятки», «Ку-ку» и др.
Игрушки в сухом бассейне, в коробочке, завёрнутой бумаге.
Игры для развития слухового восприятия (игры за ширмой, за спиной), побуждая к имитационным движениям руки.
Имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх.
Приём сюрпризного момента (воображаемой ситуации), который непроизвольно вызывает у ребёнка слово, эмоциональные возгласы, звуки.
Жестовое приветствие и прощание (похлопывание рукой педагога об руку ребёнка).
Привлечение внимания и вызывание эмоциональной реакции, выраженной междометиями в виде отдельных гласных или слогов (Ах! Ай! Ох! Ух! Ой!) в сопровождении различных произвольных движений, которыми пользуются в жизни для выражения радости, испуга, удивления; — проговаривание слов и предложений с выразительными движениями и мимикой.
(сл.16,17) Практическое задание
- Придумайте или подберите приём сюрпризного момента (воображаемой ситуации), который непроизвольно вызывает у ребёнка слово, эмоциональные возгласы, звуки.
- Театр игрушек
Инсценируйте любую сказку, чтобы безречевой ребёнок принял участие в вашем «театре игрушек».
(сл.18) Основное содержание системы коррекционно-педагогической работы включает:
- создание и организацию предметно-развивающей среды, которая соответствует возрастным потребностям детей, способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей;
- коррекционная работа, которая должна быть направлена на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии;
- повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.
(сл. 19) Практическое задание
Ситуация
Воспитатель предложил детям нарисовать тематический рисунок “Моя семья”. Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Воспитатель спросил Петю: “Почему ты себя не нарисовал?” – “А я не уместился”, – ответил мальчик.
Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?
Решение. По детским рисункам можно судить о микроклимате семьи и о психическом состоянии ребенка. Пете в семье одиноко, неуютно. Изображение папы в центре листа говорит о том, что он занимает лидирующее положение в семье и обладает большой силой. Петя папу боится. При анализе детских рисунков имеет значение и цветовая гамма: яркими красками ребенок рисует все, что ему нравится.
Мы заканчиваем наш семинар-практикум
Эта педагогическая ситуация с ребёнком, который разговаривает
Этой ситуацией я хочу сказать что речь - это высшая психическая функция и в первую очередь когда развивается речь многое зависит от семьи: о том какой микроклимат в семье, какое психическое состояние ребёнка, какая речевая среда.
Нам педагогам обязательно нужно знать о том как ребёнок развивается в семье, какая обстановка, занимаются ли с ребёнком, разговаривают ли с ним. Наша основная задача помочь ребёнку и родителям главным воспитателям их детей.
(сл.20) Вывод:
Система обучения детей строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами. Обучение детей осуществляется на разных занятиях. Система обучения предусматривает последовательное, целенаправленное развитие речи и преодоление нарушений в речевом развитии на основе учёта свойственных детям с недоразвитием речи особенностей психического развития.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Семинар-практикум
Неговорящие дети в условиях ДОУ, индивидуальный подход в образовании и развитии
Составила:
учитель-логопед ВКК
Соловьёва О.В.
2019 г
Приёмы для стимуляции речевой активности
Вопросы; инсценировки; театр игрушек; пальчиковый театр; поручения; имитация звуков; имитация звуков животных; договаривание потешек; договаривание сказок; договаривание стихотворений.
Побуждение речи через вызывание ориентированного рефлекса:
Что там? Что это?
Привлечение внимания через проигрывание любимой игрушки.
Различные игры: «Прятки», «Ку-ку» и др.
Игрушки в сухом бассейне, в коробочке, завёрнутой бумаге.
Игры для развития слухового восприятия (игры за ширмой, за спиной), побуждая к имитационным движениям руки).
Имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх.
Приём сюрпризного момента (воображаемой ситуации), который непроизвольно вызывает у ребёнка слово, эмоциональные возгласы, звуки.
Жестовое приветствие и прощание (похлопывание рукой педагога об руку ребёнка).
Привлечение внимания и вызывание эмоциональной реакции, выраженной междометиями в виде отдельных гласных или слогов (Ах! Ай! Ох! Ух! Ой!) в сопровождении различных произвольных движений, которыми пользуются в жизни для выражения радости, испуга, удивления; — проговаривание слов и предложений с выразительными движениями и мимикой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ситуация В детский сад пришёл ребёнок ему 4 года, он безречевой . В беседе воспитателя с мамой выяснилось, что маму эта проблема не пугает. Она говорит, что папа тоже начал поздно говорить и что всё само придёт. Дайте оценку действия родителей. Ваши действия в этой ситуации?
На что нужно обратить внимание . Лепетные цепочки детей однородные, редкие, не переходят в слова. К 1,5 годам интонационно-ритмическая организация речи у малыша не сформирована. В 2-3 года ребенок не понимает обращенную к нему речь, даже если взрослый использует односложные предложения и простые слова. Ребенок понимает, но не говорит, либо использует в общении только несколько слов. Фразовая, и тем более связная, речь отсутствует. Было выявлено нарушение физиологического слуха (глухота, тугоухость). Малыш «говорит» на каком-то своем (птичьем) языке, который никому не понятен.
