ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЦИО – ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ (Е.Е. Шулешко, В.М. Бутаков, А.П. Ершова
материал

Актуальность темы. Дети, не владеющие коммуникативными навыками, хуже других усваивают программный материал. Как показывает опыт, знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной, коллективной деятельности, и поэтому неумение сотрудничать со сверстниками порождают неуспешность ребенка в познавательной деятельности, и, следовательно, дальнейшие трудности в его адаптации к школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Управление образования администрации

Солнечногорского муниципального района

Московской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»

Юридический адрес: 141500 Московская область,                                                         телефон 8(4962)64-25-14

г. Солнечногорск, ул. Вертлинская, д. 21                                                                         E-mail: det_sad10@mail.ru; сайт:  10soledu.ru                      

                                   ФОРМИРОВАНИЕ

                         КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

                     У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                ЧЕРЕЗ СОЦИО – ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ

                   (Е.Е. Шулешко, В.М. Бутаков, А.П. Ершова)

                  Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                                      Ивановская О.В.

                                      г. Солнечногорск, 2017г.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….4 -5

2. Практический опыт социо-игровой педагогики в воспитательно – образовательном процессе

2.1. Разработка картотеки игр и игровых упражнений ……………………6-7

2.2. Создание условий для формирования микрогрупп…………………….7-9

2.3. Инновационные программы и технологии …………………………….10

2.4. Взаимодействие с родителями………………………………………….10-11

2.5. Игры по социо-игровой педагогике …………………………………11-12

3.​ Вывод ……………………………………………………………………… 12

Список литературы…………………………………………………………….13

Приложения ………………………………………………………………14 - 43

                                                                      «Самая большая роскошь на Земле –

                                                                   это роскошь человеческого общения!»

                                                                                                    А. Сент-Экзюпери

Введение

В наши дни общение остается непозволительной роскошью, - ну не умеем мы общаться, а раз не обучены этому сами, то, в свою очередь, не можем научить этому своих детей!

Известные психологи Е.Е. Выгодский и Л.И. Бажович, в своих исследованиях, утверждали, что отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Потребность в общении со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни. Сверстник обеспечивает освоение норм поведения, адекватной самооценки, способности к сопереживанию. Именно в общении со сверстником происходит обогащение «образа себя» у ребенка, так как ребенок постоянно, сначала подражает, потом сравнивает, сопоставляет себя со сверстниками.

Но проблемой является то, что дети в этом возрасте еще не умеют взаимодействовать – делиться игрушками, уступать друг другу и т.д.

В этот период у детей нередко встречаются проявления агрессии, что не является желательным образцом поведения. Поэтому необходимо уже с раннего возраста формировать у детей коммуникативные навыки.

Аналитико-диагностический этап: Результаты диагностики на начальном этапе показали, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми (Приложение №1).

Актуальность темы. Дети, не владеющие коммуникативными навыками, хуже других усваивают программный материал. Как показывает опыт, знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной, коллективной деятельности, и поэтому неумение сотрудничать со сверстниками порождают неуспешность ребенка в познавательной деятельности, и, следовательно, дальнейшие трудности в его адаптации к школе.

Изучив и проанализировав научно – методическую литературу:

- А. Ершова, В. Букатов «Возвращение к таланту» (Педагогам о социо – игровом стиле работы);

- Л.М. Шипицина и др. «Азбука общения»;

- Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Психология общения в детском возрасте»;

- Г.А. Цукерман «Психология саморазвития»;

- Т.Н. Доронова «Радуга»;

- Т. Павленко «Развитие общения со сверстниками у детей младшего возраста»;

- Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психологии»,

пришла к выводу, что формирование коммуникативных навыков особенно актуально для периода дошкольного детства.

Все выше сказанное, подтолкнуло педагогический коллектив к выбору «Социо-игровой педагогике» (Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, А.П. Ершов), которая является культурным образцом, точнее педагогической нормой, в которой воплощены идеи диалога «ребенок – взрослый» (Приложение № 1).

Можно провести прямую зависимость между социо – игровым стилем и личностно-ориентированной моделью общения. На занятиях с использованием приемов работы в малых группах ребята и слушают, и делают, и говорят.

Именно эти 3 компонента являются составными собственной деятельности детей. Благодаря деятельности ребенок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия, необходимые для этого, ему создает воспитатель, - это основная задача педагога.

Ведущая идея:

​ Создать условия для успешного воспитания у детей высокого уровня коммуникативных навыков, что станет основой для дальнейшего развития ребенка как личности;

​ Накопить и сохранить опыт общения между детьми и педагогами;

​ Предоставление детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.

Для успешной реализации поставленной цели поставила перед собой следующие задачи:

1.​ Расширить знания ребенка в сложном мире человеческих отношений;

2.​ Формировать потребности и способности планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий;

3.​ Формировать умение целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Гипотеза – формирование коммуникативных навыков возможно, если педагог активно способствует социо – игровому взаимодействию с детьми.

Фундаментальной основой социо-игровой педагогики является дошкольная манера воспитания и обучения ребенка, а именно:

- игра – ведущий вид деятельности ребенка;

- общение с ребенком на доступном ему языке, исключая термины и мудреные фразы;

- развитие ребенка в его деятельности через самостоятельный поиск и создание проблемной ситуации;

- деятельность предполагает общение детей друг с другом, где должна возникнуть собственная речь и диалог между детьми;

Принятие ребенком программы взрослого происходит только тогда, когда он принимает ее как свою.

Основными методическими приемами организации занятия в социо – игровой деятельности являются:

1)​ наличие движений участников;

2)​ смена видов деятельности, мизансцен, ролей, разнообразие заданий и упражнений, чередование их;

3)​ использование малых групп.

2.​ Практический опыт по социо-игровой педагогики в воспитательно-образовательном процессе.

На протяжении нескольких лет, использую при обучении ребят социо-игровые подходы. Они позволяют разнообразить воспитательно-образовательный процесс, готовить воспитанников к реальной жизни.

Ежедневно возникает много новых вопросов и проблем:

«Как научить детей договариваться между собой?», «Как помочь ребенку найти себя, выразить свою личность, ввести его в общее дело?».

Поставила перед собой цель – способствовать формированию приятельских отношений между детьми, определила пути ее достижения.

I.​ путь – создание картотеки игр, игровых ситуаций, направленных на  объединение детей.      

2.1.​ Разработка картотеки игр и игровых упражнений.

Основные задачи блоков, составляющих картотеку:

- способствовать формированию опыта общения со сверстниками,

опыта совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения);

- формировать личностные качества ребенка (умение работать в микрогруппах, ощущать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности);

- обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи, как свое поражение.

Блоки очередности, введения игр, упражнений, бесед определялись принципами постепенности и последовательности принятия ребенком норм бесконфликтного общения.

І Блок – «Радость общения». Игры и упражнения, создающие положительный «фон» для самовыражения, активности, повышение коммуникабельности дошкольников. (Приложение № 2)

II.​ Блок – «Становление детского коллектива». Игры, упражнения, проблемные ситуации, беседы, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других детей. (Приложение №3)

III.​ Блок – игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-нравственной сферы детей (Приложение №4).

Первые росточки приятельства начали пробиваться уже в возрасте 3-4 лет.

Когда дети водили хороводы, или вместе с дружочком взявшись за руки, пробовали читать хором стихи и потешки. Или, когда строя кружок, соприкасаются плечиками и знают, что слева один дружок, справа – другой. Или, когда рассказывают дружочку о каком-нибудь предмете или игрушке (во время игр «Какой?», «На что похоже?») и смотрят ему в глаза. А собираясь на прогулку, помогают соседу- дружочку завязать шарфик. Или научившись застегивать молнию на своей куртке, предлагают помощь другим. В такие минуты происходит «соединение душ». Как говорил С.Л. Соловейчик «общение – это соединение душ».

Постепенно в группе создался особый микроклимат доброжелательного внимания друг к другу, взаимного уважения, активного интереса ко всему происходящему.

Огромную педагогическую ценность имеет не только социо-игровая деятельность, или групповые формы работы детей, но и игра, которые в совокупности и составляют главное отличие социо-игровой педагогики от традиционной. Эта педагогика стимулирует личный педагогический поиск – миссия педагога.

Через посредством

движения

привлекательности

смену мизансцен

необычности

игры

творчества

работу в малых группах

Приходится детскими глазами посмотреть на тему занятия, умения, которыми в конечном счете должен овладеть ребенок, и основная задача – создать условия, при которых дети самостоятельно добывают знания.

Хочется поделиться методами и приемами, которые помогают сделать воспитательно-образовательный процесс радостным и увлекательным (Приложение).

​ Формирование микрогрупп.

II.​ путь – создание условий для развития приятельских отношений между детьми, формирование в них нового состояния – состояния ровестничества.

Первый шаг к этому – расставила столы так, чтобы дети могли видеть друг друга. Три стола сдвинула буквой «Т», и вот шестеро детей сидят друг напротив друга. Получились микрогруппы, где дети связаны совместными играми, общим опытом жизни, тайнами. Сидя в такой компании детям было удобно общаться, помогать друг другу, заглядывать в работы товарищей; и в сосед

можно во время работы заглянуть, что у них там делается? Дети называют это «ходить в гости».

В практической работе по социо-игровой педагогике на каждом шагу возникают микрогруппы. Способы организации микрогруппы весьма разнообразные, и усложняются от возраста к возрасту. Количественный состав также зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей.

В начале работы объединяла детей в пары, использовала игры «Найди пару» (подобрать предметные картинки по цвету). Например: красный цветок – красная ягода, синяя кепка – синие носки. Или игра «Найди домик» (с использованием геометрических фигур) и др.

Моя задача, как педагога, в работе с детьми состояла в умении организовывать деятельность детей, научить их работать вместе друг с другом.

В среднем возрасте работа в парах продолжилась, но способы деления на микрогруппы постепенно усложнялись. Использовала разрезные картинки, учила находить что-то одинаковое в одежде, в друг друге. Например, глаза одинакового цвета, детей одинакового роста. К концу средней группы дети уже могли работать в микрогруппах, состоящих из 2-3-4 человек. Причем больший коэффициент полезной работы детей получается в тройках, а не в парах, так как в паре чаще возникают неразрешимые споры, которые требуют участия взрослого.

А вот когда есть третий – то подобные ситуации, все так же, достаточно часто возникая, оказываются разрешимыми. Выход из данной ситуации дети находят самостоятельно, что с педагогической точки зрения очень ценно для формирования чувства сверстничества и развития личности.

Кроме того, заметила, чем чаще стала объединять детей на занятиях в тройки, тем разностороннее и непредсказуемее были роли у детей в тройках. Сегодня Егор в своей тройке главный спорщик, но вот назавтра он попал в другую тройку и неожиданно стал наблюдающим.

Поэтому сделала вывод, что троек должно быть много, использовать их часто, часто менять.

Микрогруппы могут быть и временными, когда с помощью различных вариантов, жребиев, считалок, педагогической «хитрости» формирую эти микрогруппы в соответствии со своими педагогическими задачами.

Создаю микрогруппу только активных или только спокойных детей, или организую группу «смешенные», составленные из детей с разным уровнем развития. И не страшно, что кто-то из детей на сегодняшний момент не может четко, с первого раза выполнить полученное задание. Зато кто-то из компании может сделать это очень хорошо. А в выигрыше все дети, чувство успешности от выполненного задания – у всех детей.

Приведу такой пример, во время занятия по развитию речи, дети в микрогруппах (по 5 человек) составляли рассказ по картине. Трое активно работали, а две девочки сидели вроде бы и вместе со всеми, но участия не принимали, и когда нужно было рассказывать рассказ по картине, оставались в стороне.

Однако это не говорит о том, что не было создано условий для творческой, интересной работы, не простимулировала активность этих детей. Просто само наблюдение за процессом работы партнеров для этих детей очень важно! В это время срабатывает очень важный психологический механизм – обучение. И результат научения этих девочек будет не сиюминутный, он проявится на одном из следующих занятий.

Еще один момент. Важно чтобы дети взаимодействовали не только внутри микрогруппы, но и микрогруппы взаимодействовали между собой.

На занятии по ознакомлению с окружающим мы с детьми закрепляли признаки разных времен года. Дети объединились в микрогруппы по картинкам с временами года (зима, весна, лето, осень). Затем предложила им задание: подобрать к каждому времени года соответствующие картинки, в которых отражены изменения в растительном мире, жизни животных, трудовая деятельность людей.

Картинки были заведомо перепутаны, что потребовало от детей общения не только между собой в группе, но и между микрогруппами.

Дети находили ошибочные картинки, обменивали их в другой компании на подходящие данному времени года.

Но не сразу все пошло, как хотелось бы. Одна из компаний, в которой подобрались, сообразительные, но не очень общительные девочки, не справлялись с заданием. А получилось это потому, что они не стали обращаться к другим детям из других микрогрупп, для обмена картинками. Это послужило им уроком и сигналом к действию на следующем занятии.

Взрослые очень часто ориентированы на то, чтобы задание у каждого ребенка, у каждой пары обязательно получилось. А на самом- то деле, дети лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому мы не должны лишать их возможности набираться личного опыта, возможности ошибаться и проиграть.

В процессе внутри группового общения создаются благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Внутри микрогруппы возникают благоприятные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей, с знаниями и умениями своего друга, а результаты своих действий с успехами или неуспехами других детей.

Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или «плохо» со стороны педагога.

2.3 Инновационные программы и технологии по социо-игровой педагогике.

III. путь – реализации помеченной цели, через инновационные программы и технологии.

2.4. Взаимодействие с родителями.

IV. путь – создание единой воспитательной системы «детский сад – родитель».

Воспитание детей – важная задача, как для родителей, так и для дошкольного учреждения. Педагог, воспитывая детей, воспитывает и родителей. Ребенок большую часть времени находится в детском саду. Кто его друзья? Интересен ли ему окружающий мир? Как научить ребенка быть добрым? Эти и другие вопросы тревожат родителей, и удовлетворение в ответах на вопросы, касающихся развития и воспитания ребенка, родители могут получить в том случае, если будут жить с ребенком едиными интересами. Родители хотят видеть своего ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми, со сверстниками и с родными.

Изучая отношения с родителями и детьми, поняла что многие из них не знают возможности своих детей, занижают или завышают свои родительские требования. Как помочь родителям найти ответы? Помочь родителям решать эти и другие проблемы смогут социоигры.

Провела ряд совместных мероприятий: викторина «Папа, мама и я – читающая семья», вечер – развлечение: «Сказки в нашей жизни», КВН – «Природа и нравственное воспитание детей», встреча за круглым столом: «Чистота – та же красота», конкурс знатоков педагогических секретов.

В процессе, которых родители смогли понять, что, общаясь в паре со своим ребенком, они могут быть партнерами по делу, что для этого важны такие качества и умения, как слушать партнера, понимать его доброжелательность, сотрудничество, уступчивость. Если объединить родителя и ребенка в пару, дать задание - раскрасить на листе бумаги один предмет, используя одну кисточку на двоих, то работающим в паре надо договориться, кто будет работать кисточкой, каково участие второго в деле.

Идет поиск в непринужденной, доброжелательной обстановке. Работающие в паре, дополняя друг друга и выполняя общее дело, учатся понимать друг друга. Непосредственные, искренние реакции детей окрыляют родителей, дают возможность родителям заглянуть во внутренний мир ребенка, со стороны педагога нет регламентированных указаний, ребенок и родитель сотрудничают.

Варианты работы в парах «Ребенок – родитель» использую на детских праздниках, например, задание: «Угадай своего ребенка по описанию», которое делает другая пара (мама и ребенок); участие в сценках диалогического характера, решение проблемной ситуации. Родители, не смущаясь, играют вместе с детьми, воспитателями. Благодаря этому, они стали полноправными участниками образовательного процесса. В коллективе родителей присутствует взаимопонимание, уважение, появился интерес ко всему окружающему в ДОУ.

​ Игры по социо-игровой педагогике.

Использую в своей работе много игр по социо – игровой педагогике, и хочу поделиться одной из них: во второй половине дня дети решили организовать игру «Кондитерская фабрика». До этого, детям рассказывала, как работают на такой фабрике, из чего делают конфеты, детям вместе с родителями предлагалось найти в книгах что-либо интересное, новое о фабрике.

На утреннем сборе дети делились своими знаниями: «откуда привозят молоко, сахар, яйцо на кондитерскую фабрику?» И пришли к выводу, что без фермы, птичника и сахарного завода нельзя открыть кондитерскую фабрику. Дети решили разбиться на микрогруппы (бригады). Одни решили организовать игру «Ферма», они строили ферму, ухаживали за животными, ветеринар лечил коров, доярки их доили, сливая «молоко» в бидоны. Шоферы увозили «молоко» с фермы. Распределением ролей в микрогруппе занимались сами дети.

Вторая микрогруппа оборудовала птичник. Но перед ними встала проблема, где взять корм для кур, и они решили отправить машину в магазин и купить зерно.

Третья микрогруппа строила завод по переработке свеклы. Из кирпичей сооружали котлы, где варилась и измельчалась свекла. Грузовые машины увозили на склад мешки с сахаром.

Четвертая микрогруппа – была занята организацией «Кондитерской фабрики».

