Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Осеннее путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тема: «Осеннее путешествие»

Цель: обобщить и закрепить знания по теме «Осень».

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить умение передавать ритмический рисунок слова;

- формирование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными);

- закрепить умение образовывать относительные прилагательные;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, выполнять слоговой анализ слов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительного, слухового восприятия; внимания, тактильных ощущений, дыхания, мелкой моторики, ритмичности речи, развитие координации движений.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание активного, произвольного внимания к речи; активности, инициативности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_osennee_puteshestvie_-_kopiya.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бондаренко Ирина Сергеевна

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.

Тема: «Осеннее путешествие»

Цель: обобщить и закрепить знания по теме «Осень».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить умение передавать ритмический рисунок слова;

- формирование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными);

- закрепить умение образовывать относительные прилагательные;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, выполнять слоговой анализ слов.

Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительного, слухового восприятия; внимания, тактильных ощущений, дыхания, мелкой моторики, ритмичности речи, развитие координации движений.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание активного, произвольного внимания к речи; активности, инициативности.

Актуальность разработки. Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Методы проводимого занятия. Словесные, решение проблемных ситуаций, диалог; наглядные; практические методы; метод контроля и стимулирования; рефлексия.

Возраст детей, на которых рассчитано занятие. Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Старшая логопедическая группа 5-6 лет.

Условия проведения. Групповая комната ДОУ. Закрепление ранее приобретенных знаний.

Ход занятия

I этап. Организация детей

                Дети заходят в группу, у каждого на руке браслет желтого, зеленого или голубого цвета.

  • Ребята, я так рада вас сегодня видеть! У меня вот такое настроение, а у вас?
  • Мы отправимся в путешествие, а какое, вы догадаетесь сами.

Детям предлагается собрать разрезную картинку (приложение 1).

  • Какое время года изображено? (ответы детей)
  • Почему вы так думаете? (ответы детей)
  • Вы догадались куда мы отправляемся? (ответы детей)
  • Верно, мы отправляемся в осеннее путешествие. Чтобы не сбиться с пути, будем следовать маршруту.
  • Отправляемся! 

II этап. Основная часть

На полу разложены «кочки» (ортоковрики) и бревна.

  • Если вы увидите на пути кочку, перепрыгните ее и хлопните в ладоши, если бревно, перешагните его.

Под последней кочкой нашли 1 фрагмент картинки.

  • Ой, вы слышите?

Дети слушают пение птиц, шорох листвы, стук дятла, журчание ручья, шум ветра.

  • Ребята, сколько разных звуков вы услышали? (ответы детей)
  • Какие? (ответы детей)
  • Кто помнит, какой звук был первый? (ответы детей)
  • А какой последний? (ответы детей)
  • Посмотрите, и здесь осень приготовила для нас сюрприз, давайте возьмем его с собой!

Нашли 2 фрагмент картинки.

  • Продолжаем путь! Прежде, выберете себе один гриб из корзинки (приложение 2), определите его название, но вслух не произносите, кому нужна помощь скажите мне об этом.
  • Сейчас, с помощью шагов подели слово на слоги и назови их количество. (ответы детей)
  • Ребята, а как можно еще посчитать слоги в слове? (ответы детей)

Выполнили задание и нашли 3 фрагмент картинки.

  • Сейчас встаньте около платочка того цвета, какого цвета у вас браслет. Под платочками спрятались осенние листья, попробуйте на ощупь определить сколько капель дождя упало на ваш листок (приложение 3).

(Каждый ребенок проговаривает сколько у него капель, отвечая полным ответом, например, на мой лист упало две капли)

  • Ребята, у кого капель больше четырех? А у кого меньше четырех? (ответы детей)
  • А сейчас вам нужно определить с какого дерева упал ваш лист. Может кто-нибудь уже готов ответить? (ответы детей)
  • Лист какой? Дубовый, кленовый, березовый. (ответы детей)
  • Взаимопроверка.

Выполнили задание и нашли 4 фрагмент картинки.

  • РЕЛАКСАЦИЯ
  • Ребята, вижу вы устали, давайте отдохнем. Приглашаю вас на полянку. Располагайтесь так, чтобы вам было удобно.

Под спокойную музыку педагог читает текст (приложение 4).

  • Отдохнули? Давайте продолжим наш путь. Чтобы попасть на следующую остановку, нужно пройти по той дороге, которую я назову.

На полу перед детьми расположены четыре дорожки, красная, синяя, желтая, белая, разной ширины и длины (приложение 5).

  • Пройди по широкой, по узкой, по короткой и т.д. Миша прошел и у него спросить, по какой дорожке прошел? (Я прошел по широкой дорожке)

Прошли по дорожкам и нашли 5 фрагмент картинки.

Перед детьми стоит три стола с контейнерами (приложение 6).

1 стол: контейнер с песком, в песке овощи, фрукты, ягоды

2 стол: контейнер с цветной водой + стакан, на дне – картинка с изображением одежды и обуви

3 стол: контейнер с бумажным наполнителем, на дне – изображения фруктов.

  • Ребята, выберете себе пару, ваши браслеты должны быть разного цвета. Договоритесь, кто за каким столом будет работать.

Дети разошлись за столы, даем инструкцию:

1 стол: вам в песке нужно найти только овощи и положить их на тарелку.

2 стол: с помощью стакана нужно определить и запомнить, что находится на дне контейнера.

3 стол: без помощи рук нужно определить и запомнить, что находится на дне контейнера. Как вы это будете делать? (ответы детей)

Не забывайте, когда дуем, воздух вдыхаем носом, а выдыхаем ртом. Дуем холодной струей, щеки не надуваем.

  • Ребята, задание нужно выполнять по очереди. Как только прозвенит колокольчик, вы прекращаете выполнять задание. Приступайте!

1 стол: какие овощи вы нашли? (ответы детей)

2 стол: назовите одним словом то, что вы увидели на дне контейнера.  (ответы детей)

3 стол: Что было в вашем контейнере? Как мы это называем одним словом? (ответы детей)

  • Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Давайте проверим, может и здесь осень нам оставила сюрприз?

Выполнили и нашли 6 фрагмент картинки.

Педагог подходит к пустому мольберту, в руках корзинка, с 6 фрагментами картинки.

Ребята, подойдите ко мне. Долго длилось наше осеннее путешествие. Вернулись мы не с пустыми руками, давайте посмотрим, что приготовила нам осень. Возьмите по одному фрагменту из корзинки. Как вы думаете, что с этим нужно сделать? (ответы детей)

Дети собрали картинку, но одной части не хватает (приложение 7). (Дети говорят, что не хватает одной части).

  • Что здесь может быть? (ответы детей)
  • Интересно, а почему осень нам приготовила такой сюрприз? (ответы детей)
  • Я думаю, что осень скоро закончится и наступит следующее время года. Какое? (ответы детей)
  • Верно!

III этап. Окончание занятия

  • Мне очень понравилось какими активными и дружными вы были сегодня.
  • Прохор, ты ловко перепрыгивал кочки. Белла, ты правильно назвала все звуки природы. Миша, ты правильно разделил слова на слоги. Мира, ты с легкостью определила название листа. Миша и Дамир, вы, точно определи, что находится на дне контейнера.
  • Я рада, что сегодня путешествовала именно с вами!
  • А что вам запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей)
  • А с кем бы вы хотели поделиться своими впечатлениями? (ответы детей)
  • Что было сложным для тебя? (ответы детей)
  • Кому бы вы рассказали о нашем путешествии? (ответы детей)
  • А над следующим маршрутом нашего путешествия, зимой, я хочу, чтобы мы подумали вместе.
  • До свидания, ребята!

Ссылка на видео занятия:  

https://drive.google.com/file/d/1zDKzWoAQvCJ2Q1esCMiyojDodj7ctx0Z/view?usp=drivesdk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016 – 2017 уч. год

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016 – 2017 уч. год...

Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...

Конспект игровой коррекционно – развивающей деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспектигровой коррекционно – развивающей деятельностив средней группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: Звук [O], буква О.

конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...