Развитие фонематического слуха, звук "Ш".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гагаринова Любовь Васильевна

Интегрированное занятие: развитие речи, художественно- эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_oblast.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическая», «Познание»,

Программное содержание:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях;
  • учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте;
  • продолжать учить определять место звука [ш] в словах;
  • упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм;
  • продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
  • обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
  • совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада; Материал к занятию: воздушный шарик, зеркала, «фонтанчики», «тучки»; карточки с таблицами на каждого ребенка; картинки - мышь, шишка, шапка, гармошка, матрешка; матрешки – игрушки и картинки; трафареты разных размеров, акварельные краски, фломастеры, кисти, ватные палочки, стаканы с водой, салфетки, простые карандаши – на каждого ребенка.

Ход занятия.

Родители сидят за столами, в художественной мастерской.

Организационный момент.

- Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в художественную мастерскую.

Постановка цели занятия.

Посмотри, что у меня в руках?

- Правильно, это воздушный шар.

- Если я проткну шар, какой звук вы услышите?

- Верно, звук [ш].

- Сегодня мы будем продолжать учиться правильно, произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Артикуляционная гимнастика (с зеркалами)

- Выполним гимнастику для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны). 

Развитие речевого выдоха.

- И еще пару упражнений на развитие воздушной струи: «Фонтанчики», «Тучки».
Для родителей уточнить, что при обучении чтению буквы называются так, как произносятся звуки.

Развитие фонематического восприятия.

- Разминка окончена, отравляемся в путь. Перед вами дорожка, по которой нужно пройти. Шаг будете делать в том случае, если услышите звук [ш].

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И «Спасибо!» - Маше скажет.

- А сейчас сами придумайте слова со звуком «Ш», кто скажет слово, делает шаг вперед, договорились!

(дети придумывают слова, доходят до столов).

Предлагаю занять места в художественной мастерской, садятся за столы.

- Чтобы нам превратиться в художников надо выполнить еще одно задание. Посмотрите на свои карточки, я вам буду показывать картинки, а вы отметите место звука «Ш» на карточке.

(мышь, шишка, шапка, гармошка, матрешка).

 - Молодцы! Выполнив это задание, вы превратились в художников. И сейчас будете расписывать русскую народную игрушку в названии, которой есть звук «Ш».

 - Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

- А сейчас ребята, мы с вами распишем матрешку. Использовать будем акварельную краску. Какие части тела и одежда рисуются на заготовках матрешек? (ответы детей) У всех матрешек прорисовывается лицо, платок. А руки рисуются не в каждом наборе матрешек. Это зависит от замысла художника. Мы будем использовать готовые шаблоны матрешек. Остается только раскрасить их.

Приступаем к работе, используем фломастеры и акварельные краски, ватные палочки и кисти.

 Предлагаю использовать шаблоны разных размеров,  (для родителей шаблоны меньших размеров).

ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось? – ответы детей.

Рефлексия.

- Какие хорошие мастера. А нам пора уже возвращаться… Давайте немного поиграем в матрешек: 

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И «Спасибо!» - Маше скажет.

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....