Причины и механизмы нарушения Социальные причины Отсутствие (речевого, эмоционального) общения взрослых с ребенком Использование нескольких языков в семье
Биологические причины Тяжелые или неестественные роды (например, кесарево сечение и затяжные роды). Гипоксия плода (недостаток кислорода) в период внутриутробного развития, что в свою очередь приводит к нарушению обменных процессов и задержке в формировании ЦНС. Родовые травмы у новорожденного: при повреждении коры головного мозга, если была затронута речевая зона, однозначно следствием будет проявление патологии. Травмы головы, особенно в раннем возрасте. Перенесенные в первый год жизни инфекционные заболевания, давшие впоследствии осложнения Наследственные факторы Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности
Классификация нарушений Если классифицировать виды речевых расстройств у неговорящих детей, следует отметить следующие заключения: ОНР СНР Глубокое СНР У мственная отсталость Тяжелая степень ЗПР с ДЦП Алалия Детский аутизм Эхолалия Афазия ЗРР
Характерные особенности неговорящих ( безречевых ) детей -отсутствие мотивации к речевой деятельности; -недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности; - несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи; -недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
Практическое задание Ситуация Дима (2 год 10 месяцев), овладев только автономной речью (механическое повторение слов и высказывание окружающих, не понимая смысла), не мог внятно объяснить свое желание: чтобы воспитатель дала ему игрушку. Воспитатель же настаивала на том, чтобы Дима пытался словесно воспроизвести то, что он хочет, а не заменял речь жестами. В другом случае воспитатель старалась включить Диму в игру с детьми во время прогулок. Верно ли делала педагог, когда создавала для ребенка такие условия?
Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми 1. Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности. 2. Стимуляция развития голосовых реакций звукоподражания и собственной речевой активности. 3. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений ( речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).
Система коррекционно - развивающей работы с неговорящими детьми 1. Развитие психических функций 2. Развитие двигательных функций 3 . Логопедический массаж 4. Артикуляционная гимнастика 5. Занятия по развитию речи
Для развития речевого общения необходимо: На первом этапе обучения - научить ребёнка пользоваться побудительной формой общения (дай, помоги, надень, пойдём). Научить ребёнка выражать свою просьбу одним словом. На втором этапе обучения - научить ребёнка выражать свою просьбу предложением, словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?)
Особенности организации работы с неговорящими детьми в ДОУ Занятия должны быть основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе. Важно создание ситуаций, которые эмоционально заинтересовывают ребенка, вызывают побуждение к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных легко произносимых слов. Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр. Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Необходимо многократное повторение словесного материала. Ни в коем случае не запрещать ребенку использовать жесты в общении. Поощрять речевую реакцию ребенка как с правильным так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивать на четком произношении. Обязательно уделять внимание развитию понимания речи. Большое внимание следует уделять работе над пальчиковой моторикой, в том числе с использованием кинезиологических (развитие головного мозга через движения) упражнений. Коррекционный процесс должен охватывать все формы детской деятельности.
Практическое задание Вопрос Какие методы и приемы нужно использовать для формирования словарного запаса?
Методы обучения Словесные: -речевой образец; -прием имитации; -объяснение, указания, словесное упражнение, повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое); -вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые); -оценка детской речи. Наглядные: -показ предмета, движения, игрушки, картинки; -показ с называнием; -приемы работы с техническими средствами обучения Практические: -дидактические игры; -игры-драматизации; -инсценировки; -пластические этюды; -дидактические упражнения; -хороводные игры
Приёмы для стимуляции речевой активности Вопросы ; инсценировки; театр игрушек; пальчиковый театр; поручения; имитация звуков; имитация звуков животных; договаривание потешек ; договаривание сказок; договаривание стихотворений Побуждение речи через вызывание ориентированного рефлекса: Что там? Что это? Привлечение внимания через проигрывание любимой игрушки. Различные игры : «Прятки » и др . Игры для развития слухового восприятия (игры за ширмой, за спиной), побуждая к имитационным движениям руки. Имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх. Приём сюрпризного момента ( воображаемой ситуации ), который непроизвольно вызывает у ребёнка слово, эмоциональные возгласы, звуки. Жестовое приветствие и прощание (похлопывание рукой педагога об руку ребёнка). Привлечение внимания и вызывание эмоциональной реакции, выраженной междометиями в виде отдельных гласных или слогов (Ах! Ай! Ох! Ух! Ой!)
Практическое задание Придумайте или подберите приём сюрпризного момента ( воображаемой ситуации ), который непроизвольно вызывает у ребёнка слово, эмоциональные возгласы, звуки.
Практическое задание Театр игрушек Инсценируйте любую сказку, чтобы безречевой ребёнок принял участие в вашем «театре игрушек».
Основное содержание системы коррекционно-педагогической работы включает: создание и организацию предметно-развивающей среды, которая соответствует возрастным потребностям детей, способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей; коррекционная работа, которая должна быть направлена на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии; повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.
Практическое задание Ситуация Воспитатель предложил детям нарисовать тематический рисунок “Моя семья”. Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Воспитатель спросил Петю: “Почему ты себя не нарисовал?” – “А я не уместился”, – ответил мальчик. Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка? Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?
Вывод: Система обучения детей строится на основе психолого-педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими её компонентами. Обучение детей осуществляется на разных занятиях. Система обучения предусматривает последовательное, целенаправленное развитие речи и преодоление нарушений в речевом развитии на основе учёта свойственных детям с недоразвитием речи особенностей психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ.
Планирование работы взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога....
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении
Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...
Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении
Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...
«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога на логопунте»
Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...
Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога
Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...
Модель совместной работы учителя- логопеда и педагога- психолога
Согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться ...