Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте "Звуки С-Сь, буква С"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Представлен конспект занятия с использованием игровых приемов, нейропсихологических методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_zvuki_s-s_bukva_s.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Березка»
Кичменгско-Городецкого муниципального района
Логопедическое занятие
по формированию правильного звукопроизношения
и обучению грамоте
в компенсирующей группе для детей с ОНР (подготовительная группа)
«Звуки С – Сь, буква С»
Крючкова Светлана Николаевна,
учитель-логопед
Цель: закрепление правильного произношения звуков [С-Сь] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- совершенствовать навык различения звуков [С-Сь] на слух и в произношении;
- совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза;
- закрепить умение выделять позицию звука в слове;
- познакомить детей с визуально-пространственным образом буквы С.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений;
- развивать у детей навык точного воспроизведения различных ритмических рисунков на вербальном материале;
- развивать зрительное внимание, память;
- развивать фонематический слух;
Коррекционно - воспитательные:
- формировать положительную установку на участие в занятии;
- воспитывать желание приходить на помощь;
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование:
- компьютерная презентация, Microsoft PowerPoint, ноутбук, медиапроектор;
- конверт, письмо;
- панно, магнитная доска;
- схема для характеристики звуков, звуковые символы;
- зеркала по количеству детей;
- картинки – символы для артикуляционной гимнастики;
- зеленый и синий обручи;
- грецкие орешки, кубики, ложки, деревянные палочки для отстукивания ритмического рисунка;
- предметные картинки со звуками С, Сь в названии;
- контейнеры для определения позиции звука в слове (3 шт.);
- игра «Найди отличия» (2 снеговика);
- песочный стол с подсветкой;
- прозрачный мольберт; маркеры;
- части буквы С c картинками на магнитах; конверты с цифрами;
- бумажные сердечки: желтые, розовые, красные;
Ход занятия.
- Организационный момент.
(Звучит музыка)
Дети входят в группу. Их встречает логопед в шляпке: Здравствуйте, мои друзья, детям всем знакома я. Я – добрая Фея, всегда всем помогаю. Людям радость я дарю, потому что всех люблю.
1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть! (Дети встают в круг.) Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Сегодня мы собрались здесь, чтобы делать добрые дела. Давайте проверим, готовы ли вы к добрым делам.
- Ваша голова готова? (Дети наклоняют голову то вправо, то влево и говорят: «Я готова, я готова»)
- Ваши ушки готовы? (Кинезиологическое упражнение «Думающий колпак»: «Мы готовы, мы готовы»)
- Ваши ножки, вы готовы? (Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги»: «Мы готовы, мы готовы» 4 раза)
Лог.: Молодцы! Ребята, мои друзья Соня и Сеня попали в беду, они часто спорили из-за пустяков, и злая волшебница Сусасея решила их наказать, и они сейчас всё время грустные.
(презентация: слайд 1)
Лог.: Ребята, поможем моим друзьям снова стать веселыми? (Да)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Лог.: Ребята, злая Сусасея прислала нам письмо (вскрывает конверт и читает: «Пока не выполните все мои задания – не видать вам Соню и Сеню веселыми»). Дети, какая цель стоит перед нами? (Помочь Соне и Сене снова стать веселыми и никогда не спорить).
Лог.: Что ж, мои хорошие, в путь! Взялись за руки:
Вместе весело пойдем,
Не спешим, не отстаем!
(Проходят круг и садятся на стулья около панно со схемой звуков «Помогалочка»)
2. Уточнение артикуляции и характеристика звуков (на панно – схема характеристики звуков, зеркала берут из контейнера).
Лог.: Ребята, а какой первый звук в именах Соня и Сеня? (С и Сь). Расскажем все о звуках С и Сь, нам пригодится «Помогалочка» (схема)
- при произнесении звука С губы «растянуты» в улыбке, зубы в «заборчике», язык за нижними зубами, «ветерок» холодный; при произнесении звука Сь губы «растянуты» в улыбке, зубы также в «заборчике», язык за нижними зубами, его спинка приподнята.
- какая у звука С фамилия? (согласный, так как воздух встречает преграду; глухой, так как горлышко «не дрожит»; твёрдый звук С; носит синий костюмчик).
– а какой звук Сь? (согласный, так как воздух встречает преграду; глухой, так как горлышко «не дрожит»; носит зеленый костюмчик).
(Прикрепить символы звуков на панно)
Лог.: Молодцы, справились с одним заданием!
Лог.: А сейчас сделаем артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить эти звуки (Логопед показывает картинки-символы артикуляционной гимнастики: «Забор», «Окно», «Чистим нижние зубы», «Горка», «Вкусное варенье»).
Лог.: Какие вы молодцы, мои помощники!
(дети находят в конверте под цифрой 1 часть картинки)
(Один из детей крепит эту частичку на магнитную доску.)
Лог.: Всё о звуках рассказали,
Язычок мы развивали,
А вот в игры не играли!
(Проходят круг и встают около цветных обручей)
3. Малоподвижная игра с обручами синего и зелёного цветов: «Раз, два, три, четыре, пять – нужный обруч надо взять» (определение мягкости-твёрдости звуков)
Лог.: Я буду называть звуки и слоги, а вы должны будете взять все вместе обруч нужного цвета. Если я назову звук С, то возьмете какой обруч? (синий), а если услышите звук Сь, то какой? (зеленый).
- звуки: с, сь, с, с, сь,
- слоги: са, ся, со, си, ус, аст, асе, аси, асу.
4. Игра «Тряпичная кукла и солдат».
Лог.: Я буду показывать картинки со звуками С и Сь в названии. Если вы услышите в слове твердый звук С, то полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. А если в слове есть мягкий звук Сь, то станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.
(Предъявляются 5-6 картинок)
Лог.: Отлично справились, молодцы!
(дети находят в конверте под цифрой 2 часть картинки)
(Один из детей крепит эту частичку на магнитную доску.)
5. Игра «Телеграф» (повторение за логопедом ритмического рисунка с проговариванием слоговых рядов с разным ударением, отстукивая с помощью грецких орешков, кубиков, ложек, деревянных палочек (на выбор ребенка). Дети выбирают инструмент на столе, садятся на ковер. Задание дается индивидуально для каждого ребенка.
сА са са са са сА са сА са (с другими гласными)
сЯ ся ся се се сЕ се сЕ се
Лог.: Замечательно, умницы и умники!
(часть картинки находят в конверте под цифрой 3)
(Один из детей крепит эту частичку на магнитную доску.)
Лог.: Что ж, ребята, снова в путь! Взялись за руки:
Вместе весело пойдем,
Не спешим, не отстаем!
(Проходят круг и подходят к столу с контейнерами с обозначением позиции звука в слове).
6. Игра «Где живет звук?» (определение позиции звука в слове)
Лог.: А сейчас возьмем картинки и определим, где в названии картинок находится звук С или Сь в слов: в начале, середине или в конце.
(Дети по очереди называют, где находится звук в словах, и помещают картинку в нужный контейнер.)
Лог.: Отлично справились, молодцы! Мы скоро выполним все задания Сусасеи и поможем Соне и Сене.
(часть картинки находят в конверте под цифрой 4)
(Один из детей крепит эту часть на магнитную доску.)
III. Динамическая пауза.
Лог.: А нам пора отдохнуть. (Под музыку дети прыгают подскоками, когда музыка остановится, выполняют кинезиологическое упражнение, которое показывает логопед на карточке).
IV. 1. Игра «Веселый поезд» (Дети – на стульях. На экране – картинки со звуками С и Сь в названии, нужно выбрать картинку на слайде и разделить слово на слоги (прыгнуть, прохлопать, протопать (на выбор ребенка) столько раз, сколько слогов в названии картинки).
(презентация: слайд 2)
Лог.: Здорово, ребята, молодцы!
(часть картинки находят в конверте под цифрой 5)
(Один из детей крепит эту часть на магнитную доску.)
2. Игра «Что под листом?» (Дети – на стульях, на слайде – картинки, нужно придумать предложения. Например: Под листом сидит оса. Я вижу под листом бусы.)
(презентация: слайды 3,4)
Лог.: Замечательно, молодцы, вы составили очень интересные предложения!
(часть картинки находят в конверте под цифрой 6)
3. Игра «Найди отличия» (На панно - картинка «Два снеговика», нужно найти отличия, составить предложения)
Лог.: Здорово, ребята!
(часть картинки находят в конверте под цифрой 7)
(Один из детей крепит эту часть на магнитную доску.)
4. Знакомство с буквой С.
Лог.: Я думаю, что мы выполнили все задания Сусасеи, давайте соберем картинку из частей на доске. Что это? (Буква С)
- На что похожа буква С? Куда она смотрит? (Дети отвечают.)
- Напишем букву С на песке и на мольберте сначала правой рукой, затем левой, и обеими руками вместе. (по 3 ребенка рисуют на песочном столе, другие – на прозрачном мольберте).
Лог.: Вы очень способные дети!
V. Заключительная часть. Рефлексия.
- Вот мы и помогли моим друзьям Соне и Сене! Какая цель перед нами стояла? Что мы сделали, чтобы цель была достигнута? (Дети перечисляют.) Ребята, вы правильно выполняли все задания. Я вами горжусь, вы богаты на добрые дела!
Те из вас, кто считают, что им было легко на занятии, и они справились со всеми заданиями - возьмут и приклеят около буквы С жёлтое сердечко.
Те, кто испытывал какие–то трудности иногда – приклеят розовое сердечко.
А те, кому было очень трудно - красное сердечко.
Почему вы взяли именно такое сердечко? (Дети отвечают)
Лог.: Посмотрите, Соня и Сеня стали какими? (Дети отвечают. На слайде девочка и мальчик веселые.) (презентация: слайд 5)
Лог.: А нам пора возвращаться в детский сад. Взялись за руки:
Вместе в детский сад пойдем,
Не спешим, не отстаем!
Лог.: - За ваши добрые слова и поступки я хочу сделать вам подарок – волшебные сердечки и раскраски с буквой С.
И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что ты потрудился не зря. (Раздать конфеты в виде сердечек и раскраски).
Лог.: Ну, а мне пора спешить к тем, кто нуждается в моей помощи. До свидания, ребята! (Под музыку уходит)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
"Жили-были гномы Бим и Бом" с элементами логоритмики...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"...
Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ]. Буква Щ» в старшей группе комбинированного вида.
формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте. к этому конспекту прилагается презентация, но она слишком большая... поэтому, её можно скачать с мое...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.
Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Ш]. Буква Ш» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Автоматизация звука [Ш]....
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, ТНР:ОНР Тема: «Буква Б, звуки б-б’»
Конспект логопедическогозанятия по обучению грамоте.Тема: «Буква Б, звуки б-б’»Целью занятия ставилось закрепление знаний детей о звуках [ б], [б’] и буквы [Б]В ...