Выступление на тему: « Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
материал по логопедии
Выступление на тему:
« Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar_v_avguste_2021.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Аленушка»
Выступление на тему:
« Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Подготовила: учитель-логопед I кв.категории
Серкина Вера Александровна
г.Жердевка
Старший дошкольный возраст-это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам готовности ребёнка к овладению грамотой и практика работы с детьми показали, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающие трудности при усвоении школьной программы. Поэтому целесообразно уделять внимание проблеме по формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальным навыкам чтения и письма.
В нашем детском саду ведётся дополнительная работа в этом направлении с детьми от 5 лет.
Обучать интересно и эффективно – цель и задача любого педагога. Добиться этого сложно, но возможно. Пути реализации многочисленны, хотя не все одинаково результативны и значимы с позиций современных основ обучения. На занятиях я применяю разнообразные инновационные технологии. Для повышения результативности работы и как средство оптимизации процесса обучения грамоте можно использовать метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться практическим действиям с ними.
Основные задачи по обучению грамоте дошкольников, которые мы можем решать с применения метода наглядного моделирования:
-познакомить детей с понятием «звук», «слово», «предложение» ;
-различать гласные и согласные звуки, формировать и закреплять представления о твердости- мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;
изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов;
-формировать навык звукового анализа и синтеза , определять последовательность звуков в слове, определять количество звуков в слове;
-научить находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;
- познакомить со слоговым строением слова – делить слова на слоги и составлять слова из слогов;
- познакомить со словесным составом предложения;
-научить графически изображать предложение.
Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерностей превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать.
На своих занятиях я уделяю большое внимание формированию идентификации звука и буквы. Это очень важный навык, с его помощью обеспечивается техническая сторона чтения. Именно с различения и узнавания букв начинается чтение. В сознании ребёнка между звуком и буквой устанавливается ассоциативная связь. Совершенствование, развитие и доведение этой связи до автоматизма обеспечивает хорошую технику чтения в будущем.
Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, я использую разнообразные игровые упражнения. Работу строю по следующим этапам:
1 этап Создание ассоциативных связей между звуком и буквой.
На этапе воссоздания ассоциативных связей между звуком и буквой звук связывается с соответствующей буквой, которая вводится только после того, как ребенок научится узнавать звук в различном звуковом окружении. Работа по формированию фонематического слуха начинается гораздо раньше ознакомления с буквами.
2 этап Актуализация графемы
На этом этапе ребенок выбирает букву для обозначения звука. Для этого он должен хорошо запомнить ее графический образ.
Для этого мной используются разнообразные приемы:
- узнавание и называние буквы по заданию педагога;
Определение буквы, написанной на ладони, в воздухе на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы, с закрытыми или открытыми глазами.
- запоминание букв и выбор их среди других, игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» с буквами;
- раскладывание букв в определенной последовательности;
Для развития тактильной памяти, я предлагаю определить букву на ощупь. Можно использовать карточки из гладкого картона, на котором наклеены буквы из бархатной бумаги, бусин. Можно предложить с закрытыми глазами ощупать букву и назвать её. Также можно использовать «Пальчиковый бассейн». Дети ищут букву в горохе, фасоли и т.д.
( можно закрытыми глазами).
-Активизируя у детей ассоциативную память, можно предложить детям найти сходство буквы с каким-либо предметом.
3 этап Зрительно-пространственный анализ буквы
На этом этапе проводится работа по развитию зрительного анализа изображений букв на составляющие элементы, синтез элементов буквы, определение сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Для этого детям предлагаются следующие задания:
- конструирование букв из их элементов, из палочек, косточек, ниток, проволоки, и т. д. по образцу, по представлению после короткой демонстрации, по речевой инструкции, а затем самостоятельно;
- реконструирование букв дополнением недостающих элементов в букве по заданию или удалением лишних элементов
- преобразование букв с изменением пространственного расположения элементов.
Нужно учитывать, что важную роль при обучении начальным навыкам чтения отводится на развитие фонематического восприятия (дифференциация, различение фонем), фонематический анализ (возможность выделения звука из слова), зрительный анализ и синтез (возможность определять сходство и различие букв). Поэтому в этом мне помогает книга «Мой букварь» Н.В.Нищевой. В данной книге порядок изучения звуков и букв подчинён доступности усвоения детьми, в частности с речевыми нарушениями. В первую очередь изучаются те звуки и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся детьми в основном правильно.
Процесс обучения грамоте будет легче, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненными живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение информационно-коммуникативных технологий в работе по обучению грамоте становится всё более актуальным. На своих занятиях я использую презентации и компьютерные игры. Такие игры позволяют внести в занятие новизну, развивать познавательную активность, углубить интерес к языку. Использование игр-презентаций позволяют сделать образование современным, повышает мотивационную готовность ребёнка. При условии систематического использования средств ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения заметно повышает эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей.
Для того, чтобы запомнить букву, детям нужно как можно больше действовать с ней, а не просто видеть изображение. Поэтому из многочисленных пособий, тетрадей мною были взяты и собраны в одно пособие задания, направленные на закрепление образа буквы. Изучаемую букву нужно раскрашивать, заштриховывать, дописывать элементы. Всё перечисленное не только помогает лучше запомнить буквы, но и развивает пространственное восприятие, готовят руку к письму, тренируют внимание.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....
Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по применению игровых технологий на занятиях с детьми по подготовке к обучению грамоте....
Методические рекомендации «Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуаль...
«Использование инновационных технологий при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников»
Важным этапом в жизни каждого дошкольника является подготовка к школе, поэтому главной задачей воспитателей становится оказание помощи детям в переходе на следующую ступень обучени...