Звук и буква Р
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Закрепление навыков правильного произношения звука «Р» в слогах, в слоговых сочетаниях, в словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук и буква | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детски сад «Снежинка» г. Муравленко ЯНАО
Учитель-логопед высшей категории
Атаманова Маргарита Степановна
Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе.
Тема: Звук и буква «Р» «Как звук Р к нам попал»
Задачи:
1. Образовательные:
- Развитие согласований падежных окончаний
- Развитие связной речи
- Развитие навыков печатания букв
- Развитие пространственной ориентации
- Развитие внимания, логического мышления
- Коррекционные:
- Автоматизация звука Р изолированно, в слогах, словах и предложениях.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата
- Развитие паралингвистических средств общения – мимики
- Развитие фонематического слуха
- Развитие функций языкового анализа и синтеза
- Воспитательные:
- Воспитание желания помощи
- Воспитание дружелюбия, чувства товарищества
- Воспитание патриотических чувств
План занятия:
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
- Объявление темы
- Анализ артикуляции звука «Р»
- Характеристика звука «Р»
- Произношение изолированного звука «Р». Работа над голосом.
- Закрепление звука «Р» в слогах, в слоговых сочетаниях и словах
- Подбор антонимов.
- Физминутка
- Закрепление звука «Р» в предложениях. Падежное управление
- Звуко-слоговой анализ слова РОЗА
- Произношение звука «Р» в чистоговорках.
- Закрепление звука «Р» в тексте. Подбор определений
- Знакомство с буквой «Р»
- Печатание буквы «Р»
- Итог занятия
- Домашнее задание
- Оценка деятельности детей
Речевой материал:
Лексический: названия животных, цветов
Грамматический: согласование существительных единственного числа в родительном падеже, прилагательные, антонимы, подбор рифм
Оборудование:
Индивидуальные зеркала, дидактическая кукла «Бегемот Татоша», схема анализа артикуляции, схема характеристики звука, картинки зверей, птиц, цветов(зебра, кенгуру, крокодил, верблюд, тигр, сорока, ромашка, роза, георгин, астра), гор, замка, индивидуальные схемы анализа звука, дидактическое пособие «Цветик-семицветик», индивидуальные «Песочные компьютеры», магнитная доска, буква «Р», звукоград.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Психогимнастика:
Раз, два, повернись и в сказке окажись.
Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (тр-р-р, тр-р-р). Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом… (кар-р-р-р), а мама ворона отвечает ему низким голосом… (кар-р-р).
2. Артикуляционная гимнастика:
А к нам спешит наш друг Тотоша поиграть с язычком:
«Чок – чок, здравствуй, друг наш, язычок».
«Заборчик» Губки улыбнулись,
К ушкам потянулись.
«Лопатка» Язык лопаткой положи
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять
И под счет его держать.
Раз, два, три, четыре, пять
Продолжаем мы играть.
«Иголка» Язык сильно напрягаю
И в иголку превращаю,
Острый кончик потяну
До пяти считать начну
Раз, два, три, четыре, пять,
Иголочку могу держать.
«Качели» На качелях я катаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Я до крыши поднимаюсь
А потом спускаюсь вниз.
«Чашечка» Ободок у языка - тонкая полоска
вверх его мы поднимаем – «Чашечку» получаем.
«Грибок» Грибочек – грибок
Масляный бок
Серебристая ножка
Постой немножко.
Чок – чок, отдыхает язычок!
А мы, ребята, с вами отправляемся в сказку.
3. Объявление темы:
В некотором царстве, в некотором государстве жил звук «Р».
Вы догадались, какой звук мы будем изучать? Звук «Р». Произнесите этот звук.
4. Анализ артикуляции (по схеме)
Продолжите за мной ответы. Когда мы произносим звук «Р»:
- Губы… (округлены)
- Зубы… (сближены)
- Кончик языка… (поднимается кверху и дрожит)
- Спинка языка… (опущена вниз, звук твердый)
- Выдыхаемая воздушная струя… (сильная, направлена на кончик языка, язык под напором воздуха дрожит)
- Голосовые складки… (дрожат, звучит голос);
5. Характеристика звука (по схеме)
Произнесите звук «Р»
Что можно сказать о звуке, какой это звук?
- Согласный, потому, что во рту есть преграда для выдыхаемой воздушной струи;
- Звонкий, потому, что работают голосовые складки, звучит голос;
- Твердый, потому что, спинка языка опущена вниз.
6. Произношение изолированного звука «Р». Работа над голосом.
Вокруг звука «Р» рычали звери. Как они рычали?
Падали камни. Произнесите звук отрывисто. Грохотал гром.
Это были звуки, с которыми нельзя подружиться. Стало ему грустно.
(Произносится «Р» с грустью) Р-р-р
Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь? Иди в детский сад «Снежинка», там все буквы и звуки живут в волшебных замках, и дети научились их произносить.»
Обрадовался звук «Р» и отправился в дорогу, но без нашей помощи ему не добраться. Мы с вами поможем звуку «Р»?
7. Закрепление звука «Р» в слогах, в слоговых сочетаниях и словах.
(Выставляется картинка с изображением гор)
Что это? (Горы) Звуку «Р» надо помочь перебрать через горы.
Отправим ему на помощь гласные звуки.
Игра «Поймай звук»: Ловите звуки. К звуку «Р» прилетел звук «А» (О, У, Ы), какой слог получился? (РА, РО, РУ, РЫ)
Получилось волшебное заклинание
РЫ – РО – РУ – РА – расступилась гора (изображают руками)
Расступилась гора, а за ней огромные «ТА-ВО-РО» Что я перепутала?
Произнесите слово правильно (ВОРОТА).
