Психологические причины при формировании учебных навыков (лекция невролога"
консультация по логопедии
Для успешного формирования учебных навыков у детей необходим определенный уровень развития высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_prichiny_pri_formirovanii_uchebnyh_navykov.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические причины при формировании учебных навыков.( лекция невролога)
По мнению неврологов, нейропсихологов, существует определённая взаимосвязь между успешным обучением школьников и и уровнем их психического развития.
Существуют такие показатели психологической незрелости детей, поступающих в школу:
-слабое речевое развитие, неразвитость тонкой моторики, слабый уровень развития психических процессов, фонематического слуха и т.д.
Одной из причин неготовности ребёнка к школе является преждевременное его обучение в школе, когда ещё окончательно не сформировались необходимые психические функции.
Другими словами, для успешного формирования учебных навыков детей необходим определённый уровень развития высших психических функций.
Известно, что психическое развитие детей, начинаясь внутриутробно, определяется эволюционно-генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до 9-летнего возраста.
Каждая психическая функция ребёнка имеетсвои закономерности и сроки развития.
Так, например, тактильная функция, кинестетическое и предметно-зрительное восприятие развиваются к 4-5 годам.
Поэтому нельзя к 4-5 годам годам учить ребёнка читать , не занимаясь развитием предметно-зрительной функции..
К 7 годам у ребёнка должны быть полноценно развиты функции правого полушария( пространственные представления,соматогнозис-восприятие собственного тела, зрительное восприятие, обоняние, осязание, вкус, чувство ритма и межполушарные взаимодействия.
Только тогда будет полноценное созревание таких функций левого полушария, как речь, логика, анализ,самоконтроль, внимание, социальная коммуникация, и т.д.
Например,для развития математических и лингвистических способностей, за которые отвечает левое полушарие, до 7-летнего возраста необходимо роазвитьтакие функции правого полушария, как обоняние, осязание, вкус, чувство ритма, звукоразличение.
Необходимо начинать учить читать ребёнка раньше,чем происходит формирование навыков письма.Надо, чтобы у него сложился сначала визуальный образ слова. Если это не происходит, то при письме дети будут кое-как переписывать слова по буквам.Характерными ошибками будет недописывания, приписывания , выпадения букв.
Если у ребёнка не сформированы понятийное понимание чтения, то это может привести к дисграфии и дислексии-неспособности к процессам письма и чтения.
Другими словами, прежде чем обучать ребёнка письму, научите его читать и понимать прочитанное. Мы , на занятиях по обучению грамоте, учим детей читать и писать только буквы, для лучшего их запоминания.Знакомим сначала со звуком, потом уже с буквой, в игровом варианте.Учим играя,
Ещё одна немаловажная причина школьной неуспеваемости-неврологические нарушения у детей.
Часто они возникают во время родов.
Детские неврологи считают, что такие школьные проблемы, как устойчивая неспособность к формированию навыка чтения, письма или счёта, задержка речевого развития, нарушения артикуляции, низкая успеваемость, плохой почерк, неусидчивость, невнимательность, плаксивость, забывчивость, ухудшение зрения и слуха являются следствием нарушения функционирования и кровоснабжения коры больших полушарий, стволовых структур головного мозга, возникающих из-за родовых травм.
Позднее поднесение ребёнка к груди, недолгое кормление или наличие гипертонуса, в результате которого ребенок не ползал, а сразу встал, приведёт к недоразвитию речи, нарушениям письма и чтенич.
В 6месяцев ребёнок должен лепетать- если мама кормит грудью, то у него хорошо развита сосательная функция., ребёнок начинает произносить слоги-ба-ба-ма-та.
Дети, вскормленные искусственно, имеют слабые , малоподвижные губы, слабые мышцы языка, ограниченные в движениях.Отсюда и нарушения звукопроизношения у детей.
Немаловажнои содержание в организме ребёнка необходимых биохимических веществ, влияющих на процесс полноценного психического развититя.Для успешного психического развития ребёнок в достаточном количестве должен получать необходимые витамины, микроэлементы,аминокислоты.
Витамины имеют различн\ое назначение, в организм человека поступают в основном с пищей,лишь частично в нём синтезируются.Витамин А участвует в образовании зрительных пигментов, витамин В2-необходим для поддержания нормальной функции глаз, витамин В3 регулирует состояние ЦНС, снимает стресс, предупреждает утомление ЦНС, В4 –холин-участвует в обеспечении передачи нервных импульсов, способствует укреплению памяти,
Витамин В8 –инозит- играет важную роль в питании мозга.
Недостаток витаминаРР –ниацин-может вызвать негативное изменение личности.
В тканях человека содержится 60 микроэлементов. Фтор,марганец, молибден,кремний, селен,, хром и т.д.
Входят в состав ферментов,витаминов, гормонов, пигментов,.
Так, марганец, йод, цинк-влияют на рост ребёнка.
Железо, медь, кобальт-на кроветрорение,
Кальций нормализует процессы возбуждения и торможения ЦНС.
Нарушение обмена аминокислот-причина многих заболеваний ,
А так же проблем в психическом развитии детей.
Такие как триптофан, лизин,фенилаланин, треонинметионин, лейцин должны поступать в организм с печенью, яйцами, молочными продуктами.
Большая часть аминокислот содержится в продуктах пчеловодства-мёд, апилак-маточное молочко.
Немаловажную роль играет фитотерапия.
Отвар листьев крапивы способствует эффективному умственному развитию ребёнка.
Экстракты люцерны и эхиноцеи, яблочный сок-уменьшают утомляемость при высокой умственной нагрузке.
Активность процессов в ЦНС зависит и от количества выпитой воды в течение дня.За этим надо следить родителям.Достаточное употребление воды улучшает концентрацию внимания, умственную и физическую активность, повышает стрессоустойчивость.
Для улучшения почерка можно использовать методику «Трафаретное письмо»
Таким образом, если у вашего ребёнка обнаруживаются какие-то негативные проявления-немедленно обратитесь к врачу-неврологу-психоневрологу.
Все эти мероприятия желательно провести до 7 летнего возраста.Развивающая работа даст результат только при условии систематических и множественных повторений,
Чего мы свами и добиваемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики как технология формирования учебных навыков
"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ...
Психологические причины формирования агрессивного поведения
Что такое агрессия, причины агрессивного поведения....
Роль продуктивной деятельности в формировании предпосылок учебной деятельности и учебных навыков у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Презентация "Формирование учебных навыков дошкольника в процессе поисково - познавательной деятельности"
презентация по темеЭкспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность...
Проект «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии»
Нейропсихологические упражнения - это комплекс коррекционно- развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга. Данный проект актуален, так как на...
Рекомендации для родителей «Формирование учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»
Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ...
Психологические причины при формировании учебных навыков (лекция невролога)
Для успешного формирования учебных навыков детей с ТНР необходим определенный уровень развития высших психических функций...