На двух столах они расположили свою фабрику, котлы, где варились конфеты; конвейер ленточный – это тренажер для стоп, на нем – дощечки, по которым движутся конфеты к упаковочному цеху. Дети играли с увлечением.

Но меня поразило и обрадовало одно высказывание, которое прозвучало через два дня. На кухне пекли пироги, и на утреннем сборе, ребенок произнес фразу: «Пахнет сейчас, как у нас на кондитерской фабрике».

Для себя делаю вывод – дети не просто играют, они проживают игровую ситуацию, им интересно, они испытывают реальные ощущения.

Интересно не только моим воспитанникам, но и мне, как педагогу, так как в своей работе руководствуюсь не принципами, а народными мудростями.

Вот некоторые из них:

Расшумелись дети на занятии - играем в спокойные игры, например, «Капельки». И все ладошки - сразу наготове, глазки – друг на друга, надо ведь всем вместе хлопнуть. А как же это им удается сделать, как один? Это их тайна. Она прочитается, загляните только в игровые глазки детей, полные удовольствия.

Игра сложилась, пошла ритмичная работа, останавливаю игру без всякого предупреждения новым видом задания. Успех образовательной задачи обеспечен.

3. Вывод

Сегодня с уверенностью могу сказать, что социо – игровая педагогика помогла мне ближе узнать детей, понять их и создать такие условия, в которых они научились хорошо удерживать правила поведения, благодаря чему стали эффективно взаимодействовать друг с другом – договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь, у детей появилось чувство сплоченности, сопереживания друг за друг, они научились самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Как-то много веков назад Плутарх сказал: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но, чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими и умными – это в нашей власти».

Желание работать по-новому, постоянно искать, творить, пробовать, добиваться планируемых результатов – это то, что является движущей силой педагога на пути повышения качества дошкольного образования.

Список использованной литературы


1. В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. -
Красноярск, АКМЭ, 1999. Учебное пособие.
2. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
- СПб ; ООО «Идательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 3. В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова. Возвращение к таланту. - Красноярск, АКМЭ, 1999. Учебное пособие.
3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
- СПб ; ООО «Идательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011

                                                                                                          Приложение№1

Психолого-педагогические основы общения в условиях сотрудничества «Ребенок – взрослый».

- понимание

- признание

- приятия

позиция + дистанция + пространств

                                                                                                        Приложение № 2

І Блок – «Радость общения».

Игры и упражнения

Цель – настроить детей на активную работу и контакт

(зрительный, слуховой, тактильный).

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности и положительного отношения к сверстникам.

«Встаньте все те, кто …».

Ведущий дает задание: «Встаньте все те кто 1)любит бегать; 2) любит сладкое; 3) у кого есть сестра», и т.д.

После завершения упражнения подводятся итоги. Ведущий поочередно задает вопросы каждому ребенку. (Если он не может ответить, ему помогают все дети).

Например:

- кто в группе любит сладкое?

- у кого есть младшая сестра? и т.д.

При повторении упражнения вопросы усложняются – включаются два компонента. При желании роль ведущего могут выполнять дети.

«Опиши друга».

Упражнение проводится в парах. В течении 2-3 минут дети рассматривают друг друга, затем поворачиваются спиной и по очереди описывают прическу, лицо, одежду партнера. Описание сравнивается с оригиналом, и делается вывод о том, насколько ребенок был точным.

Отмечаются самые внимательные дети.

«Что изменилось?».

Водящий выходит из комнаты. В это время производится 2-3 изменения в одежде, прическе, местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что изменилось.

«Угадай-ка».

Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме». Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые были названы.

При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям.

«Узнай, кто тебя позвал».

Водящий закрывает глаза. Двое детей по очереди называют его имя. водящий должен догадаться, кто его позвал.

Упражнение можно усложнить – предложить детям, называющим имя ребенка, изменить голос.

«Я умею».

Дети стоят в кругу. Поочередно говорят, что они умеют делать, например: «Быстро бегаю», «Мою посуду» и т.д. Нужно быть очень внимательным, так на каждое умение может быть названо один раз.

Упражнения на выбор формы общения в разных ситуациях.

«Волшебное средство».

Воспользовавшись уже знакомыми способами общения, дети должны помочь:

- плачущему ребенку, который потерял мяч;

- маме, которая пришла с работы и очень устала;

- другу, который случайно сломал любимую игрушку.

Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы задание мог выполнить каждый ребенок.

«Волшебные заросли».

