Проект: "2022 год - год народного искусства и нематериального наследия народов России"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2022_god_-_god_narodnogo_iskusstva.docx | 994.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание проекта
Тема: «Развитие речи дошкольников с ОНР через знакомство с народной культурой и искусством, традициями, особенностями народных игр, быта и прикладного творчества».
Автор проекта: учитель-логопед Смирнова Ирина Владимировна.
Тип проекта: открытый, исследовательский.
Вид проекта: познавательный, творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы , воспитатели, родители дошкольников.
Образовательная область: познавательно-речевая, коммуникативная, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Актуальность проекта:
Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Он выступил на заседании Совета по межнациональным отношениям.
«Ранее уже предлагалось провести в России год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов,— сказал президент.— Давайте так и сделаем. Сделаем это в 2022 году. Важно хорошо и содержательно наполнить его программу, учесть особенности каждого нашего региона» [1].
Сохранение культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры, и возрождение некоторых ее утраченных форм – вот задача, которая ставится в последние два десятилетия перед мировым сообществом. В целом ряде конвенций ЮНЕСКО разрабатываются программы относительно нематериального наследия традиционной народной культуры, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования декларируется равенство всех детей, независимо от национальной принадлежности, к получению образовательных услуг в государственных образовательных организациях. Вместе с тем, обязательным условием получения бюджетного образования выдвигается необходимость в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [3].
А это значит, что дошкольное образование должно быть построено на национальных традициях наций, являющихся доминирующими в нашем государстве или в конкретном регионе.
У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов.
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народное творчество.
От детей ускользают точность, выразительность и красота русского языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову.
Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.
Основные направления работы:
- Знакомство с народным бытом.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
- Знакомство с народно-прикладным творчеством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.
- Знакомство с особенностями народных игр.
Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Важно отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В народных играх часто используются заклички, считалки, приговорки.
- Взаимодействие с родителями.
Проведение мастер-класса по выбранной тематике.
В заключение отметим, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Важность приобщения детей к истокам народной культуры огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом.
Я решила взять эту тему в целях повышения общей осведомлённости воспитанников по выбранной теме и совершенствованию речи дошкольников с ОНР.
Цель проекта: обеспечение коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие каждого ребенка с ОНР, путём ознакомления детей с народной культурой и искусством через традиции, особенности народных игр, быта и прикладного творчества.
Задачи проекта:
- Углубить знания детей о народной культуре;
- Развивать все стороны речи дошкольников через ознакомление с народным искусством и нематериальным культурным наследием народов России.
- Формировать патриотические чувства к Родине;
- Пополнить дидактический материал по данной теме.
Гипотеза: работа по ознакомлению дошкольников с народным искусством и фольклором должна носить комплексный характер и осуществляться в повседневной образовательной деятельности и способствовать развитию речевой деятельности.
Предполагаемые результаты:
- Качественное и количественное изменение словаря по теме;
- Повышение лексико-грамматических характеристик речи;
- Увеличение общей осведомлённости по теме при составлении пересказов;
- Проявления творчества при составлении самостоятельных рассказов о народном искусстве и нематериальных культурных ценностях народов России.
Этапы работы:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
- Определение темы проекта.
- Стимулирование интереса детей и их родителей к теме проекта.
- Составление плана проекта.
- Сбор информации, литературы, дополнительных материалов.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ.
- Реализация плана проекта с детьми, воспитателями и родителями.
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.
- Подведение итогов.
- Анализ предполагаемых результатов.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Месяц | Формы реализации | Тематика |
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
Март |
|
2.1.Комплексное логопедическое занятие на тему: «История Русской матрёшки». 2.2.Комплексное логопедическое занятие с использованием ИКТ на тему «Знакомство с элементами русско-народного быта и его обычаями». 3.1. Игровой тренинг «Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа». |
Апрель |
|
|
Май |
|
|
Список используемой литературы
- https://trt-tv.ru/news/vladimir-putin-obyavil-zayavil-chto-2022-god-stanet-godom-kulturnogo-naslediya-narodov/.
- https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ПЕРВОЦВЕТ» (посвящен году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...
План мероприятий, посвященный «Году народного искусства и культурного наследия народов РФ»
План мероприятий для использованиея в работе....
«ЧАЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ» Сценарий праздника, посвященного году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
На завалинках, в светелке, иль на бревнышках какихСобирали посиделки пожилых и молодых.При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.Говорили, песни пели и водили хоровод.А играли как! В горелк...
Сценарий городского фестиваля «Мир, в котором я живу….», посвящённом Году народного искусства и нематериального наследия народов России»
Нравственное воспитание дошкольников через народное творчество, музыку, фольклор....
Положение о конкурсе чтецов ( с использованием ИКТ технологии) «Моя Россия, народная искусство и культурное наследие народов России».
Аннотация к конкурсной работе. Данный материал ( положение к конкурсу чтецов «Моя Россия, народное искусство и культурное наследие народов России») разработан творческой группой педагогов коллекти...
Авторские разработки и проекты: Волонтерское движение дошкольников, Народное искусство и культурное наследие народа Чувашии
В методическую копилку я помещаю все свои авторские работы, всё, что может пригодиться для работы с детьми....