Развитие слухового внимания и памяти на логопедических занятиях
статья по логопедии (старшая группа)

В статье отражены основные приемы развития слухового внимания и памяти как необходимого условия для понимания речи и совершенствования речевой функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sv_i_pamyat.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

Слуховое внимание – это умение сосредоточить сознание на определенном звуковом раздражителе. При сосредоточении сознания повышается чувствительность слуха человека к конкретному сигналу извне.

Без этого умения невозможно слушать и понимать речь: ее произносительную и интонационную сторону.

Слуховая память – это образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора, направленная на запоминание звуков (различных шумов, музыки и т.д.).

Для развития этих важнейших функций мозга у детей на логопедических занятиях применяется ряд заданий и игр:

- подвижная игра под музыку Stop and Go: когда музыка играет – ребенок идет, замолкает – останавливается;

- повторить ритм, заданный взрослым; воспроизвести звук с разным уровнем громкости;

- с музыкальными инструментами: слышишь колокольчик – иди, барабан – беги;

- с ортопедическими ковриками: наступай, когда услышишь звук (неречевой/речевой);

- игра «4-й лишний»: из ряда слов выделить лишний и объяснить свой выбор (огурец, помидор, лук, слива; глаза, нос, рука, рот);

- игра «Запомни и нарисуй»: раздели лист на четыре части, в верхнем правом окошке нарисуй лодку, в нижнем левом – елку и т.п.

- игра «Запомни и продолжи историю»: взрослый начинает, ребенок продолжает и добавляет свою деталь.

- игра «Выбор»: перед чтением текста дается задание, что именно нужно запомнить, а затем перечислить (все названия животных, имена героев и т.д.)

Игры постепенно усложняются, задания становятся многоступенчатыми. Включая специальный речевой материал с определенными звуками, мы дополнительно реализуем задачу автоматизации звуков на логопедических занятиях.

Список литературы:

  1. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2016. – 319 с.
  2. Тарасова О.А., Чернышева Ю.А. Речевая слуховая агнозия. Теория и практика. – М.: Перо, 2021. – 230 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Игры и упражнения для дошкольников с ОНР на развитие слухового внимания и памяти дома с родителями

Хорошо развитое слуховое внимание  является основой для формирования у детей навыков звуко-буквенного анализа и дальнейшего успешного обучения грмоте. Обучени...

Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников с помощью игр- занятий

В статье рассматривается развитие слухового внимания и памяти у дошкольников с помощью игр- занятий...

Игры, упражнения по теме: «Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, обеспечение положительной мотивации при выполнении заданий у детей с ФФН»

Игры, упражнения по теме: «Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, обеспечение положительной  мотивации при выполнении заданий у детей с ФФН»...

Игры на развитие слухового внимания и памяти

Предлагаются игры на развитие слухового внимания и памяти для использования на логопедических занятиях....

Игры на развитие слухового внимания и памяти у дошкольников

Картотека игр на развитие слухового внимания и памяти для детей от 2х до 7лет...

Игры на развитие слухового внимания и памяти

Уважаемые родители! Предлагаю Вам игры на развитие слухового внимания и памяти, в которые Вы сможете поиграть с ребенком дома и тем самым повысить речевой уровень Вашего ребенка. Хлопни в ладоши ...