Выступление на педагогическом совете по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
статья на тему
Не секрет, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Об этой проблеме и будет выступление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_ped_sovete_1.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Не секрет, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживания, потому, что часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что свидетельствует об отсутствии толерантности в их взаимоотношениях. В то же время «общительность, умение контактировать с окружающими людьми, коммуникабельность – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование коммуникативных навыков – важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.» - считает М.И.Лисина. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
«Общение – это коммуникативное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Способность к общению включает в себя понятие «Коммуникативные навыки» М.И.Лисина.
Коммуникативные навыки – это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию. Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовывать общение, знание норм и правил при общении.
Наиболее эффективное развитие коммуникативных навыков ребенка на протяжении всего дошкольного возраста происходит в игре. Игра является ведущим видом деятельности, развиваются важнейшие психологические процессы: воображение, творчество, мышление и, конечно же, социальные навыки общения, эмоции и так далее. «Привлекательность игры объясняется тем, что ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Игра ориентирована не на труднодостижимый практический результат, а на сам процесс. В игре малыш может проживать любые ситуации и примерять к себе любые явления окружающего мира, без какого либо страха и неудобства. Эти возможности расширяют практический опыт детей и обеспечивают им внутренний эмоциональный комфорт» - считает Элькунин Д.Б. Умело поставленные вопросы педагога в игре побуждают дошкольников думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Следовательно, игровая деятельность является важнейшим средством формирования коммуникативных навыков ребенка и оказывает благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.
В основе педагогической деятельности, для эффективного развития навыков общения у детей дошкольного возраста, анализируя психолого – педагогическую и научно – методическую литературу по данной теме, использовала методику обучения и развития навыков общения Шипициной Л.М., Защиринской О.В, Вороновой А.П, Ниловой Т.А. Авторы методики считают что «данная программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей».
По мнению Л.С.Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет это сделать в сотрудничестве. Игра – прекрасное средство воспитания!
В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение понимать других, сопереживать другому человеку, в то же не бояться иметь свое собственное мнение, пусть даже отличное от мнения большинства.
Для того, чтобы у ребенка складывались нормальные дружеские отношения в коллективе, очень важно всегда «держать руку на пульсе». Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, знать, что его волнует и тревожит, есть ли у него друзья. Наблюдать за игрой, задавать тон взаимоотношений между детьми, всячески поощрять дружбу между ними.
Изучая особенности проведения игр с дошкольниками разных возрастов, опиралась на труды А.Г.Арушановой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Выступление к педагогическому совету «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
продуктивная деятельность в детском саду...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера"
Материал раскрывает тему сюжетно-ролевой игры и этапы её развития. О том , как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста....
Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»
Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...
Выступление на педагогическом совете ДОУ «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность – универсальное средство гармоничного развития ребенка....
Выступление на педагогическом совете на тему «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем ...
Применение инновационных педагогических технологий при формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков. Раскрываются подходы к повышению эффективности образовательного процесса в условиях...