Проект "Использование нейроигр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neyroigr_i_uprazhneniy.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Использование нейро-игр и упражнений

в коррекционной работе учителя-логопеда»

Автор проекта: Астаева Наталья Николаевна

Вид проекта: практико-ориентированный

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь-май 2023г

База реализации: МАДОУ №322 «Морозко»

Участники проекта: дети подготовительной группы, логопед, родители детей.

Актуальность проекта

В настоящие время становится все меньше полностью здоровых детей, не только в физическом развитии, но и в психическом, психосоматическом. Всему этому способствовал наш мир, в котором мы существуем сейчас. Гаджеты, автомобили, внедрение техники в быт привело к малоподвижному образу жизни, не только у взрослых, но и у детей.  Двигательная активность помогает компенсировать нарушенные процессы в мозге.

Стоит отметить что Александр Романович Лурия основоположник отечественной нейропсихологии говорил: «Высшие психические функции (восприятие, воображение, память, мышление и речь) возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов, которых мы лишились.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что применение нейроигр поможет нам улучшить у ребенка такие процессы как: память, внимание, речь, мыслительную деятельность, а также физические навыки, мелкую и крупную моторику. Игры помогут нам активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Нейроигры—. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

 Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием нейроигр в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейроигры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие, оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.

Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Нейроигры и упражнения используются на всех этапах логопедического занятия:

- при выполнении подготовительных артикуляционных упражнений

-развитию речевого дыхания

-формирование слоговой структуры слова

- постановка, автоматизация и дифференциация поставленного звука

.

 Паспорт проекта.

Цель: Создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр.

Задачи:

1.Изучить теоретические материалы по теме: «Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда»

2. Проанализировать материалы по использованию нейроигр в практике работы с детьми, имеющим речевые нарушения.

3.Подобрать картотеку нейроигр для коррекционной работы с детьми с ТНР

4.стимулировать речевую активность детей.

5. Развивать слухоречевое внимание детей

6.Автоматизировать поставленные звуки

7. Совершенствовать познавательные процессы(внимание, память, мышление, восприятие)

Обеспечение проектной деятельности: картотека нейроигр и упражнений; информационная папка-передвижка в родительский уголок, сказки.

Благодаря двигательным упражнениям происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости к обучению. Занятия направлены на преодоление патологических синкенизий, устраняют дезаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять 15- 20 минут в день. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

Условия реализации проекта:

1.  Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

2.  Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3.  От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4.  Упражнения проводятся стоя или сидя

5.  Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

 Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Ожидаемый результат проекта:

Дети успешно освоят нейроигры и  упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, корректировать отклонения в развитии психических процессов и звуковой стороны речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Этапы реализации проекта.

Организационно-подготовительный

1.     Подбор программно-методического обеспечения.

Практический- реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения)

Итоговый- подведение результатов, презентация работы над проектом

Продукты проекта для детей:

  1. Картотека нейроигр и  упражнений.
  2. Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки».
  3. Лабиринты «Полушарные доски».
  4. Создание логопедических альбомов «Нейрозвуки» ( для автоматизации и дифференциации звуков в сочетании с нейроподходом»

Продукты проекта для педагогов:

  1. Презентация буклетов «Волшебные кнопки».
  2. Мастер-класс «Эффективность нейроигр в работе с детьми»

Продукты проекта для родителей:

  1. Выступление на родительском собрании на тему « Нейроигры для детей»
  2. Консультация «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»
  3. Информация в родительский уголок о новом комплексе .(1 раз в месяц)

Методическое обеспечение:

Литература:

  1. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
  2.  Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
  3. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
  4. Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
  5.  Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
  6.  Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008.
  7.  Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010.
  8.  Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999

Практическая реализация проекта

Вид работы

Где реализуется

  • Растяжки
  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Телесные упражнения
  • Упражнения для ратия
  •  мелкой моторики
  • Релаксационные упражнения

  • -Игры с занимательными
  •  упражнениями.
  • -Использование нейроигр
  •  и упражнений на занятиях.
  • Кинезиологические сказки
  • -Свободная деятельность

↕                                                                          ↕

Система реализации проекта

                     ↕                          ↕                                    ↕

Работа с родителями

Работа с педагогами

Обеспечение

творческой направленности

Наглядная информация

в родительском уголке

Выступление на

родительском собрании

Консультации

1. Презентация буклетов

2. Мастер-класс

3. Игровой тренинг

1.Накопление и

 Обобщение

 педагогического

опыта

2. Обновление

уголков

( информационных стендов)

занимательными играми и упражнениями

IV этап – Заключительный

   Таким образом:

1.Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят нейроигры, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

2.Будет создана система развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.

3.Повысится  педагогическая компетентность по данному вопросу.

 

Календарно-тематическое планирование в рамках проекта

                на 2022-2023 учебный год

(на основе Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»)

 

           Месяц

 

С                     Содержание работы с детьми

 

        Оборудование

        Работа с родителями и педагогами

 

Октябрь

- Дыхательное

упражнение:

«Вдох выдох».

