Статья на тему "Логика и речь дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Семма Анна Игоревна

Логика и речь дошкольника тесно связаны друг с другом. Уровень развития логики и мышления у всех детей разный. Выполнение различных упражнений и игр может существенно повысить уровнь интелектуального и речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Логика и речь дошкольников»

Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он задает вопросы взрослым, пытается многое узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создать условия для его познания мира.

Еще в раннем детстве закладывается основы развития логического мышления ребенка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания окружающего мира. В настоящее время достаточно четко охарактеризованы три основных стадии развития детского мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно - логическое, или понятийное.

Развитие речи и мышления ребенка в раннем детстве включено в общение с взрослым. Возникает внимание к речи взрослого, а подражание ей превращается в самостоятельную деятельность. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом (поиск и нахождение предмета по слову взрослого и название предметов и лиц). Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Формируется речевой слух, ребенок издает звуки, именуемые гулением, возникает лепет, сочетающийся со звуками и действиями малыша.

Один из моментов кризиса первого раннего детства малыша связан с появлением первого слова:

- ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название, открывает связь между знаком и значением;

- увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному.

В раннем детстве основная форма мышления – наглядно - действенная. Начинают формироваться и элементы наглядно – образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами). Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.

В этом возрасте уже начинает формироваться знаково – символическая функция сознания – усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также заместить реальный предмет знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей. У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами). Для достижения цели устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними.

На третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становиться основным средством общения. Кризис 3 лет – переход из раннего детства в дошкольное – один из наиболее трудных периодов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, хочет установить с ними отношения на новом уровне, более глубокие и осмысленные. Центральное новообразование этого периода – «я сам».

Одной из форм преодоления кризиса перехода ребенка из раннего детства к дошкольному является игра. Игра – особая форма совместной деятельности взрослого и ребенка, в которой ребенок оказывается счастливым и самостоятельным, тесно связана с миром взрослых.

Теперь о дошкольном детстве. Данный период характеризуется открытием для себя мира человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется переходом наглядно – действенного мышления и наглядно – образному и в конце – к словесному. Основным видом мышления тем не менее является наглядно – обзорное, и это соответствует репрезентативному интеллекту 9 мышлению представлениями), по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явление и процессы. Детские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывает игровая ситуация и действия.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. В этом возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического (строение слово) и синтаксического порядка (строение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти контекстной речи. Он может пересказать прочитанное, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь, отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

- появляются связанные формы речи, возрастает ее выразительность:

- ребенок постигает законы родного языка в процессе дейтсвий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждение превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседа, рассуждения, рассказы;

- речь становится обычным видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Конец дошкольного периода обычно приходится на кризис 7 лет. Этот перелом связан с рождением сознательного «я» ребенка. У ребенка появляется своя внутренняя позиция. Возрастает уровень запросов к самому себе, собственному успеху, появляется уважение к себе.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью к школе. Одним из составных компонентов готовности ребенка к школе является готовность познавательной сферы.

Итак, из сказано выше, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте логические формы мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен усваивать логические формы мышления, но обязательно руководство со стороны взрослого. Уровень развития логики и речи у разных детей различен, возможности, которые имеются у каждого ребенка, реализуется далеко не полностью. Выполнение специальных упражнений и игр может существенно повысить уровень развития логики и речи дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Арттерапия в развитии речи дошкольников"

В своей работе по коррекции и развитию речевых навыков детей мы используем комплексный подход – интегрированные развивающие игровые занятия с использованием различных видов арттерапии – музыкотерапии ...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Статья по теме: «Развитие речи дошкольников»

Материал будет полезен родителям, педагогам дошкольных учреждений. Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в детском возра...

Статья на тему "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников....

Статья для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»

Какие условия необходимо создать в семье для развития речи ребёнка?1. В общении с ребёнком следите за своей речью.2. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении неза...

Статья для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»

Благоприятная языковая среда в семье - условие развития речи детей. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие....

Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"

Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи  у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....