Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе для детей с ФНР на тему: «Помощь зоопарку - автоматизация звука [Р]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Прейс Екатерина Викторовна

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-Образовательные:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • Учить образовывать существительные во множественном числе;
  • Закреплять навыки артикуляционных упражнений;
  • Уточнять представления об артикуляции звука Р и его характеристике;
  • Учить определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);

Коррекционно-Развивающие:

  • Развивать фонематические процессы
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие внимание, память, мышление

Коррекционно-Воспитательные:

  • Воспитывать стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитывать у детей чувство сопереживания.
  • Воспитывать у детей умение внимательно слушать собеседника, не перебивать друг друга.

 

Оборудование: индивидуальное зеркало, картинки артикуляционных упражнений, предметные картинки с изображением диких животных, карточки со слогами, схемы слогового состава слов, мяч, флажки.

Предварительная работа:

Постановка и автоматизация звука [Р]; обучение детей правилам деления слов на слоги, отработка правильного произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.

Форма организации детей: подгрупповая.

Технология: игровая, личностно- ориентированная, технология проблемного обучения, коррекционно-развивающая, технология наглядного моделирования, информационно- коммуникативная, здоровьесберегающая.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 34

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по познавательно-речевому развитию детей

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия

в подготовительной группе для детей с ФНР

на тему:

«Помощь зоопарку - автоматизация звука [Р]»

Выполнила:

Учитель-логопед

Прейс Екатерина Викторовна

Санкт-Петербург

2024

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-Образовательные:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • Учить образовывать существительные во множественном числе;
  • Закреплять навыки артикуляционных упражнений;
  • Уточнять представления об артикуляции звука Р и его характеристике;
  • Учить определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);

Коррекционно-Развивающие:

  • Развивать фонематические процессы
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие внимание, память, мышление

Коррекционно-Воспитательные:

  • Воспитывать стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитывать у детей чувство сопереживания.
  • Воспитывать у детей умение внимательно слушать собеседника, не перебивать друг друга.

Оборудование: индивидуальное зеркало, картинки артикуляционных упражнений, предметные картинки с изображением диких животных, карточки со слогами, схемы слогового состава слов, мяч, флажки.

Предварительная работа:

Постановка и автоматизация звука [Р]; обучение детей правилам деления слов на слоги, отработка правильного произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры.

Форма организации детей: подгрупповая.

Технология: игровая, личностно- ориентированная, технология проблемного обучения, коррекционно-развивающая, технология наглядного моделирования, информационно- коммуникативная, здоровьесберегающая.

                                                                                          Ход занятия:

Этапы занятия

Действия учителя-логопеда

Предполагаемые ответы и действия детей

I.   Вводная часть

II.Основная часть

рефлексия

Стук в дверь, охранник передает  коробку .

-Ребята, посмотрите пожалуйста, что за коробку нам принесли.  Открываем коробку, а там письмо, от директора зоопарка. Он пишет, что жук Буквоед съел звук в табличках с названиями животных, и они не могут узнать, где чья клетка. Давайте, поможем животным и отыщем эту букву.

Мы будем выполнять с вами задания и узнавать какого звука в табличках не хватает, и тем самым поможем узнать, где чья клетка.

-Вы готовы?

1.Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое я прочитаю.

Ранним утром кое-как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.

- Какой звук в этом стихотворении я произносила чаще?

-Ребята, с чего мы с вами начинаем наши занятия?

2.Артикуляционная гимнастика.
-Но перед тем, как отправиться на поиски звука, давайте потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом   Язычке»


Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.


Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

Упр. «Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Упр. «Индюк»

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.


А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.

Упр. «Вкусное варенье

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму,
И остатки оближу.

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.

Упр. «Чашечка»

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.


Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Упр. «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

-Ребята вы молодцы, откроем первую карточку?

-Логопед открывает карточку со словами:

. ысь  , .зеб.а , ба.ан, в которой не хватает звука Р.

-Какого звука не хватает в этих словах?

-Молодцы! Давайте продолжим.




4. Анализ артикуляции звука.

- Ребята, давайте вспомним, как мы произносим звук [Р]?

Молодцы!


5. Характеристика звука.
- Давайте дадим характеристику звука [Р].

Какой звук Р: гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Молодцы, не забываем про наше задание, продолжаем открывать карточки с названиями животных?

-Ребята вы молодцы, откроем следующие карточки?

-Логопед открывает карточку со словом:

 Боб.,  панте.а , кенгу.у.

-Какого звука не хватает?

-Молодцы! Давайте продолжим.


6.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

-Ребята ,я сейчас вам буду произносить звуки, а вы  хлопните в ладоши, когда услышите звук [Р]
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

- Поднимите флажок вверх, когда услышите слог со звуком [Р]
б) на уровне ряда слогов:
РА – ЛО – ПО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РА – РЫ – КО – РУ – АР

-Закройте глазки руками, когда услышите слово со звуком [ Р]
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.


