ПРОЕКТ «ПЕРВОЦВЕТ» (посвящен году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)
проект (старшая, подготовительная группа)

Сластенина Галина Владимировна

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый многими поколениями. Это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Именно дошкольное воспитание приобретает немаловажное значение. Ведь упущенное в детстве невозможно возместить в годы юности, и тем более  в зрелом возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pervotsvet_.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18 Г.О. САМАРА

ПРОЕКТ

«ПЕРВОЦВЕТ»
(посвящен году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)

Тип проекта: творческий

Продолжительность:  январь - декабрь

Участники: дети старшей и подготовительной групп, родители, педагоги.

Самара 2022

Актуальность: 

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый многими поколениями. Это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Именно дошкольное воспитание приобретает немаловажное значение. Ведь упущенное в детстве невозможно возместить в годы юности, и тем более  в зрелом возрасте. Именно дошкольный период наиболее благоприятен для формирования личности ребёнка, приобщения его к национальному культурному наследию, поскольку дошкольник почти интуитивно осваивает родной язык и погружается в устное народное творчество, традиции, обряды.
Особая значимость в процессе погружения дошкольников в народное искусство принадлежит фольклору. Он знакомит детей с богатством и многообразием  народной культуры, приобщает их к истокам национального самосознания. Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. Проявляется эта сила чаще всего в календарных  праздниках.  Традиции и обычаи русского народа, отражаемые в этих праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, развивают смекалку, сообразительность. Колядование, прилет жаворонков, медовый и яблочный Спасы, праздник первого снопа и др. войдут в жизнь ребёнка ярким событием и надолго останутся в памяти.                                    

 Цель:

  • Пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить черты русского национального характера (духовность, эмоциональность, душевность), приобщить ребёнка к истокам народной культуры.                    

Задачи:

  • Воспитывать музыкально-художественный вкус через знакомство с народным творчеством;
  • Обогащать эмоциональную сферу дошкольников;
  • Обобщить знания детей о народных праздниках;
  • Поощрять желание детей выражать свои впечатления в рисунках, поделках, праздниках.

Ожидаемый результат:

  • Сформированы  представления об эмоциональной красоте произведений русского народного творчества;
  • Сформирован  устойчивый  интерес   к русскому народному творчеству;

  • Развит  художественный  вкус, эстетическое отношение к окружающей действительности, чувство прекрасного;
  • Созданы альбомы и коллекции  с продуктами детского творчества;
  • Созданы картотека народных игр, фонотека русских народных  песен и малых фольклорных форм.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Подготовительный:

  • Обсуждение с детьми темы проекта, выяснение уровня знаний детей.
  • Формулирование проблемных вопросов.
  • Сбор информации, музыкального, литературного материала по теме.
  • Презентация проекта для родителей.

Основной:

Направления работы.

Работа воспитателей с детьми:

  •  

Работа музыкального руководителя с детьми:

  • Слушание народных песен и малых фольклорных форм (колядки, веснянки, заклички)
  • Слушание музыкальных произведений в исполнении оркестра русских народных инструментов.
  • Знакомство с русскими народными инструментами.
  • Обучение игре на ложках.
  • Разучивание и исполнение народных песен, игр и малых фольклорных форм (колядки, веснянки, жаворонки, заклички)
  • Создание и просмотр  презентаций и видеороликов на тему народных праздников.
  • Проведение календарных праздников:

месяц

мероприятие

январь

«Святки и Колядки»                

февраль

«Масленица»                            

март

«Жаворонки»                            

апрель

«На завалинке»                        

июнь

«Праздник русской березки»  

август

«Три Спаса»                              

октябрь

« Осенины»                                

 

  •  Участие в городских, региональных конкурсах, посвященных году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России: «Зелёная планета», «Весенняя  капель», «Маслена».

Работа родителей с детьми:

  • Разучивание малых фольклорных форм.
  •  
  • Изготовление «жаворонков», масок-шапочек для праздника.
  • Изготовление костюмов.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Непосредственная образовательная деятельность.

Музыкальная:

  • Разучивание русских народных песен, колядок, веснянок, закличек.  
  • Слушание  русских народных песен.
  • Разучивание танцев, игр, хороводов.

Художественная:

  •  

Речевая:

  •  

Совместная образовательная деятельность:

  •  
  • Изготовление поделок.

  Заключительный этап:

  • Оформление выставки рисунков и поделок детей и родителей после каждого календарного праздника.
  • Создание альбомов и коллекций с продуктами детского творчества;
  • Создание картотеки народных игр, фонотеки  песен и малых фольклорных форм.
  • Создание фонотеки народной музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов.
  • Проведение праздников  «Святки и Колядки», «Масленица»,                            «Жаворонки», «На завалинке», «Праздник русской березки», «Три Спаса», «Осенины».                                
  • Участие в городских конкурсах вокалистов  «Зелёная планета», «Весенняя капель», городском конкурсе «Маслена»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России

План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России ...

Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»

2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"

laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...

«ЧАЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ» Сценарий праздника, посвященного году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России

На завалинках, в светелке, иль на бревнышках какихСобирали посиделки пожилых и молодых.При  лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.Говорили, песни пели и водили хоровод.А играли как! В горелк...

ПРОЕКТ "Год народного искусства и нематериального культурного наследия наров России» Тема: «Книга русских народных сказок"

Актуальность проекта: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей...