«Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
доклад учителя логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_ped.sovete_proforientatsiya_doshkolnikov.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок»
Сообщение на педсовете
учитель-логопед Суеркулова А.Е.
«Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует первоначальные представления о мире профессий, определенный элементарный опыт, эмоционально-положительное отношение к труду, способствует ранней профессиональной ориентации.
Для успешной социализации в обществе ребенку необходимо иметь достаточно хороший уровень развития всех компонентов речевой системы.
У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Они не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи.
Коррекционное направление работы для детей с ТНР является приоритетным, поэтому вся работа, в том числе по первичному ознакомлению детей с профессиями, осуществляется в тесном контакте с учителем-логопедом, и ее эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя - логопеда, воспитателей и родителей.
Элементы профориентационной работы используются в ходе организованной образовательной деятельности на логопедических занятиях ДОУ в тесном сотрудничестве с педагогами возрастных групп.
В сюжетно-ролевых, дидактических играх во время организованной образовательной деятельности, экскурсиях и других формах работы по профессиональному самоопределению у дошкольников с нарушениями речи формируются первичное представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. В играх с предметами через использование игрушек и реальных предметов дети знакомятся с профессиями взрослых. В настольно-печатных играх происходит процесс систематизации, классификации предметов, инструментов, как результат определенной трудовой деятельности. Словесные игры помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.
Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда направлена на решение приоритетных и дополнительных задач коррекционно-развивающей работы, а также включает в себя и задания по ранней профориентации. Выбор направлений работы подбираю самостоятельно в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала.
Например, при закреплении знаний:
- «Профессия повар» используются игры: «Какой сок (варенье, салат, суп)?», «Мороженое», «Что лишнее?», «1, 3, 5», «Один – много»;
- «Профессия почтальон»: «От кого письмо?», «Почтовый ящик» (развитие фонематического слуха);
- Профессия «Космонавт»: «Чем накормим космонавта?», «Космические ракеты», ракеты и космонавты для различения гласных и согласных звуков;
- Для зрительного внимания игра «Зашумленные картинки» (найти предметы или орудия труда необходимые парикмахеру, плотнику), «Найди тень»;
Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации.
Самым эффективным способом закрепления знаний, применение их на практике является игра. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Поэтому, широко использую дидактические игры, которые решают важные для учителя-логопеда задачи:
-активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии»
-стимулировать речь ребёнка;
-способствовать развитию речевого высказывания, развитию связной речи;
-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы, вести диалог.
В работе применяю различные дидактические игры:
1. Лото «Профессии»
Цель: изучение профессий, орудий труда, инструментов необходимых для работы. Способствует развитию логики, ориентировки в пространстве воображения, используется для изучения и закрепления профессий.
2. Игра «Кто это? Чем занимается?»
- поочередно демонстрируем карточки, спрашиваем – кто это? Чем занимается? (например - это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и. т. д)
- можно подобрать загадки по теме. Выкладываем 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом.
3. Игра «Что нужно для работы»
Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания. Выкладываем по 2 карточки с окошками и картинки с предметами вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать, почему этот предмет нужен для работы.
4. Пальчиковый театр «Профессии»
Цель: развитие активного словаря, связной речи, интонационной выразительности речи, актерского мастерства.
Дети с помощью таких игр получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас.
Для закрепления полученных знаний о профессиях и речевых навыков даю рекомендации воспитателям и родителям по индивидуальной работе с детьми.
Родители, получив рекомендации, закрепляют материал дома.
Воспитатели закрепляют материал логопедических занятий во вторую половину дня, в различных режимных моментах проводят «логопедические пятиминутки», которые включают в себя лексико-грамматические игры и игровые упражнения.
Выстроенная таким образом работа по ранней профориентации дошкольников, разнообразие игр и упражнений способствуют активизации, уточнению, расширению словарного запаса по теме «Профессии», происходит коррекция грамматического строя речи, развитие связной речи, развиваются внимание, память, мышление; формируется интерес и уважение к людям разных профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...
Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...
Система взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям...
«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...