Применение инновационных педагогических технологий при формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
статья по логопедии
В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков. Раскрываются подходы к повышению эффективности образовательного процесса в условиях внедрения инновационных педагогических технологий в логопедическую практику.
Ключевые слова Коммуникативные навыки дошкольников, инновационные педагогические технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коммуникативные навыки дошкольников, инновационные педагогические технологии | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение инновационных педагогических технологий при формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Безрукова Анжела Петровна, учитель-логопед
АН ДОО «АГ-Сокольники»
города Москвы
Аннотация В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков. Раскрываются подходы к повышению эффективности образовательного процесса в условиях внедрения инновационных педагогических технологий в логопедическую практику.
Ключевые слова Коммуникативные навыки дошкольников, инновационные педагогические технологии.
Формирование коммуникативных умений дошкольников является одной из приоритетных задач образовательного стандарта.
Речь в жизни каждого человека играет важную роль – она служит основным средством общения. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.
В современных условиях в образовательном процессе все более актуальной становится ориентация на методы, нацеленные на развитие способностей детей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Когда ребенок становится активным участником игровой познавательной деятельности, не просто воспринимает готовую информацию, а учится мыслить, ищет ответы на вопросы, рассуждает, решает проблему, «добывает знания», в ходе самостоятельного поиска, только тогда у него формируется чувство личной причастности, вовлеченности, усиливается интерес к приобретению новых знаний. Знания и навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты.
Использование инновационных педагогических игровых технологий, наряду с традиционными, открывает новые возможности для формирования коммуникативных навыков дошкольников. Учить детей правильной и красивой речи, учить весело и увлеченно играя, дать возможность поверить в свои силы, понять, что каждый ребенок талантлив и успешен – вот основная задача творческого педагога.
Работа с детьми по формированию коммуникативных навыков в Академической Гимназии строится на равенстве в отношениях, сотрудничестве и партнерстве; создаются игровые мотивации, при которых у ребенка возникает интерес и потребность в решении поставленной задачи. Обеспечивается индивидуальный дифференцированный подход к личности каждого воспитанника, бесконфликтные и безопасные условия его развития.
Одна из новых современных педагогических технологий, включенных в образовательную среду, с целью повышения качества образования, является Коворкинг –пространство. Такая форма организации деятельности детей используется во время прогулки на игровых площадках Академической Гимназии. Коворкинг – в переводе с английского языка обозначает «совместно работающие». Помимо комфортного места для обучения, здесь создаются возможности для общения, обмена опытом и отдыха. Игровые площадки разделяются на несколько центров. Центр «Baby concert», это зона для подвижных речевых игр. С каждой возрастной группой проводятся логоритмические и пальчиковые игры, музыкальные игры в движении.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
На групповых логопедических и индивидуальных занятиях используется артикуляционная гимнастика – для выработки правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба. Для этого собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций Power Point.
Одним из видов артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика - сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет. Она применяется для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
На занятиях по обучению грамоте проводится фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса тела, ног, рук и головы сочетаются с произнесением звуков, слогов, слов и даже целых фраз.
Дыхательная гимнастика проводится в начале, в середине и в конце занятия, для закрепления навыков диафрагмального дыхания, развития силы, плавности и длительности выдоха. Медленный выдох помогает детям расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
Игровой массаж и самомассаж обязательный компонент всех логопедических занятий. Массаж проводится в игровой форме для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. Массажные мячики, «Су-Джок» шарики и колечки, орехи, каштаны и различные герои делают интересными и увлекательными такие моменты.
Для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мышц проводятся зрительные гимнастики, с использованием презентаций Power Point.
С целью обучения детей навыкам релаксации проводятся игровые упражнения, которые позволяют почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Используется мимическая гимнастика для развития подвижности мышц губ и щек. Это и простые мимические упражнения, и различные этюды на выражение основных эмоций.