-Ребята вы большие молодцы, откроем следующие карточки?

-Логопед открывает карточку со словами:

 Гепа.д , жи.аф, тиг.  .

-Какого звука не хватает?

-Молодцы! Давайте продолжим.


7.Автоматизация звука в словах. Игра «С Мячом» Один-много.
- А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть.

- Поиграем с мячом? Я вам называю один, а вы мне много.
рак – много раков, тигр -…, рысь -…, крот -…, верблюд -…, крокодил -…, носорог -…, жираф -…, барсук -…, пантера -…, гепард -…, зубр -….

-Умнички!


9.Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).
Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на местоположение звука. (начало, середина, конец)
Зубр, носорог, жираф, верблюд, рысь, крот.

-Ребята вы молодцы, откроем следующие карточки?

-Логопед открывает карточку со словом:

 Носо.ог, ба.сук,

-Какого звука не хватает?

-Молодцы! Давайте продолжим.

10. Работа над слоговой структурой слов.

Игра «Собери слова»

- жук Буквоед нам опять навредил. Он разломал все таблички на части и перепутал их. Нам нужно собрать названия животных из частей.

- Будьте внимательны! Вредный Буквоед добавил ещё и лишние таблички.

БАР,СУК,ГЕ,ПАРД,ЖИ,РАФ,

КЕН,ГУ,РУ,КРО,КО,ДИЛ.

МА,ТА,ЛА.

11. Работа над лексико-грамматическим строем речи.

                                                         

А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку».

Я называю вам часть тела животного, а вы называете, чья она, и собираете  картинку животного.

Хвост тигра (чей?) —

Горб верблюда (чей?) — …

Шея жирафа (чья?) — …

Зубы крокодила (чьи?) — …

Голова рыси (чья?) — …

Ребята вы молодцы, откроем последнюю карточку?

-Логопед открывает карточку со словом:

 К.окодил.

-Какого звука не хватает?

-Молодцы!

12.Игра «Рассели животных»

-Ребята мы с вами смогли помочь животным, отгадали пропущенную букву, какой же буквы не хватало в каждом названии животного?

-А теперь давайте поможем расселить животных по своим местам.

Логопед дает карточки детям и фигурки животных.

III.Заключение.

- Молодцы. Вы помогли найти свои клетки всем животным.

- Вам понравилось наше занятие? Понравилось помогать братьям нашим меньшим?

- Что понравилось больше всего?

- А что показалось самым сложным?

Дети подходят к логопеду.

Ответы детей.

Поможем!

Да.

Звук Р.

С гимнастики для язычка.

Дети выполняют упражнения «Улыбка»

Щелкают язычком.

Широко открывают рот, поднимают язычок вверх-вниз, за зубками.

«Бл-бл-бл-бл»

Облизывают сначала верхнюю губу, затем нижнюю.

Тянут язычок к носу, делают «чашечку»

Чистят язычком верхние и нижние зубки.

Да.

Звука Р. Это слово Рысь!

А это слово Зебра, Баран.

Пишут букву Р на карточке.

Дети перед зеркалом произносят звук [Р] и рассказывают его артикуляционный уклад.
- губы в широкой улыбке,
- язычок поднят вверх и дрожит,
- воздушная струя сильная и тёплая.

Дети выбирают условное обозначения звука [Р]: Синий квадрат, не зачёркнутый колокольчик и дают его характеристику.

- Согласный, звонкий.

Да, продолжаем.

Ребята пишут на карточках пропущенную букву Р. И называют животных.

Хлопают в ладоши, когда услышали звук Р.

Поднимают флажок, когда услышали звук Р в слогах.

Закрывают глазки руками, когда услышали слово со звуком Р.

Да.

Ребята пишут на карточках пропущенную букву Р. И называют животных.

Рак-много раков, тигр-тигров, рысь-много рысей,

Крот-много кротов, крокодил-много крокодилов, тд…

Дети выполняют задание у доски, по схеме.

Ребята пишут на карточках пропущенную букву Р. И называют животных.

Дети собирают слова из слогов и читают, что у них получилось.

тигринный

верблюжий

жирафья

крокодильи

рысья

Ребята пишут на карточке пропущенную букву Р. И называют животное.

Ответы детей.

Дети расставляют животное в соответствии с названием карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».   ...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (средний дошкольный возраст). Тема: «Осень»

   На занятии закрепляется объём знаний об осени в игровой форме,  решаются   коррекционные цели:Обобщать знания детей об осени.Учить проводить длинные вертикальные лин...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Приключения Совы Сони», «Автоматизация звука «С»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в словах и предложениях.Цель: автоматизировать звук [С] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- з...