Логика и речь: есть ли связь?
презентация по логопедии

Растворцева Елена Юрьевна

Есть ли польза от логических упражнений, если нарушена речь? Несомненно! Пополняем активный словарь, повышаем точность высказывания, улучшаем содержательность, логичность высказывания, самоконтроль за произношением, перенос приобретенных речевых навыков в спонтанную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_18_maya.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайд. Родители дошкольников часто задают мне вопрос: надо ли готовиться к школе? В своё время их специально никто не готовил и всему они научились уже в школе. У меня всегда один ответ: конечно, надо. И на это есть две причины. Одна причина физиологическая. Дети до 7 лет наращивают нейросеть, с которой они будут жить всю оставшуюся жизнь и пользоваться тем, что есть. Все мы знаем, что люди с хорошей памятью более успешны. Наша память- это не какой-то шкаф в головном мозге, куда мы складываем информацию. Информация блуждает по нейросети, так же как машины ездят по дорогам. Чем больше дорог, тем больше машин туда поместится. Задача взрослых-максимально развить нейросеть ребенка. Вторая причина-психологическая. Мы знаем, что дети любят только то, что у них получается. Если ребенок подготовится к школе, то он не будет испытывать проблем в обучении, ему будет нравиться учиться, ходить в школу. Следовательно, он изначально будет успешен. А первый класс, как мы знаем, дает настрой на всё обучение.

3 слайд Логические упражнения, безусловно, развивают все операции мышления.

4 слайд Но нам, как логопедам, интересна польза для речи

5 слайд Огромный плюс таких заданий в том, что не нужны специальные условия проведения и наглядность-абстрагируемся от зрительной опоры. Мы решаем еще одну важную задачу-развитие слуховой памяти, потому что все задания дети воспринимают только на слух. По статистике диагностики 5 -летних детей в нашем ДОУ из 47 детей звукопроизношение нарушено у 45, а фонематический слух-нормы нет ни у кого.

6 слайд Материал на эту тему я собирала много лет, задания приходили из разных источников, выбирала самое интересное и нужное.

Перейдем к заданиям. Чем похожи. Большинство детей справляются с этим заданием, трудностей практически не вызывает.

7 слайд Лишних слов не говорить. Инструкция: найти слово, без которого смысл не меняется.

8 слайд Вопросы для развития словесно-логического мышления. Я называю это задание вопросы к школе. Очень оживляет занятие, дети с нетерпением ждут это задание.

9 слайд Почему это случилось. Ответы на эти вопросы дети берут исключительно из личного опыта, можете узнать много интересного.

10 слайд Что не подходит. Есть группы слов, в которых ответы находятся быстро, а есть группы, на которых застреваем и разбираем признаки подольше. Обогащаются представления детей и словарный запас.

11 слайд Закончи предложение-тоже ответы из личного опыта

12 слайд Все по 5-любимое задание у всех детей. Старшим детям даю более сложные задания, 4-5 летним можно по знакомым группам слов (обувь, посуда)

13 слайд Логические пары-необходимо объяснить принцип подбора и дать пример, потом спрашивать. Достаточно сложное задание.

14 слайд Хорошее задание. Трудность чаще в том, чтобы запомнить длинное условие, приходится прочитывать условие несколько раз. Прекрасное задание для развития слуховой памяти.

15 слайд Как можно использовать -эти задания включены в программу ТРИЗ, много интересных версий у детей.

16 сайд Укажи место. Казалось бы, все эти слова знают. Но, задание вызывает затруднения. Знакомые слова охарактеризованы незнакомым образом.

17 слайд  Бывает такое или нет. Есть лёгкие задания, но есть и такие, над которыми надо подумать.

18 слайд Определи целый предмет по частям. В этом задании главное-дослушать до конца.

19 слайд Креативные задания. Ответы зависят от настроения, расслабленности. Очень интересно послушать.

20 слайд Использую реже, нужно подготовить рисунки. У детей вызывает очень большой интерес.

21 слайд Общий признак Есть задания полегче и посложнее, обычно, дети ориентируются.

22 слайд Какого цвета слово -из личного опыта отвечают, незнакомые предметы обсуждаем и в телефоне обязательно нахожу картинку.

23 слайд Кто кем был-о, вот тут вы наслушаетесь такого…Трудное задание, разбираем все непонятные слова

24 слайд Как можно узнать. На соображение задание или ответы из личного опыта.

В конце хочется сказать, что ценно наше общение с детьми, мы можем поговорить, выслушать, ответить на вопросы, посмеяться. Никакие гаджеты или цифровое обучение не заменят детям внимательного, чуткого, любящего педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мелкая моторика и развитие речи -есть ли связь?

О пользе развития мелкой моторики знают все. Слова В.А.Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и врачи, и логопеды. Малыш плохо говорит?...

Статья на тему "Логика и речь дошкольников"

Логика и речь дошкольника тесно связаны друг с другом. Уровень развития логики и мышления у всех детей разный. Выполнение различных упражнений и игр может существенно повысить уровнь интелектуального ...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи «Есть где-то Кошачья планета»

.Задачи:Образовательная:Побуждать высказываться на темы из личного опыта, аргументировать высказывания Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своем питомце.Уточнять и закреплять пр...

Если есть проблемы с речью… или Как правильно развивать речь ребёнка

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста.  Составлен по материалам https://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-molchal-a-potom-vdrug-kak-zagovorit/...

Развивая логику, развиваем речь

Мышление - исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако "большое" мышление начинается с малого. Дети старшего дошкольного возраста приобретают доста...

Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»

     Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ  в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...

Использование планшета "Логико-малыш" в работе по развитию речи с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Мы хотим представить, а может быть напомнить нашим коллегам, функции развивающего пособия «Логико-малыш», а также рассказать о преимущества использования его в развитии речи и логического ...