Занятие по подготовке детей к обучению грамоте «Звуки (б)-(бь). Буква Б».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Закрепление знаний о звуках (б-бь); знакомство с буквой Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 735.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Занятие по подготовке детей
к обучению грамоте
«Звуки (б)-(бь). Буква Б».
Учитель-логопед
Троицкая Л.В.
Цель: закрепить знания детей о звуках (б-бь); познакомить с буквой Б.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- уточнить произношение звуков (б-бь);
- формировать умение определять позицию звука в слове;
- дифференцировать звуки по твердости и мягкости; звонкости и глухости;
- познакомить с буквой Б.
- закрепить навык звуко-слогового и звуко – буквенного анализа и синтеза.
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать слуховую память и зрительное восприятие;
- развивать мелкую и общую моторику
воспитательные:
- воспитывать у детей наблюдательность;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование: карточки с буквами, макет вазы, графический образ буквы Б, предметные картинки; фишки, карточки, рабочие листы.
1. Оргмомент.
Л. Здравствуйте, ребята. Поприветствуем наших гостей. (Приветствие)
Л. Повторение правила занятия:
на занятии мы смотрим, слушаем, думаем, говорим.
Л. Для того, чтобы речь была правильной и чёткой, мы используем чистоговорки. Предлагаю вам повторить две из них:
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Три сороки, три трещотки,
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, Три – вчера, Три – еще позавчера.
У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаю почему:
-Чёлка пчёлке ни к чему.
2. Введение в тему.
Л. Какой праздник мы отмечаем 8 марта?
Д. Ответы.
Л. Что в этот день дарят мамам, бабушкам…?
Д. Ответы.
Л. Как назвать цветы, сложенные, подобранные в пучок?
Д. Ответы.
Л. Правильно, это букет. Сегодня мы с вами составим необычный букет. Он будет состоять не из цветов, а из букв. Перед вами ваза и буквы, которые вы сделали сами. Вам нужно взять карточку, назвать букву и прикрепить («поставить») в вазу.
Л. Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки ….
Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки …
Л. Какие бывают согласные звуки?
Д. Ответы.
Л. Предлагаю вам дополнить наш букет ещё одной буквой, а какой вы сегодня узнаете.
3. Характеристика звуков (б) (бь) по артикуляционным и акустическим признакам.
Л. Назовите первый звук в слове БУКЕТ.
Д. Ответы.
Л. Давайте вместе произнесем звук «Б».
Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)
Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
Как вы думаете, он гласный или согласный?
Д. Ответы.
Л. Определите, он твёрдый или мягкий?
Д. Ответы.
Л. Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук «Б» звонкий.
Звук «Б» - согласный, твердый, звонкий.
Л. Ребята, я сочиняю стихотворение. Вот две строчки из него, а одно слово в рифму подобрать не могу.
На столе стоит БУКЕТ,
а ещё лежит …. (билет, берет)
Д. Ответы.
Л. Спасибо за помощь. Назовите первый звук в слове БИЛЕТ?
Д. Ответы.
Л. Какой это звук? Звук «Бь» - согласный, мягкий, звонкий.
Л. Ребята, а теперь поиграем в игру «Возьми фишку». Я буду произносить слоги и слова, если вы услышите твёрдый звук вы возьмёте синюю фишку, а если мягкий, то зелёную.
Л. Би, бу, бак, бе, баранка, работа, белка, бо, бочка.
синих фишек – 6, зелёных фишек – 3 проверка (открывают перевёрнутые карточки)
6 | 3 |
4. Определение места звука в слове.
Л. Как вы считаете, 8 марта можно дарить только цветы?
Д. Ответы.
Л. Да, очень приятно в этот день получать подарки.
Перед вами предметные картинки, выберите что из этих предметов можно подарить в этот день?
Д. Ответы.
Л. Определите место звука в вашем слове.
Д. Ответы
Л. На какие группы можно разделить эти слова? (Б/Бь)
5. Двигательная активность + слуховое внимание.
Каждый из детей получает название цветка (мимоза, лилия, роза, пион, ромашка, тюльпан). Нужно встать в круг, только тем, кто услышит названия своего цветка.
6. Буква Б.
Л. Ребята, сейчас мы говорили о звуках, повторите, как они обозначаются на письме?
Д. Ответы.
Л. Согласные звуки (б) и (бь) на письме обозначаются буквой Б.
Демонстрация буквы Б.
Она состоит из длинной и короткой палочек и полукруга.
Демонстрирую разрез буквы на части. Б
Буква Б с большим брюшком
Сверху кепка с козырьком
- Л. Составьте букву. (составление буквы из кубиков ///камушков МАРБЛС).
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
- Л. Найти и обвести все буквы Б.
Б, л, М, б, в, Д, О, Б, И, Б, К, с, Б.
7. Звукобуквенный анализ слова.
Л. Отгадайте загадку.
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке ...
Л. Анализ слова БУСЫ
Произнесите это слово.
Сколько слогов в этом слове?
Найти ударный слог /звук.
Определите, сколько звуков в этом слове?
Выделите первый звук в слове (Б / характеристика звука)
По аналогии все звуки.
Сколько всего звуков в слове?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Обозначение звуков буквами.
Б У С Ы
7. Итог занятия. Рефлексия.
Л. Какую букву мы добавим к нашему букету?
Д. Ответы. Добавление буквы.
Л. Какие звуки она обозначает?
Из чего бы вы хотели сделать букет для своей мамы?
ПЛАН
- Чистоговорки
- Букет из букв
- Артикуляция звуков Б-Бь букет /// билет
- Игра «Возьми фишку»
Би, бу, бак, бе, баранка, работа, белка, бо, бочка.
синих фишек – 6, зелёных фишек – 3 проверка (открывают перевёрнутые карточки)
6 | 3 |
- Предметные картинки ПОДАРКИ –определение место звука в слове.
- ФИЗМИНУТКА
- Буква Б
- Составление буквы
- Зрительная гимнастика Обвести буквы
- АНАЛИЗ слова БУСЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква В"
Конспект занятия "Звук и буква В"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ]....
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [К]- [Х]. Буквы К, Х» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [К] – [Х]....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [р, р\']. Буква Р, р. Слог – часть слова» (подготовительная группа)
Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р, р\'], их классификация. ...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Звуки С-Сь, буква С"
Представлен конспект занятия с использованием игровых приемов, нейропсихологических методов....