ПРОЕКТ «ПЕРВОЦВЕТ» (посвящен году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)
проект (старшая, подготовительная группа)
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый многими поколениями. Это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Именно дошкольное воспитание приобретает немаловажное значение. Ведь упущенное в детстве невозможно возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pervotsvet_.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18 Г.О. САМАРА
ПРОЕКТ
«ПЕРВОЦВЕТ»
(посвящен году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)
Тип проекта: творческий
Продолжительность: январь - декабрь
Участники: дети старшей и подготовительной групп, родители, педагоги.
Самара 2022
Актуальность:
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый многими поколениями. Это выдвигает новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Именно дошкольное воспитание приобретает немаловажное значение. Ведь упущенное в детстве невозможно возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте. Именно дошкольный период наиболее благоприятен для формирования личности ребёнка, приобщения его к национальному культурному наследию, поскольку дошкольник почти интуитивно осваивает родной язык и погружается в устное народное творчество, традиции, обряды.
Особая значимость в процессе погружения дошкольников в народное искусство принадлежит фольклору. Он знакомит детей с богатством и многообразием народной культуры, приобщает их к истокам национального самосознания. Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. Проявляется эта сила чаще всего в календарных праздниках. Традиции и обычаи русского народа, отражаемые в этих праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, развивают смекалку, сообразительность. Колядование, прилет жаворонков, медовый и яблочный Спасы, праздник первого снопа и др. войдут в жизнь ребёнка ярким событием и надолго останутся в памяти.
Цель:
- Пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить черты русского национального характера (духовность, эмоциональность, душевность), приобщить ребёнка к истокам народной культуры.
Задачи:
- Воспитывать музыкально-художественный вкус через знакомство с народным творчеством;
- Обогащать эмоциональную сферу дошкольников;
- Обобщить знания детей о народных праздниках;
- Поощрять желание детей выражать свои впечатления в рисунках, поделках, праздниках.
Ожидаемый результат:
- Сформированы представления об эмоциональной красоте произведений русского народного творчества;
- Сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;
- Развит художественный вкус, эстетическое отношение к окружающей действительности, чувство прекрасного;
- Созданы альбомы и коллекции с продуктами детского творчества;
- Созданы картотека народных игр, фонотека русских народных песен и малых фольклорных форм.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Подготовительный:
- Обсуждение с детьми темы проекта, выяснение уровня знаний детей.
- Формулирование проблемных вопросов.
- Сбор информации, музыкального, литературного материала по теме.
- Презентация проекта для родителей.
Основной:
Направления работы.
Работа воспитателей с детьми:
Работа музыкального руководителя с детьми:
- Слушание народных песен и малых фольклорных форм (колядки, веснянки, заклички)
- Слушание музыкальных произведений в исполнении оркестра русских народных инструментов.
- Знакомство с русскими народными инструментами.
- Обучение игре на ложках.
- Разучивание и исполнение народных песен, игр и малых фольклорных форм (колядки, веснянки, жаворонки, заклички)
- Создание и просмотр презентаций и видеороликов на тему народных праздников.
- Проведение календарных праздников:
месяц | мероприятие |
январь | «Святки и Колядки» |
февраль | «Масленица» |
март | «Жаворонки» |
апрель | «На завалинке» |
июнь | «Праздник русской березки» |
август | «Три Спаса» |
октябрь | « Осенины» |
- Участие в городских, региональных конкурсах, посвященных году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России: «Зелёная планета», «Весенняя капель», «Маслена».
Работа родителей с детьми:
- Разучивание малых фольклорных форм.
- Изготовление «жаворонков», масок-шапочек для праздника.
- Изготовление костюмов.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Непосредственная образовательная деятельность.
Музыкальная:
- Разучивание русских народных песен, колядок, веснянок, закличек.
- Слушание русских народных песен.
- Разучивание танцев, игр, хороводов.
Художественная:
Речевая:
Совместная образовательная деятельность:
- Изготовление поделок.
Заключительный этап:
- Оформление выставки рисунков и поделок детей и родителей после каждого календарного праздника.
- Создание альбомов и коллекций с продуктами детского творчества;
- Создание картотеки народных игр, фонотеки песен и малых фольклорных форм.
- Создание фонотеки народной музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов.
- Проведение праздников «Святки и Колядки», «Масленица», «Жаворонки», «На завалинке», «Праздник русской березки», «Три Спаса», «Осенины».
- Участие в городских конкурсах вокалистов «Зелёная планета», «Весенняя капель», городском конкурсе «Маслена»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России
План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России ...
Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»
2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...
«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"
laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...
«ЧАЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ» Сценарий праздника, посвященного году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
На завалинках, в светелке, иль на бревнышках какихСобирали посиделки пожилых и молодых.При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.Говорили, песни пели и водили хоровод.А играли как! В горелк...
ПРОЕКТ "Год народного искусства и нематериального культурного наследия наров России» Тема: «Книга русских народных сказок"
Актуальность проекта: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей...