Консультация для воспитателей речевой группы. Развитие фонематического слуха. Звуки раннего онтогенеза
консультация по логопедии (младшая группа)

В данной консультации предоставлен материал для воспитателей групп речевой направленности. Рассматривается понятие речевого онтогенеза а также особенности формирования фонематического слуха у детей раннего и младшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_zvuki_rannego_ontogeneza.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей речевой группы

Развитие фонематического слуха и звуки раннего онтогенеза

Что такое онтогенез? Это история развития организма. Говоря о логопедической работе, о развитии и коррекции речи ребенка, специалисты пользуются  термином «речевой онтогенез». Речевой онтогенез - это индивидуальные особенности становления языковой системы, закономерности овладения человеком всеми компонентами речи, начиная с первых речевых проявлений (гуления, лепета) или самых первых слов в раннем детском возрасте и заканчивая свободным владением речью.

На исходе первого года жизни ребенок уже преодолел большой путь: Ребенок прошел этап гуления и лепета. Малыш   учится выстраивать связи между словами, предметами и действиями, реакцией на них, повторяемые за взрослыми звукосочетания становятся все более разнообразными.

 Постепенно растет его словарный запас, обогащается багаж знаний. Значения слов получают большую определенность. После двух лет приходит черед грамматического строя речи. От слова ребенок переходит к примитивной фразе, без согласования слов. Затем, непроизвольно осмысляя обращенную к нему речь, он знакомится с единственным и множественным числом существительных, временами и лицами глаголов, к некоторым словам уже добавляются падежные окончания.

Фонематический слух развивается с самого рождения: ребенок учится узнавать голос матери, распознавать бытовые звуки, понимает интонацию слов, обращенных к нему. Быстро развивается понимание обращенной к нему речи.

         В норме двухлетний ребенок может различить на слух все фонемы. В три года нормотипичный малыш способен определить, правильно ли произнесен звук, или нет. Самое главное и очень важное достижение ребенка трех лет в развитии фонематического слуха – возможность самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи.

Чтобы помочь ребенку в развитии фонематического слуха, рекомендуется играть с ним в следующие игры:

 - «Угадай, что звучит»

 - «Угадай, кто позвал»

 - «Далеко-близко», «Большой-маленький» (на высоту звука, на громкость)

 - «Слушай и показывай» ( послушать слово и показать соответствующую картинку. Картинки располагаются попарно, слова схожи по звучанию)

 - «Доскажи словечко»

Что касается звукопроизношения, то к трем годам ребенок в норме уже должен владеть теми звуками, для которых готов его артикуляционный аппарат.  

Звуки раннего онтогенеза:

Гласные звуки.

Согласные:

Губно-губные: П - ПЬ;    Б - БЬ;   М - МЬ

Губно-зубные: Ф - ФЬ;   В - ВЬ

Переднеязычные: Т - ТЬ;   Д - ДЬ;   Н - НЬ

Заднеязычные: К - КЬ;   Г - ГЬ;   Х -, ХЬ

Однако в логопедических группах нередки случаи, когда дети 4 и даже 5 лет затрудняются правильно произносить звуки данной группы.  Обращаю ваше внимание, что эти звуки появляются постепенно, у ребенка может быть переходный период, когда, осваивая определенный звук, ребенок сначала пользуется его смягченным вариантом, однако затем переходит к твердому произношению. Если до 4 лет ребенок не научился произносить приведенные выше звуки, значит он нуждается в логопедической помощи. В своей практике я наблюдала, что наиболее часто приходится корректировать губно-зубные звуки, а также переднеязычные и заднеязычные.  

Поставленный логопедом звук необходимо автоматизировать. Автоматизация начинается с отработки изолированного звука в игровой форме: при произнесении каждого звука можно перекладывать разные предметы с места на место, выкладывать разные фигуры из палочек.

Следующий этап автоматизации – автоматизация в слогах. Сначала звук закрепляют в открытых прямых, затем в обратных слогах. После этого переходят к закрытым слогам и слогам со стечением согласных.

Отработка звука в словах строится по тому же принципу – от простого к сложному: от двусложных слов, где автоматизируемый звук находится в начале слова к многосложным, где звук соседствует с другими согласными.

По автоматизации звуков раннего онтогенеза рекомендую следующую литературу:  Егорова О.В.  Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Развитие фонематического слуха, звук "Ш".

Интегрированное занятие: развитие речи, художественно- эстетическое развитие....

Развитие фонематического слуха "Звук и буква И"

Презентация с использованием игровой технологии. Знакомство со звуком и буквой "И"....

Консультация для воспитателей «Игры для развития фонематического слуха и коррекции произношения»

Консультация для воспитателей «Игры для развития фонематического слуха и коррекции произношения»...

Игра на липучках на развитие фонематического слуха звуки Б-Бь

Игра на липучках на развитие фонематического слуха звуки Б-Бь, персонаж Бэтмен....