-Глазодвигательное упражнение

 с ручкой лежа.

- Растяжки: «Фараон», «

Ванька-встанька».

-       Упражнения двигательного

 репертуара:

«Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

-Дидактическая игра «Нейрокарточки».

Колганова В.С.,

 Пивоварова Е.В.

 «Нейропсихоло

гические

 занятия с детьми»,

  Изготовление

пособия   Нейрокарточки

 Консультация

для педагогов и

родителей

«Что такое

 нейрогимнастика

и чем она полезна?»

пополнение

речевого центра

картотекой нейроигр и упражнений.

 

Ноябрь

- Дыхательное

упражнение:

«На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение 

«Язык двигается противоположно

 глазам» лежа.

- Растяжки:

«Струночка».

-Упражнения

двигательного

репертуара:

«Ползание на спине», «Ползание на животе».

- Дидактическая игра «Говорящие ручки».

Колганова В.С.,

 Пивоварова Е.В.

«Нейропсихоло-

гические занятия

 с детьми»,

Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Консультация

для педагогов

и родителей

«Что такое гимнастика

для мозга?»

 

Декабрь

- Дыхательное

упражнение:

«На вдохе подъем

 руки

и ноги».

- Глазодвигательное упражнение

 «Язык двигается противоположно

глазам» лежа.

- Растяжки:

«Звезда»,

 «Дотянись»,

«Кобра».

-Упражнения

двигательного

репертуара:

 «Локти-колени».

- Дидактическая

 игра

«Жесты».

Колганова В.С.,

 Пивоварова Е.В. «Нейропсихоло-

гические занятия

с детьми»,

Изготовление пособия

«Жесты».

Мастер-класс

 для педагогов «Кинезиологические упражнения

в работе с детьми

дошкольного возраста»

 

Январь

- Дыхательное

 упражнение:

«Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

- Глазодвигательное упражнение

«Язык двигается противоположно

 глазам»,

с ручкой лежа.

- Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2».

-Упражнения

Двигательного

 репертуара:

 «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Змейки».

Колганова В.С.,

Пивоварова Е.В.

«Нейропсихоло-

гические занятия

с детьми»,

Изготовление пособия

«Змейки».

Буклеты для родителей

«Делай дома

гимнастику

для мозга!»

(комплексы

нейрогимнастики

 и кинезиоупражнений)

 

Февраль

- Дыхательное

упражнение:

«Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5».

- Глазодвигательное упражнение

 «Язык двигается противоположно

 глазам»

(2 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки: 

 «Мышкин мостик-3,4»,

 «Руки лодочкой».

-Упражнения

двигательного

репертуара:

«Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Нейротаблички»

Колганова В.С.,

Пивоварова Е.В.

«Нейропсихоло-

гические занятия

 с детьми»,

Изготовление пособия Нейротаблички»

(говорим-дышим-показы

ваем)

Иготовление

нейротренажера

 

Март

- Дыхательное

 упражнение:

«Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6»,

«дыхание через

одну ноздрю».

- Глазодвигательное упражнение

«Язык двигается противоположно

глазам» (3 уровень),

 с ручкой сидя.

- Растяжки:  «Флажки», «Локоток-1»

-Упражнения

двигательного

репертуара:

«Перекрестные

 четвереньки»,

«Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами»

Колганова В.С.,

Пивоварова Е.В.

«Нейропсихоло-

гические занятия

с детьми»,

Изготовление пособия «Мнемокарточки с нейроритмики»

Демонстрация

занятий

по

 использованию

 нейроигр и

 упражнений,

 

Апрель

-Дыхательное

 упражнение:

«Сигнальщик»,

«Руки вперед,

в стороны, вниз».

- Глазодвигательное упражнение

«Язык двигается противоположно

глазам»

(3 уровень),

с ручкой сидя,

«восьмерки».

Растяжки: 

 «Локоток-2»,

«Покрутись»,

«Кошка-собака».

-Упражнения

двигательного

репертуара:

«Перекрестные

четвереньки»,

 «Разноименные

рука и нога».

-Дидактическая игра «Нейроальбом-

Колганова В.С.,

Пивоварова Е.В.

«Нейропсихоло-

гические занятия

 с детьми»,

Изготовление пособия «Нейроальбом-для автоматизации

и дифференциации

звуков»

Демонстрация

 занятия с элементами

нейроигр и

 кинезиологических

 упражнений

«Нейрогимнастика

 для детей дошкольного возраста».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становитс...

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда ДОО .

Использование технологии логоритмических игр и упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда   ДОО ....

Игры и игровые упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с применением биоэнергопластики.

        Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии д...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда

Сценарий индивидуальной образовательной деятельности по автоматизации звука " С"...

«Кинезиологические упражнения в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми 6-7 лет с ОНР.»

quot;Кинезиология" – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...