Проект "Использование нейроигр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neyroigr_i_uprazhneniy.docx | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Использование нейро-игр и упражнений
в коррекционной работе учителя-логопеда»
Автор проекта: Астаева Наталья Николаевна
Вид проекта: практико-ориентированный
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь-май 2023г
База реализации: МАДОУ №322 «Морозко»
Участники проекта: дети подготовительной группы, логопед, родители детей.
Актуальность проекта
В настоящие время становится все меньше полностью здоровых детей, не только в физическом развитии, но и в психическом, психосоматическом. Всему этому способствовал наш мир, в котором мы существуем сейчас. Гаджеты, автомобили, внедрение техники в быт привело к малоподвижному образу жизни, не только у взрослых, но и у детей. Двигательная активность помогает компенсировать нарушенные процессы в мозге.
Стоит отметить что Александр Романович Лурия основоположник отечественной нейропсихологии говорил: «Высшие психические функции (восприятие, воображение, память, мышление и речь) возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов, которых мы лишились.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что применение нейроигр поможет нам улучшить у ребенка такие процессы как: память, внимание, речь, мыслительную деятельность, а также физические навыки, мелкую и крупную моторику. Игры помогут нам активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Нейроигры—. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием нейроигр в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейроигры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие, оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.
Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Нейроигры и упражнения используются на всех этапах логопедического занятия:
- при выполнении подготовительных артикуляционных упражнений
-развитию речевого дыхания
-формирование слоговой структуры слова
- постановка, автоматизация и дифференциация поставленного звука
.
Паспорт проекта.
Цель: Создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр.
Задачи:
1.Изучить теоретические материалы по теме: «Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда»
2. Проанализировать материалы по использованию нейроигр в практике работы с детьми, имеющим речевые нарушения.
3.Подобрать картотеку нейроигр для коррекционной работы с детьми с ТНР
4.стимулировать речевую активность детей.
5. Развивать слухоречевое внимание детей
6.Автоматизировать поставленные звуки
7. Совершенствовать познавательные процессы(внимание, память, мышление, восприятие)
Обеспечение проектной деятельности: картотека нейроигр и упражнений; информационная папка-передвижка в родительский уголок, сказки.
Благодаря двигательным упражнениям происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости к обучению. Занятия направлены на преодоление патологических синкенизий, устраняют дезаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять 15- 20 минут в день. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Условия реализации проекта:
1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя или сидя
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Ожидаемый результат проекта:
Дети успешно освоят нейроигры и упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, корректировать отклонения в развитии психических процессов и звуковой стороны речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Этапы реализации проекта.
Организационно-подготовительный
1. Подбор программно-методического обеспечения.
Практический- реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения)
Итоговый- подведение результатов, презентация работы над проектом
Продукты проекта для детей:
- Картотека нейроигр и упражнений.
- Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».
- Лабиринты «Полушарные доски».
- Создание логопедических альбомов «Нейрозвуки» ( для автоматизации и дифференциации звуков в сочетании с нейроподходом»
Продукты проекта для педагогов:
- Презентация буклетов «Волшебные кнопки».
- Мастер-класс «Эффективность нейроигр в работе с детьми»
Продукты проекта для родителей:
- Выступление на родительском собрании на тему « Нейроигры для детей»
- Консультация «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»
- Информация в родительский уголок о новом комплексе .(1 раз в месяц)
Методическое обеспечение:
Литература:
- Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
- Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
- Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
- Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010.
- Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
Практическая реализация проекта
Вид работы | Где реализуется |
|
|
↕ ↕
Система реализации проекта |
↕ ↕ ↕
Работа с родителями | Работа с педагогами | Обеспечение творческой направленности |
Наглядная информация в родительском уголке Выступление на родительском собрании Консультации | 1. Презентация буклетов 2. Мастер-класс 3. Игровой тренинг | 1.Накопление и Обобщение педагогического опыта 2. Обновление уголков ( информационных стендов) занимательными играми и упражнениями |
IV этап – Заключительный
Таким образом:
1.Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят нейроигры, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
2.Будет создана система развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.
3.Повысится педагогическая компетентность по данному вопросу.
Календарно-тематическое планирование в рамках проекта
на 2022-2023 учебный год
(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)
Месяц |
С Содержание работы с детьми |
Оборудование | Работа с родителями и педагогами |
Октябрь | - Дыхательное упражнение: «Вдох выдох». -Глазодвигательное упражнение с ручкой лежа. - Растяжки: «Фараон», « Ванька-встанька». - Упражнения двигательного репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко». -Дидактическая игра «Нейрокарточки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло гические занятия с детьми», Изготовление пособия Нейрокарточки | Консультация для педагогов и родителей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?» пополнение речевого центра картотекой нейроигр и упражнений. |
Ноябрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Струночка». -Упражнения двигательного репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе». - Дидактическая игра «Говорящие ручки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Говорящие ручки». | Консультация для педагогов и родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
Декабрь | - Дыхательное упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа. - Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра». -Упражнения двигательного репертуара: «Локти-колени». - Дидактическая игра «Жесты». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Жесты». | Мастер-класс для педагогов «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» |
Январь | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам», с ручкой лежа. - Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2». -Упражнения Двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Змейки». | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Змейки». | Буклеты для родителей «Делай дома гимнастику для мозга!» (комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений) |
Февраль | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (2 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Мышкин мостик-3,4», «Руки лодочкой». -Упражнения двигательного репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой». - Дидактическая игра «Нейротаблички» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия Нейротаблички» (говорим-дышим-показы ваем) | Иготовление нейротренажера |
Март | - Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через одну ноздрю». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя. - Растяжки: «Флажки», «Локоток-1» -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Глаз за рукой». -Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами» | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Мнемокарточки с нейроритмики» | Демонстрация занятий по использованию нейроигр и упражнений, |
Апрель | -Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед, в стороны, вниз». - Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» (3 уровень), с ручкой сидя, «восьмерки». Растяжки: «Локоток-2», «Покрутись», «Кошка-собака». -Упражнения двигательного репертуара: «Перекрестные четвереньки», «Разноименные рука и нога». -Дидактическая игра «Нейроальбом- | Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло- гические занятия с детьми», Изготовление пособия «Нейроальбом-для автоматизации и дифференциации звуков» | Демонстрация занятия с элементами нейроигр и кинезиологических упражнений «Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста».
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становитс...
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .
Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО ....
Игры и игровые упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с применением биоэнергопластики.
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии д...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Сценарий индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука " С"...
«Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР.»
quot;Кинезиология" – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и...
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...