Каждый ребенок по очереди пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» - остальными детьми.

«Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропустить ребенка в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо попросят.

По окончании упражнения проводится обсуждении: «В каком случае «заросли» расступились и почему?» В каком случае не пропустили ребенка в круг?».

«Соберитесь вместе».

Детям раздают парные картинки с изображением различных предметов, животных.

Ведущий дает задание: найти свою пару, не пользуясь словами и звукоподражанием. С помощью мимики и жестов каждый ребенок должен изобразить, какой предмет, животное он ищет.

«Игрушка».

Упражнение проводится в парах. У одного участника в руках красивая игрушка (следует объяснить ребенку: он должен представить, что это его самая любимая игрушка). Другой очень хочет поиграть с ней, и его задача уговорить товарища дать ему эту игрушку.

Как только игрушка окажется в руках второго участника, упражнение прерывается, и первый ребенок объясняет, почему он ее отдал.

Упражнения, чтобы снять эмоциональное и физическое напряжение, укрепит дружеские отношения детей.

«Настроение».

Сначала дети рисуют на общем листе красками свое настроение – получается «цветопись» настроения группы.

Затем из корзинки с разноцветными бумажными лепестками каждый ребенок выбирает лепесток, соответствующий его настроению, и все вместе составляют один цветок.

Заканчивается упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок «сочиняет» свои движения.

                                                                                                    Приложение №3

II.​ Блок – «Становление детского коллектива».

Игры, упражнения, проблемные ситуации, беседы, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других детей.

Практически у каждого ребенка в определенные моменты жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. И это совсем не значит, что у детей что-то не так. Так как, не ошибаясь, без конфликтов и стеснений, дети не научаться эффективно общаться. И самую первую помощь можем оказать мы, взрослые, развивая некоторые умения, которые пригодятся ему в реальном общении, помогут пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненному. Эти умения необходимо развивать, путем организации игр, направленных на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей. Формирование внимательного, доброго отношения к людям и друг другу.

Цикл игр «Я и другие»

1.​ «Биография по фото»

Для этого упражнения вам понадобится несколько фотографий. Хорошо, если эти фотографии принесут сами дети, но в этом случае надо проследить, чтобы каждому ребенку досталась та фотография, которую принес он сам. Дети составляют рассказы о людях, изображенных на фотографиях. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек, и каковы возможные причины этих переживаний.

Игра направлена на выработку чувствительности к переживаниям другого.

2.​ «Страна Х» (коллективный рисунок)

Это упражнение предусматривает совместное рисование детей

на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании.

Это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает /рисунок/ ребенок в группе. Оно также поможет закрепить наглядно те знания, которые ребенок получает на занятиях в детском саду.

3.​ «Прорви круг»

Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывные цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет – сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

4. Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.п.)».

С детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению. Вместе с детьми вырабатываются правила того, как развивать в себе эти качества.

а) доброта

Правила доброты:

- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

- прощать ошибки других;

- не жадничать;

- не завидовать;

- жалеть других.

б) честность

С детьми обсуждаются такие темы, как: «Трудно ли быть честным», «Как сдержать свое слово» и т.п.

Правила честности:

- сказал – сделай;

- не уверен – не обещай;

- ошибся – признайся;

- забыл – попроси прощения;

- говори то, что думаешь;

- не можешь сказать правду – объясни почему;

- не выдавай чужую тайну.

в) вежливость

правила вежливости:

- вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;

- будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся;

- не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернешься;

- не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

Содержание бесед можно закреплять в сюжетно-ролевых играх / «Школа», «Дочки – матери», «Больница» и др./. Обсудите, какие сложности возникали во время игр, с нарушением каких правил они были связаны.

5. «Нарисуй узор»

Для этой игры вам потребуется несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе.

а) Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После этого каждая пара должна, не разговаривая, причем каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.

б) Каждой паре детей даются чистые варежки. Они должны договориться, как их украсят. Условие присутствия одного набора карандашей сохраняется.

После этой игры можно устроить конкурс варежек, в котором будут оцениваться качество и одинаковость узоров на двух половинках.

Эта игра помогает увидеть, какие отношения сложились между детьми, какие есть конфликты, а также она тренирует умение осуществлять совместные действия.

6. «Поводырь»

Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями. Это упражнение развивает чувство ответственности друг к другу.

7. Проигрывание ситуаций

Для детей будет интересным и полезным разыграть различные ситуации. Это могут быть ситуации из реальной жизни, например, конфликт, возникший в игре, или предложенные взрослым, но тоже близкие к реальным, например:

«Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты принес в детский сад апельсин, а у твоего друга сегодня нет ничего вкусного», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Познакомься с ребятами» и т.п.

Упражнения и игры, описанные нами в этом разделе, способствуют развитию сплоченности группы, организации совместных действий. Они также развивают чувство общности и способствуют установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формируют внимательное и бережное отношение к друг другу. Следует отметить, что дети сами формулируют правила, которые помогут им эффективно общаться, дружбы, вежливости и т.п.

Постепенно в ходе ролевых игр можно начать использовать следующие приемы:

- создание соответствующей игре обстановки;

- обмен ролями – дети во время игры меняются ролями, что дает возможность встать на точку зрения другого, почувствовать его переживания;

- зеркало – после игры дети стремятся как можно точнее изобразить позу, привычки, типичные выражения лица того или иного ребенка.

В игре необходимо обратить внимание на взаимодействие детей, а также на возможные причины появления тех или иных проявлений.

8. «Пошли письмо».

Играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене. Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

9. «Путанка»

Игра для группы детей. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук. Эта игра поможет детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять, как неприятно быть вне ее.

В играх с детьми полезно использовать разыгрывание определенного сюжета. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в одной из главных ролей / если идет в группе/. Пусть они попробуют преодолеть свое смущение и стать «почтальоном», «учителем» или «продавцом». Такие игры также помогают ребенку узнать много нового, расширить свой кругозор и познакомиться с различными профессиями.

10. «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1.​ Подняться и сойти со стула.

2.​ Проползти под столами.

3.​ Обогнуть «широкое озеро».

4.​ Пробраться через «дремучий лес».

5.​ Прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

Упражнение способствует развитию сплоченности группы.

11. «Связующая нить»

Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, предоставляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности.

12. «Комплименты»

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники тоже говорят комплимент всем остальным, стараясь, чтобы эти комплименты были разными.

После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты. Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.

13. «Котики»

Все играющие, кроме двоих, садятся кругом. Сидящие изображают кринки с молоком, каждому из них на голову кладется шапочка или листок бумаги – для прикрытия кринок. Между двумя играющими распределяются роли хозяйки кринок и кота. Когда хозяйка уходит по делам, кот сбрасывает с кринок крышки, кринки опрокидываются, а кот убегает. Вернувшаяся хозяйка обнаруживает поваленные кринки и бросается ловить кота. Пойманный кот должен поднять все кринки и снова закрыть их.

Для детей с 5 лет. Коллективная игра, которая дает широкий просмотр для детской импровизации. Дети могут сами придумывать ролевые слова, отыгрывать разные характеры игровых персонажей, хозяйка может делать самые разные хозяйственные дела и т.п. Благодаря этому каждый раз игра будет приобретать новую форму. Две ведущие роли можно эмоционально скованным детям, что будет способствовать их эмоциональному раскрепощению, /при условии общего положительного фона игры и доброжелательного отношения со стороны сверстников/. Совершение в символической форме запрещенных в реальной жизни действий, /в данном случае – опрокидывание кринок/, помогает разрешить многие возникающие в детской психике конфликты.

14. «Лень»

В центр хоровода встает игрок, называемый ленью. Остальные ходят вокруг него со словами:

- Сидела лень под корнем,

Под березками.

- Тепло ли тебе, лень?

Холодно ли тебе, лень?

Мне день тепло,

А ночь холодно.

Приоденьте меня,

Приукутайте меня.

С младенца – венок,

С красной девушки – платок,

С молодца – кушачок!

Хоровод останавливается, и один из игроков спрашивает: «Лень будешь жениться?» - «Буду». – «Стару старушку возьмешь замуж?» - Нет.

«Молодую молодку?» - «Подумаю». – «Красную девицу?» - «Давай сюда!».

Лень выбирает одного из игроков, и тот встает рядом с ним. Хоровод снова начинает движение, и лень делает свой выбор. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки из хоровода не будут вызваны.

Для детей 5-7 лет. Коллективная игра способствует эмоционально-волевой сферы. Сплачивает группу. Может использоваться на занятиях по улучшению звукопроизношения. Подходит для применения после шумных подвижных игр как подготовка к более спокойным видам деятельности. При необходимости игра может послужить своеобразным средством выяснения характера взаимоотношений в группе. В этом случае количество выборов для каждого водящего ограничивается двумя или тремя /в зависимости от количества детей в группе/, после чего назначается новый ведущий, который также делает свои выборы и т.д. Задача воспитателя – отметить, кого из детей вызывают чаще других, а кто получает минимальное количество выборов.

