Выступление на тему: «Использование нетрадиционного игрового оборудования при обучении грамоте старших дошкольников с нарушениями речи» к РМО
материал по логопедии

Гиззатуллина Эльнара Эльвировна

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Подготовка к обучению грамоте занимает одно из важных мест в развитии детской речи, особенно если это дети с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_4_gizzatullina_e.e.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Выступление на тему:

«Использование нетрадиционного игрового оборудования при обучении грамоте старших дошкольников с нарушениями речи»

К РМО №4

Учитель-логопед

Гиззатуллина Э.Э.

Май 2021 г.

РМО учителей-логопедов №4 (май 2021г.)

Выступление на тему: «Использование нетрадиционного игрового оборудования при обучении грамоте старших дошкольников с нарушениями речи»

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным-

вот задача первоначального обучения…»

К.Д. Ушинский

 Обучение грамоте – своеобразный старт для дошкольников в изучении родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений. Важно, чтобы этот старт был удачным и победным.

Актуальность. Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Подготовка к обучению грамоте занимает одно из важных мест в развитии детской речи, особенно если это дети с речевыми нарушениями.

Цель: Использование нетрадиционных игровых оборудований в развитии фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи: Формировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте. Активизировать навыки фонематического восприятия, анализа, синтеза в процессе ознакомления со звуковым составом слова. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения. Вовлекать в коррекционную деятельность родителей воспитанников на основе игрового взаимодействия со своим ребенком. Активизировать познавательную деятельность детей, развивать логическое мышление, память, внимание.

Работа с детьми.

Для обучения грамоте я изготовила интересные игры и пособия на развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия, речи и мышления. Использовала многофункциональное пособие «Грамотейка».

Пособия на развитие фонематического слуха:

1) Игра «Где звук живет?»

Была использована музыкальная игра с молоточком.

Описание: ребенок определяет место звука и молоточком бьет по шарику.

2) Гласные звуки.

Для закрепления гласных звуков, в своей работе использовала различные сушки. Звук [А] обозначаем большой круглой сушкой, звук [У] – маленькой круглой сушкой, звук [И] – палочкой и т.д.

        3) Игра «Поймай насекомое»

Описание: на «насекомых» нарисованы звуковые символы гласных просим ребенка: «Поймай звук [А] и т.д.»

        4) Пособие «Сова». Прищепками ребенок ставит правильно ударение в слове и крепит «сову».

5) «Волшебные шапочки» (обозначение гласных звуков).

Пособия на развитие звукового анализа и синтеза:

        1) Многофункциональное пособие «Грамотейка» («Паровозик»)

Описание: детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые «вагончики» (согласный – гласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый). В конце ребенок прикрепляет вагончик того цвета, который он обозначается.

        2) Многофункциональное пособие «Грамотейка» («Умники»)

Описание: ребенок делает звуковой анализ и синтез слова. Прикрепляет на ленточку красные, синие, зеленые прищепки.

        3) Игра «Обезьянки»

Описание: ребенок делает звуковой анализ и синтез слова, с помощью «обезьянок в красных, синих и зеленых футболках.

        4) Пособие «Конфетки». Игра для звукового анализа и синтеза слов.

        5) Игра «Лабиринт»

Описание: на доску прикреплены красные, синие, зеленые гвоздики. С помощью резинок делает звуковой анализ слова.  

6) Так же была сделана игра из спичечных коробочек. С помощью этой игры можно делать звуковой анализ и синтез слогов, слов. Можно соединять звуки в слоги.

7) Для анализа и синтеза предложений использовали «Шарики» и «Колечки», сделанные из фетра.  Ленточки на «шариках» обозначают длинные и короткие слова в предложение.

8) Многофункциональное пособие «Грамотейка» («Ладошка»). Для определения количества слогов в слове.

Описание: ребенок определяет количество слогов в слове, загибая «пальцы» на пособие.

        9) Для того, чтобы поддержать интерес к лексическим темам, были изготовлены многофункциональные пособия «Грамотейка»: «Космос», «Дикие животные».

        10) Игра для составления предложений «Волшебные палочки».

С помощью палочек ребенок выкладывает схему предложения, обозначая первое слово.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

Пособия на развитие зрительного восприятия букв:

1) Для изучения букв использовались губки для мытья посуды, нарезанные на полоски.

2) Писали буквы на песке с помощью различных героев на палочке.

        3) Пособие «Выложи буквы». Из бусинок ребенок составляет букву.

        4) «Живые звуки» (карточки букв со стихотворениями)

5) Пособие «Фонарик».

Описание: ребенок «освещая» фонариком определяет, какие символы (или буквы) спрятались и называет их.

Работа с родителями. Родители оказывали помощь при изготовлении пособий.

Результаты. Результаты работы по использованию нетрадиционных игровых оборудований при подготовке детей к обучению грамоте: дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки. Владеют навыками звукового анализа, умеют определять количество звуков в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, разделять слова на слоги, предложения на слова. Проявляют любовь и интерес к родному языку.

В дальнейшем планирую продолжать работу и создавать интересные пособия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Заключение.

Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ОНР при обучении грамоте позволяет задействовать все анализаторные системы, а использование нехарактерных для логопедии методов и приемов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей – логопатов, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. А главное, вырабатывает мотивацию к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование дидактических игр в формировании фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи"

Для того, чтобы занятия по формированию фонематических процессов у дошкольников стали привлекательными и интересными мы используем дидактические игры....

« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым   аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, б...

« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью зрительных и жестовых символов:   - ускоряет процесс фонемообразования,- обеспечивает готовность к усвоению гр...

Выступление на тему: « Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»

Выступление на тему:« Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»...

Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"

Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"...

Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"

Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"...

Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"

Выступление учителя- логопеда на родительском собрании на тему: "Обучение грамоте старших дошкольников"...