Упал звук «Р», поранил руку и воскликнул «Ох, рана!» - Какое слово можно составить из этих двух слов (ОХРАНА)
8. Подбор антонимов
Чтобы охрана пропустила звук через ворота надо сказать особые слова.
Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные им по смыслу хорошие слова:
Зло (Добро)
Лень (Трудолюбие)
Трусость (Храбрость)
Ура! Ворота открылись! За воротами звери. Если угадаете их название, они помогут звуку «Р», укажут ему путь.
Задание:
1). В названии животного первый звук «Ть», последний – «Р».
Кто это? (Тигр)
- «Разбросайте» звуки этого слова. (т, и, г, р)
- Какой гласный есть в этом слове? (и)
- На каком месте стоит звук «Р»? (4)
- Сколько звуков в слове «Тигр»? (4)
- Соберите «рассыпанные» звуки: Ж, И, Р, А, Ф в слово (Жираф)
2). Отгадайте название животных с перепутанными слогами:
ДИЛ-КРО-КО, РУК-КЕН-ГУ, РА-ЗЕБ, БЛЮД-ВЕР
(Крокодил, кенгуру, верблюд)
- С кем подружился звук «Р»?
(С крокодилом, кенгуру, зеброй, верблюдом)
- Ещё есть друг у звука «Р» - РА-ТИ-НО- БУ
- Кто такой, не пойму? (Буратино)
9. Физминутка: ( выполняются движения по тексту)
Буратино взял… (топор)
И пошел чинить… (забор)
Видит он стоит … (машина)
Но машина без… (бензина)
Влил бензин он в …(мотор)
И наехал на …(забор)
Тут Тортилла … (прибежала)
Буратино …(отругала)
10. Закрепление звука «Р» в предложениях. Падежное управление
Идёт звук «Р», а пред ним сад. В саду цветы. Какие в нем цветы нам поможет узнать «Цветик-семицветик»
(Дети вытягивают лепестки с картинками цветов на обратной стороне)
Звук «Р» наслаждался запахом, ароматом: ромашки, розы, георгина, астры.
Полюбовался он цветами, а куда идти дальше не знает.
11. Звуковой анализ и синтез слова РОЗА
В саду есть цветок, который ему поможет. «Соберите» звуки: Р, О, З, А. Догадайтесь как он называется
Если мы правильно составим звуковую схему, цветок даст свой лепесток, который показывает направление
(Составление звуковой схемы слова)
Идёт звук «Р» песенки напевает, чистоговорки сочиняет, а навстречу ему колобок.
12. Произношение звука «Р» в чистоговорках.
Покатился колобок, (правая рука отводится вправо)
На дороге коробок (левая – влево)
Удивился колобок (поднять-опустить плечи)
Закатился в коробок (вращая предплечьем левой руки круговыми оборотами сближаемся с правой рукой, завершив движение хлопком).
Ра-ра-ра, стоит высокая гора.
Рад-рад-рад, растет сладкий виноград.
Нат, нат, нат, я люблю гранат.
Подул сильный ветер. Покажите какой.
Выхватил лепесток из рук звука «Р» и унес его. Пошел звук «Р» дальше.
Видит, стоит замок, а на нём надпись: «Направо пойдёшь – к Дракону попадёшь, налево пойдёшь – в Рыжий город попадёшь».
Куда пошёл звук «Р»? (направо)
(Дети показывают направление. Выставляется изображение Чёрного замка)
13. Подбор определений
Слышит звук «Р» чьи-то рыдания (горько плачут).
Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать кто это?
Там рыдают: БУ – АТИНО
ПЕТ – УШКА
ВО-ОНА КА-КУША
ПО-ОСЁНОК ПИК
Какой звук у них забрал Дракон? Знаете, зачем? Чтобы еще больше рычать и быть еще более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук «Р».
(Дети подбирают определения)
Каким стал Дракон? (Хорошим, добрым.)
Что сказали звук «Р» Чебурашка, Буратино? С кем он подружился? Он стал их …(другом). Кого вы можете назвать своим другом?
Гена предлагает вам запомнить такую пословицу:
«Дружба и братство дороже богатства».
(Дети повторяют пословицу)
От таких дружных слов теплый ветер закружил звук «Р», поднял его в воздух и опустил возле нашего детского сада.
Посмотри, вот твоя буква «Р». Поздоровайтесь с ней. Скажите ей, как называется наш город (Муравленко). В названии нашего города тоже есть звук «Р».
14. Знакомство с буквой «Р»
Букву «Р» писать несложно.
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок
И получится флажок.
15. Печатание буквы «Р»
Напишите букву Р пальцем в воздухе, на ладошке, на столе.
В каком замке будет жить звук «Р»? (В синем, потому что он согласный)
Ребята, давайте сделаем подарок звуку и букве «Р».
А какой мы узнаем, если правильно заполним «Песочный компьютер».
Р |
О |
З |
А |
- в нижнем правом окошке напечатать последний звук в слове ЛУНА
- в верхнем левом окошке – последний звук в слове МОТОР
- в нижнем левом окошке – первый звук в слове ЗАБОР
- в верхнем правом окошке – первый звук в слове ОСЫ (РОЗА)
16. Итог занятия:
С каким звуком сегодня на занятии мы работали? (Со звуком «Р»)
Мы с вами узнали, что звук «Р»:
- Согласный, потому что при его произнесении есть преграда во рту для выдыхаемого воздуха;
- Звонкий, потому что звучит голос;
- Твёрдый, потому что опущена спинка языка
17. Домашнее задание:
В подарок звуку «Р» нарисуйте дома розу
18. Оценка деятельности детей:
Все дети работали активно и помогали звуку «Р» справиться с заданиями и попасть в свой дом-звукоград. (Индивидуальная оценка деятельности детей)
19. Используемая литература:
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....