15. «Трудовой рубль»

Играющие садятся по кругу, в центре которого стоит ведущий.

Сидящие должны передавать друг другу монетку так, чтобы водящий не мог понять у кого именно она находится. Для этого даже те, у кого нет монетки, делают вид, что они ее передают. Иногда тот, у кого окажется монетка, когда не видит водящий, стучит ей о край стула и сразу же снова прячет. Задача водящего – найти того игрока, у которого окажется монетка. Пока идут поиски, игроки поодиночке или хором произносят: «Тяжело достается трудовой рубль!»

Для детей 5-7 лет. Коллективная игра. Развивает эмоционально-волевую сферу. Сплачивает детей.

                                                                                                     Приложение №4

III.Блок – игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-нравственной сферы детей

1.​ «Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравиться, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

2.​ «Позови ласково». Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику, ласково назвав его по имени.

3.​ «Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова. Можно погладить сидящего, обнять.

4.​ «Передача чувств». Цель. Учить передавать эмоциональные различные состояния невербальным способом. Ход. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновение. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

5.​ «Перевоплощение». Цель. Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход. Дети (по очереди) загадывают определенный «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давя словесный портрет.

6.​ «Моя любимая игрушка». Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.

7.​ «Подарок другу». Цель. Развивать умение невербально «описывать» предметы. Ход. Один ребенок становится «именинником», остальные «дарят» ему подарки, передавая движением и мимикой свое отношение к «имениннику».

8.​ «Скульптор». Цель. Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников. Ход. Один ребенок – скульптор, трое-пятеро детей – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины» расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».

9.​ «Волшебный цветок». Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

10.​  «Разноцветный букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит для себя другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все букетики объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

11.​  «Свеча». Цель. Развивать умение управлять эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

12.​  «Солнечный зайчик». Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Ход. Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» солнечного «зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частичку его тепла, нежные лучики своим сердцем.

13.​  «Пирамида любви». Цель. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

14.​  «Волшебники». Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володи мы прибавим смелости, Алеше – ловкости и т.п.

Методы, применяемые в работе с детьми по формированию коммуникативных навыков

- метод, стимулирующий формирование навыков культуры общения

Младший возраст.

Пример взрослого (спокойный тон, улыбка, доброжелательность), «Вежливые» слова, обращения: «Подойди к Коле и спроси: «Можно мне с тобой поиграть?». «Давайте все вместе построим дом». Игры-инсценировки: «Кукла Таня у нас в гостях», «Как Буратино стал вежливым», «Умей извиняться» и др.

Старший возраст:

Этические беседы («Беседа о вежливых словах», «Беседа о дружбе», «Беседа о товариществе» и т. д.) Совместное составление рассказов и рассказывание их по ролям, хором, одновременно прохлопать, протопать скороговорку, спрос-переспрос, подобрать рифмы к слову. Выполнить роль посыльного, выполнить общее для компании задание (например, придумать сказку). Игры «Комплименты», «Добрые волшебники», «Садовники и цветы» и другие.

Приемы, применяемые в работе с детьми по формированию навыков культуры общения:

- прием одобрение;

- прием предвосхищающей оценки.

Младший возраст

« У нас очень дружные дети!», «Сами одеваются», «Вежливые дети», «Добрые дети».
Старший возраст.

«Я на вас надеюсь», «Я вам доверяю», «Слава - настоящий рыцарь: пропустил девочек вперёд». «Мне приятно слышать, как Миша вежливо беседует с Полей».

Социо-игровые методы и приемы.

Младший возраст.

«Чудесный мешочек», проблемный вопрос («Кто к нам пришёл», Как нам помочь птицам зимой?», «Что любит мама?»

и т. д.)

Старший возраст.

Загадки, головоломки, ребусы, кроссворды, проблемные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.

Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....

«Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольног возраста посредством социо-игровой технологии»

Почему мной выбрана социо-игровая технология?  В современном мире человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую акт...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через социо-игровую технологию...

Программа самообразования «Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через современные игровые технологии»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. . Ребенок появяется на свет с врожденной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым ...

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий

Методическая рекомендация для музыкальных руководителей, педагогов и родителей...

«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!» (Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)

На фоне  прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,...