Звук и буква Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Атаманова Маргарита Степановна

Закрепление навыков произношения звука «Ш» в словах и фразовой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звук и буква Ш32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детски сад «Снежинка»

Учитель-логопед высшей категории

Атаманова Маргарита Степановна

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Звук и буква «Ш»

Задачи занятия:

  • Закрепить произношение звука «Ш» в словах, фразовой речи.
  • Развивать фонематическое восприятие и слух.
  • Продолжать учить делить слова на слова и слоги.
  • Упражнять в определении позиции звука в слове.
  • Развивать графические навыки, пальчиковую моторику, логическое мышление, внимание.
  • Воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.

Оборудование:

        Письмо, схема характеристики звука, счетные палочки, мяч, фломастеры, предметные картинки, наглядно-игровое пособие «Поезд».

Ход занятия.

  • Послушайте текст полученного письма и помогите разобраться в его содержании.

«Здравствуйте, дорогие ребята. Пи..ут вам жители страны «..утилия». У нас все хоро..о. Мы любим ..утить, но никто не понимает этих ..уток и не смеются над ними. Помогите нам."»

  • Что не так в этом письме, почему в нем такие странные слова, какого звук не хватает? (звука «Ш»)
  • (Чтение правильного варианта письма) Жители этой страны, вероятно, не знают этого звука, у них нет слов со звуком «Ш» Давайте поможем жителям и познакомим их с этим звуком.
  • Что мы знаем о звуке «Ш»?  (Анализ звука «Ш» по схеме)

Закрепление изолированного произнесения звука «Ш»

  • Логопед: Тихо зашумел камыш:

(дети)  Ш-Ш-Ш.

  • Где-то зашуршала мышь:

(дети) Ш-Ш-Ш.

  • Воздух вышел из колес:

(дети) Ш-Ш-Ш.

  • Ветер листики понес:

(дети) Ш-Ш-Ш.

(Выкладывается изображение буквы «Ш» из палочек)

  • Ребята, давайте поделимся своими знаниями о звуке и букве «Ш» с жителями страны «..утилия». Для этого нам нужно  отправиться в путешествие на веселом поезде, но в дороге могут встретиться трудности и препятствия, которые ребята должны вместе преодолеть.

  1. И/упр. «Собираем подарки для жителей страны».

Задание:

  • Найти на игровом поле картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Ш», и положить их в вагон поезда, (выделить голосом звук «Ш»).
  • Подарки собраны, поезд отправляется в путь. (Поезд двигается дальше по рельсам )
  1. И/упр. «Раздуваем облака» (упражнение на развитие дыхания)

(Поезд продолжает движение)

  1. И/упр. «Тоннель»
  • У тоннеля – стражник: Шура, Яша, Крепыш.

Задание:

  • Подобрать предмет на картинке для каждого стражника, в названии которого звук «Ш» находится в разной позиции, подобно той, которую он занимает в их именах (начало, середина, конец), разложить их в соответствующие карманчики.

  1. Физминутка
  • «Передай мяч». Дети передают мяч по кругу, по сигналу (произносится «Ш») они останавливаются, и ребенок, у которого находится мяч, называет слово с этим звуком.
  • «Измени словечко» – ребенок, которому брошен мяч, меняет слово так, чтобы в нем появился звук «Ш» (Солнце – солнышко):

ПУХ - …

УХО - …

РУБАХА - …

ХЛЕБ - …

ИЗБА - …

ЗАЙЧИК - …

КОТ - …

(Поезд движется дальше, на пути – река)

  1. «Строим мост»

Задание:

  • Разделить слова на слоги, и по количеству слогов в слове каждый ребенок выкладывает соответствующее количество дощечек (картинки-подсказки изображены на игровом поле).

(Поезд переезжает через реку, на пути – завал из брёвен).

  1. «Разбираем завал»

Задание:

  • Изменить предложение, неправильно построенное по смыслу

(На каждом «бревне» -  одно предложение):

  • Мышка ловит кошку.
  • Комар съел лягушку.
  • Чашка стоит под столом.
  • Шишки растут на берёзе.
  • Лошадка едет на Мише.

(Педагог снимает каждое бревно, зачитывает предложение, дети дают верный вариант. Постепенно завал разбирается)

  1. «У ворот в страну «..утилия»».

На воротах написаны слова с пропущенной буквой «Ш».

  • Ребята, давайте прочтем слова, какой буквы не хватает, допишем её. (Дети дописывают букву, с логопедом читают слова)

Ворота открываются, детей  приветствуют весёлые человечки.

- Ребята, вы много знаете о звуках, умеете находить их в словах, определять место звука, делить слова на слоги. Мы вместе поделились знаниями  с жителями страны «Шутилия», познакомили их со звуком и буквой  «Ш». Теперь они могут шутить , и все будут понимать их шутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....