Звук и буква Ж
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Атаманова Маргарита Степановна

 

Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов, функции словоизменения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звук и буква Ж41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детски сад «Снежинка»

Учитель-логопед высшей категории

Атаманова Маргарита Степановна

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста.

ТЕМА: Звук и буква «Ж»

ЦЕЛИ:

Образовательная:

Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов, функции словоизменения.

        Коррекционные:

  1. Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля слова «Ёжик».
  2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  4. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «Ёжик» и развитие валентностей слов.
  5. Развитие функций словоизменения.
  6. Развитие связной речи.
  7. Формирования у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Воспитательная:

Знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.

        Оборудование:

  1. Таблица артикуляционно-акустического образа звука.
  2. Набор картинок по автоматизации изолированного звука (звукоподражания).
  3. Слоговые дорожки, лабиринты, таблицы.
  4. Сюжетная картинка «Еж, ежиха и ежата»
  5. Пособия для звуко-слогового анализа.
  6. Набор таблиц по формированию и расширению семантического поля, развития словоизменения.
  7. Разрезная азбука.
  8. Песочные наборы.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

  1. Слушание образца нормированной речи

Выделить звук, который встречается в тексте чаще других.

«На лужайке живет дружная семья: ёжик, ежиха и ежата.

Ёжики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина.

После ужина ежи, съёжившись, засыпают под кустом ежевики».

  1. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука «Ж», а поможет нам в этом картинки.

  1. Анализ артикуляционно-акустического образа звука.
  • Губы округлены
  • Зубы сближены
  • Язык «чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
  • Воздушная струя плавная, теплая, сильная
  • Голосовые складки работают.

1). ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГОЗВУКА  «Ж»

(с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).

2). ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА «Ж»

Звук «Ж» - согласный, звонкий, твёрдый.

-    Почему звук «Ж» согласный?

  • Почему звук «Ж» звонкий?
  • Почему звук «Ж» твердый?

3). СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА «Ж» С БУКВОЙ

    -Послушайте и посмотрите, какой буквой обозначается звук «Ж» на письме».

                Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт «жужжащий звук».

4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Ж» В СЛОГАХ

  • Однажды ежонок заигрался на лужайке и заблудился.

Помоги ёжику добраться до своего жилища

  • Тем временем папа ёж нёс ежатам на ужин грибы.

Прочти слоги, угадай какие грибы несёт ёжик в своё жилище.

  1. Автоматизация звука «Ж» через формирование семантического поля слова «Ёжик», развитие валентностей слов и функций словоизменения.

1). ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО СЛОВА.

     -   Помогите ежу закончить четверостишие:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель….. (Ёжик)

  • Отгадай загадку.

Лежала между ёлками

Подушечками с иголками

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала   (Ёжик)

  • Сложи начальные буквы строк стихотворения, прочти ответ

Ёлка, помнишь, под травой

Жил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

Как живая ёлочка.

  • Объясни лексическое значение слова «Ёжик» (Работа со словарём).

Ёжик – это маленькое животное с колючками на спине.

2). ЗВУКО-СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЁЖИК»

Самый маленький ежонок многого не знает. Давайте расскажем ежонку все о нем:

  • Кто папа у ежонка?  (ЁЖИК)
  • Произнесите слово «ЁЖИК» чётко проговаривая все звуки.
  • Назовите  по порядку все звуки в слове «ЁЖИК».
  • Сколько звуков в слове «ЁЖИК»?
  • С какими звуками в слове «ЁЖИК» дружит звук «Ж»?
  • Определите место звука «Ж» в слове «ЁЖИК».
  • В каком слоге звук «Ж»?
  • Сколько слогов в слове «ЁЖИК»?
  • В каком слоге звук «Ж»?

3) ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:

Узнал все ежонок – стал умнее.

(Вывешивается картинка «Ежовой семьи»)

- Если ежик очень большой, то его называют…             Ежище

- А кто мама у ежонка?                                   Ежиха

- А как можно назвать их детей?                   Ежата

- Как можно назвать одного?                         Ежонок?

- Как назвать одного ласково?                       Ёженька

- Ёжик, ежиха и ежата – что это?                  Ежовая семья

- Пропавший ёжик, что должен уметь делать от холода?

                                                                          Ёжиться

- нашелся ежонок, пришел домой, а папа ёж говорит: «Буду держать тебя теперь в «ежовых рукавицах».

- Найдите корень в этих словах                     Ёж

- Сосчитайте

Один

(одна)

Два

(две)

Много

Ёж

Ёжик

Ежиха

Ежонок

-   Образуйте множественное число

Ёж

Ёжик

Ежиха

Ежонок

  1. Печатание слов  ЕЖИ, УЖИ

Игра: «Песочный компьютер».

6. Логопедическая зарядка  (в период утомляемости детей)

        Ёж готовится к рекордам,                 (Выполнение движений)

        Будет заниматься спортом:

                Ёжик лапки напрягает,         

                Штангу кверху поднимает.

                Держит 1, 2, 3, 4, 5,

                Можно штангу опускать.

        Ёжик низко приседает,

        И по камушкам шагает,

        Возвращается обратно.

        Расслабление приятно.

7. Итог:

  • Над каким звуком мы  работали?
  • Назовите однокоренные слова к слову «Ёжик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....