«Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Суеркулова Айгуль Ертаевна логопед

доклад учителя логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_ped.sovete_proforientatsiya_doshkolnikov.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Бобровский детский сад «Колосок»

Сообщение на педсовете

учитель-логопед Суеркулова А.Е.

«Организация работы учителя-логопеда по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует первоначальные представления о мире профессий, определенный элементарный опыт, эмоционально-положительное отношение к труду, способствует ранней профессиональной ориентации.

         Для успешной социализации в обществе ребенку необходимо иметь достаточно хороший уровень развития всех компонентов речевой системы.

У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Они не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи.

Коррекционное направление работы для детей с ТНР является приоритетным, поэтому вся работа, в том числе по первичному ознакомлению детей с профессиями, осуществляется в тесном контакте с учителем-логопедом, и ее эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя - логопеда, воспитателей и родителей.

Элементы профориентационной работы используются  в ходе организованной образовательной деятельности на логопедических занятиях ДОУ в тесном сотрудничестве с педагогами возрастных групп.

В сюжетно-ролевых, дидактических играх во время организованной образовательной деятельности, экскурсиях и других формах работы по профессиональному самоопределению у дошкольников с нарушениями речи формируются первичное представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. В играх с предметами через использование игрушек и реальных предметов дети знакомятся с профессиями взрослых. В настольно-печатных играх происходит процесс систематизации, классификации предметов, инструментов, как результат определенной трудовой деятельности. Словесные игры помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.

Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда направлена на решение приоритетных и дополнительных  задач коррекционно-развивающей работы, а также включает в себя и задания по ранней профориентации. Выбор направлений работы подбираю самостоятельно в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала.  

Например, при закреплении знаний:

  • «Профессия повар» используются игры:  «Какой сок (варенье, салат, суп)?», «Мороженое», «Что лишнее?», «1, 3, 5», «Один – много»;
  •  «Профессия почтальон»: «От кого письмо?», «Почтовый ящик» (развитие фонематического слуха);
  • Профессия «Космонавт»: «Чем накормим космонавта?», «Космические ракеты», ракеты и космонавты для различения гласных и согласных звуков;
  • Для зрительного внимания игра «Зашумленные картинки» (найти предметы или орудия труда необходимые парикмахеру, плотнику), «Найди тень»;

Одним из важнейших условий по формированию профессионального самоопределения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является концентрированное изучение определенной профессии (например, в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи воспитанниками (пассив), так и для ее активизации.

Самым эффективным способом закрепления знаний, применение их на практике является игра.  Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

Поэтому, широко использую дидактические игры, которые решают важные для учителя-логопеда задачи:

-активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии»

-стимулировать речь ребёнка;

-способствовать развитию речевого высказывания, развитию связной речи;

-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы, вести диалог.

В работе применяю различные дидактические игры:

1. Лото «Профессии»

Цель: изучение профессий, орудий труда, инструментов необходимых для работы. Способствует развитию логики, ориентировки в пространстве воображения, используется для изучения и закрепления профессий.

 2. Игра «Кто это? Чем занимается?»

- поочередно демонстрируем карточки, спрашиваем – кто это? Чем занимается? (например - это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и. т. д)

-  можно подобрать загадки по теме. Выкладываем 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом.

3. Игра  «Что нужно для работы»

Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания. Выкладываем по 2 карточки с окошками и картинки с предметами вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать, почему этот предмет нужен для работы.

4. Пальчиковый театр  «Профессии»

Цель: развитие активного словаря, связной речи, интонационной выразительности речи, актерского мастерства.

Дети с помощью таких игр  получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас.

Для закрепления полученных знаний о профессиях и речевых навыков  даю  рекомендации воспитателям и родителям по индивидуальной работе с детьми.

Родители, получив рекомендации, закрепляют материал дома.  

Воспитатели  закрепляют материал логопедических занятий во вторую  половину дня, в различных режимных моментах проводят «логопедические пятиминутки», которые включают в себя лексико-грамматические игры и игровые упражнения.

Выстроенная таким образом работа по ранней профориентации дошкольников, разнообразие игр и упражнений способствуют активизации, уточнению, расширению словарного запаса по теме «Профессии», происходит коррекция грамматического строя речи, развитие связной речи, развиваются внимание, память, мышление; формируется интерес и уважение к людям разных профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...

«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...