Кинезиологическая гимнастика используется для развития психических процессов, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации. Детям нравятся упражнения с ускорением, такие как «Руки, плечи, уши, нос», «Кулак, ребро, ладонь» и др. При их проведении создается положительный эмоциональный настрой, развивается память, внимание, воображение, мышление, общая и мелкая моторика – все необходимые компоненты для коммуникативных навыков.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения грамоте дошкольников и на логопедических занятиях в Академической Гимназии позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес детей к изучаемому материалу. Это и просмотр презентаций и видеороликов по лексическим темам, развивающие игры на интерактивной доске, выполнение индивидуальных логопедических заданий. Для индивидуальных и групповых занятий разработаны презентации по лексическим темам. Для формирования звукопроизношения и развития фонематических процессов используются игры с сайта «Мерсибо» такие как «Звукареку», «Занимательная фонематика», детям очень нравятся задания Бабы Яги из компьютерной игры «Баба Яга учится читать». База интерактивных компьютерных игр позволяет решить задачи в соответствии с ФГОС ДО по развитию речи детей, наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать работу в соответствии с требованиями ФГОС. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр и игровых упражнений. При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин.
На индивидуальных занятиях используются всевозможные игры с пуговицами, фасолью, со сливовыми косточками; игры с водой; игры с мыльными пузырями; игры со льдом; игры с крупами; игры с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом).
Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом. В Академической Гимназии есть брендовые куклы, активно участвующие в воспитательно-образовательном процессе, это любознательная корова Маруся. Она давно живет в детском саду, очень гостеприимная, любит детей, предпочитает играть и учиться вместе с ними. Часто приходит на занятия к детям младшего и среднего возраста, участница многих учебных роликов. Еще есть Волшебник Гим – хранитель Великих Знаний и Мудрости. Изучив все на свете, он хочет поделиться знаниями со всеми детьми и поэтому создал Академию Волшебника Гима. Все эти знания и умения в будущем помогут исполнить любую Мечту. Он появляется в детском саду, знает все помещения, всех сотрудников, детей. Знакомит детей с возможностями получения образования в АНО СОШ «Академическая Гимназия» (дополнительные кружки, студии, секции, которые работают в детском саду), он большой эстет, легко может вызвать интерес у детей к разным видам искусства, спортивным играм, познавательно-исследовательской деятельности Он рассказывает детям о достопримечательностях Москвы, местонахождении детского сада, у него много интересных видео экскурсий, рассказов, сюрпризов и т.д.
Технология «Портфолио дошкольника» — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Задачи портфолио:
1. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
3. Развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;
4. Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;
5. Формирование положительных нравственных качеств личности;
6. Приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
7. Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным помогает технология Н. П. Гришаевой «Рефлексивный круг»
Данная технология позволяет стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности, развивает толерантное отношение к людям; формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе; позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть. Задачи «Рефлексивного круга»:
- сплотить детский коллектив;
- развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
- формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
- учить обсуждать планы на день (неделю, месяц), передавать свое отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее.
В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка, формируется навык общения детей.
В результате использования представленных инновационных педагогических технологий значительно повышается эффективность образовательного процесса, развиваются все компоненты речевой деятельности дошкольников, формируются коммуникативные навыки; улучшаются внимание, восприятие.
Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 95 с.
3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – М.: Наука, 2014. – 232 с.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016.
5. Гаркуша Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Е. В. Манина // Логопед. – № 3. – 2014. – С. 67-69.
6. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: Детство – пресс, 2015.
7. Нищева Н.В. Планирование коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя - логопеда. – СПб.: Детство – пресс, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.
Коммуникативная деятельность выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступа...
«Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»(
Из опыта работы...
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ...
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Выступление на педагогическом совете по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Не секрет, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Об этой проблеме и будет выступление....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЦИО – ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ (Е.Е. Шулешко, В.М. Бутаков, А.П. Ершова
Актуальность темы. Дети, не владеющие коммуникативными навыками, хуже других усваивают программный материал. Как показывает опыт, знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместно...
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию...