Развивая логику, развиваем речь
консультация (старшая группа)

Оксана Владимировна Никулина

Мышление - исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако "большое" мышление начинается с малого. Дети старшего дошкольного возраста приобретают достаточное количество учебных навыков: научились читать, считать. Однако, в школьном обучении встречаются трудности в решении и объяснении математических задач, в установлении и образовании причинно-следственных связей. Одна из причин такого положения недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_logika.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад № 26 «Акварель» г. Белгорода

Консультация-практикум для воспитателей:

«РАЗВИВАЯ ЛОГИКУ, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Подготовила

учитель-логопед

О.В. Никулина

Белгород, 2020

«Логика – есть анатомия мышления»

Джон Локк

Мышление - исключительно сложный психический процесс, до конца еще неразгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Дети старшего дошкольного возраста, посещая детский сад,  приобретают достаточное количество учебных навыков: научились считать, читать.

Однако, поступив в первый класс, многие из них сталкиваются с серьезными проблемами: трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил, понятий; в установлении и образовании причинно-следственных связей.

Одна из причин такого положения недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях.

Абстрагироваться от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере детям доступно лишь в школьном возрасте,

Я полагаю, что вы со мной согласитесь, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществляется главный естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному.

Интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.

Игры и игровые упражнения необходимо подбирать, учитывая возрастные возможности детей.

Использовать игры и игровые упражнения для развития всех операций мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция.

В играх активизируется речевая деятельность детей. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только повышает готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам.

Ход игры требует от детей развернутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. Не все упражнения можно проводить с использованием картинок, рисунков. Обобщение, абстрагирование полноценнее реализуется в тех случаях, когда ребенок «не привязан» к конкретному объекту. Детям может потребоваться и подсказка, и совет педагога. Помощь взрослого, его заинтересованное общение помогут детям не только справиться с поставленной целью, но и делают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Игровое упражнение «Подбери слово»

Цель; закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.

  • Моряк увидал далекий остров, так как взял в руки  ...   (лупу, бинокль, очки).
  • Маша уколола спицей палец, так как не умела ... (стирать, вязать, шить).
  • Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломался или сломалось ... (зеркало, руль, багажник, колесо).
  • Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в нее ... (прутик, крошки хлеба, камешки).
  • Девочка отдернула руку, потому что взялась за горячую ... (ручку сковородки, плиту, кастрюлю).

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Девочка поднялась с сиденья автобуса, потому что...

Мальчик быстро бежал к школе, потому что...

Бабушка выключила телевизор, потому что.,.

Собака грозно зарычала, потому что...

Собака весело завилял хвостом, потому что...

Мама открыла окно, потому что..,

Петя громко вскрикнул, потому что...

Мышка спряталась в траве, потому что...

Зайчишка спрятался под веткой ели, потому что.,.

Сова днем спит, не летает, потому что...

Ежик свернулся клубочком, потому что...

Игровое упражнение «Помоги Незнайке!»

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор.

      Педагог  может,  называя по одному слову, каждый раз уточнять  с ребенком «необходимо» это или нет. Например.

  • Сад: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки. (Без забора может быть сад? А без фруктовых деревьев? Без скамеек может быть сад? Без собаки?).
  • Улица: дорога, дома, фонари, люди, магазины.
  • Лес: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.
  • Море: песок, отдыхающие, рыбы, соленая вода, катер.
  • Река: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.

Игровое упражнение «Во что превратится?»

Стул без спинки.

Чашка без ручки.

Мороженое без холодильника.

Дерево без веток.

Стол без ножек.

Диван без спинки.

Самолет без крыльев.

Книга без страниц.

Подушка без перьев.

Спички без серы.

Снеговик без холода.

Телевизор без электричества.

Карандаш без грифеля.

Кофта без рукавов.

Кепка без козырька.

Окно без стекол.

Сад без деревьев.

Игровое упражнение «Закончи предложение»

(Проговорить получившееся высказывание целиком).

Мама надела нарядное платье, -

Дети взяли лейки, -

Петя закрыл лицо руками, -

Вова поднял с земли птенчика, -

Дети взяли на прогулку пакет с хлебными крошками, -

Бабушка взяла веник, -

Лена надела шапку, чтобы -

Рабочие привезли кирпич, -

Дима так громко закричал; «Ау-у-у!» -

Игровое упражнение « Что лишнее? Почему?»

Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных.

Муравейник - нора - скворечник - дупло.

Коньки - велосипед - лыжи - санки - снегокат.

Колбаса - сосиска - сыр - ветчина.

Ложка - нож - ножницы - вилка,

Игровое упражнение «Объясняй-ка!»

 Цель: подробно объяснить - в чем ошибочность приведенных суждений.

У Кати кукол больше, чем игрушек.

Трехэтажный дом ниже одноэтажного.

Ручеек шире реки.

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира.

Папа моложе сына, но старше дедушки.

Черепаха ползает медленнее улитки.

Тигр слабее волка.

Петя в зоопарке увидел зверей больше, чем львов,

У кролика ушей меньше, чем у зайца.

Стол квадратнее окна.

Стул деревяннее карандаша.

Игровое упражнение «Угадай, что случилось?»

Цель: придумать несколько возможных причин названному явлению, четко сформулировать каждое объяснение.

Вода на полу в ванной комнате.

Крик во дворе.

Разбитое стекло.

Сломанное дерево.

Пустая лодка посередине реки.

Кот на дереве.

Оцарапанный шкаф.

Осколки стекла на полу.

Собака одна на острове.

Козленок в птичнике.

Леопард обхватил лапами ствол толстого дерева.

Ежик под диваном.

Попугай в ванной комнате.

Парашютист на дереве.

Молоко на плите.

Гриб мухомор на спине лося.

Утенок в камышах.

Игровое упражнение «Хорошо - плохо»

      Цель: подробно     объяснить,      что     положительного,     что отрицательного в названных явлениях.

Пример: снег идет, это хорошо, светло вокруг, красиво. Плохо, если много снега на дорогах, машинам трудно ехать по дороге, управлять машиной трудно.

Листопад -.

Дождь -,

Купание в реке - .

Рубка леса -.

Гимнастика -.

Путешествие -.

Просмотр телевизионных передач - .

Празднование Дня рождения -.

Долгий сон -.

Охота -,

Ремонт в квартире -.

Поездка на дачу -.

Прогулка по лесу -.

Катание на аттракционах -.

Мышление - исключительно сложный психический процесс, до конца еще неразгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, четкости и полноте всех формулировок ребенка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления - речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"

«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...

Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...

Развиваем логику ребенка

Рекомендации родителям о развитии логики у детей, логические задачи, игры...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....