Психологические причины формирования агрессивного поведения
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга», Ул. Целинная – 77
Консультация для педагогов в рамках педагогического совета
«Психологические причины формирования агрессивного поведения»
Подготовил:
Педагог-психолог Гросс Е.В.
Кулунда, 2019
Психологические причины формирования агрессивного поведения
Что такое агрессия?
В психологии под агрессией (лат. Нападать) понимают специфическую форму деструктивных действий человека, направленную на причинение вреда другим людям или предметам.
Агрессивное поведение может быть направлено как на других людей, так и на окружающие предметы, так и на самого себя.
Причины агрессивного поведения.
Основными причинами агрессивного поведения выступает либо страх, как осознанный, так и неосознанный; либо недовольство окружающей ситуацией, людьми, собой.
Агрессивное поведение в той или иной степени присуще каждому человеку с рождения и является одним из компонентов инстинкта самосохранения и направлено на защиту себя и своих близких. Но степень проявления агрессивности у всех разная. У кого-то она проявляется только в угрожающих ситуациях, у кого-то же входит в повседневное поведение и становится способом самоутверждения.
Исследуя причины, способствующие формированию агрессии в детском возрасте, многие исследователи (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Р. Бэрон и др.) придерживаются мнения, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.
Первый источник — это семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. В семье может проявляться прямое или сексуальное насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивное отношение отца к матери.
В целом агрессивное поведение в семье формируется через три механизма: подражание и идентификация с агрессором; защитная реакция; протестная реакция.
Следующим источником агрессивного поведения может выступать образовательное учреждение. Начиная общаться со сверстниками дети вступают в новый мир, где так же как и в семье им нужно признание их как личности. Дети тут начинают соревноваться между собой, делить игрушки, внимание сверстников, воспитателей, что часто приводит к агрессивным формам поведения и при положительном подкреплении становится нормой для ребенка. Наиболее часто встречающаяся форма поведения с проявлением агрессий, в дошкольном и младшем школьном возрасте, — это игры-потасовки. Хотя существует мнение, что даже если эти игры и сопровождаются ударами, преследованием друг друга и борьбой, они являются добровольной «возней» и приносят удовольствие. Кроме того, в них практически отсутствует стремление нанести друг другу ущерб.
И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.
Считается, для того чтобы понять условия жизни детей в современном обществе, их связи с семьей, школой и другими детьми, необходимо изучить влияние средств массовой коммуникации и, в частности, телевидения на них.
Все психологи, занимающиеся данной проблемой (Л. Берковиц, Р. Бэрон, Э. Донерстайн, Д. Курт, Д. Ленц, С. Пепрод, В.С. Собкин, Т.В. Глухова, С.Н. Ениколопов), отмечают ее актуальность и важность. Данная тема тщательно исследуется, так как имеет большое социальное значение, особенно в настоящее время, когда телевизионные программы открыто рассказывают о насильственных преступлениях, телевидение постоянно демонстрирует различные репортажи об убийствах и фильмы с многочисленными сценами насилия.
Хотя исследователи и не придерживаются одинаковых взглядов на связь между просмотром телевизионных программ и агрессивным поведением детей, практически все отмечают важную роль средств массовой информации (в первую очередь телевидения) в распространении этих форм поведения, так как считается, что чем больше сцен насилия человек видел в детстве, тем более склонным к насилию он будет в юношеском возрасте и ранней зрелости [4]. Это не происходит с детьми сразу после просмотра передачи, но они принимают агрессию как эффективный способ решения проблем. И это значит, что при возникновении каких-либо проблемных ситуаций в школе или семье ребенок реализует имеющуюся у него модель поведения. Конечно, насилие на экране непосредственно не стимулирует агрессию, но оно формируют модель общественного поведения, при которой насилие становится способом взаимодействия с людьми и разрешения конфликтов.
Одних только фактов наблюдения за насильственными формами поведения и испытания насилия на себе явно недостаточно для раннего формирования агрессивности, ведь в одной и той же семье, в сходных условиях воспитания могут вырастать совершенно разные по степени агрессивности дети. Поэтому вероятность возникновения агрессивного поведения детей может также зависеть от влияния множества агрессивных факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.
Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...
"Факторы семьи в формировании агрессивного поведения детей"
Консультация для родителей, в которой подробно расписаны причины появления агрессивного поведения у детей и способы их предотвращения ....
Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста
Причины возникновения агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста...
Семья и ее влияние на формирование агрессивного поведения у ребенка.
Одним из источников проявления агрессивности у детей и подростков как формы отклоняющегося поведения является семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях весьма разнообразны и включают в се...
Статья : " Причины ,пораждающие агрессивное поведение и способы преодоления негативных последствий агрессии у детей "
Причины выделяются в русле тех или иных теоретических концепций,которых придерживаются авторы : 1. В русле психоаналитического и этиологического подходов - инстинк...
Консультация для педагогов: «Психологические основы причин формирования агрессивного поведения дошкольников»
Консультация для педагогов...
Агрессия и предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Проблема агрессивного поведения детей остро стоит в наши дни и вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. И это не у...